Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные подходы к определению предмета философии права. Методы философии права




Необходимо начать с того, что философия права представляет собой философско-понятийное осмысление сущности права, его возникновения, связи с др. явлениями объективного духа, осмысления соизмеримости сформулированных и кодифицированных правовых положений с лежащими в их основе идеями и нравственными целями. В частности, философия права рассматривает право с логической, гносеологической, психологической, социологической и этической точек зрения.[6] Различные по содержанию направления философии права объясняются различиями в мировоззрении, лежащем в их основе, и в том историческом состоянии права, с которым связано его философское осмысление.

Трудность, однако, в том, что «…юристы и до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права».[7] Прошли века но, увы, положение существенно не изменилось: «…отдельные философско-правовые проблемы разрабатывались фрагментарно, от случая к случаю. И только в последние годы стали появляются труды по философии права, которая постепенно приобретает «права гражданства» в системе юридических наук…».[8] В правовой литературе понятие философии права учёные сравнивали с некой Ариадниной нитью, при помощи которой можно действительно правильно суметь выбрать необходимый путь к осмыслению правовых явлений и процессов.

Именно эта отрасль знания должна была выработать руководящие принципы и основные понятия права. Ю.В. Тихонравов говорит о том, что философия права открывает юристу научное понимание различных систем позитивного права. Необходимость философии права, по мнению ее представителей, обнаруживается и в правоприменительной деятельности. Так, судья, принимающий решение на основании законов, во многих случаях должен устанавливать их смысл, следуя правилам так называемого искусства толкования. Однако в праве встречаются такие широкие пробелы, которые не могут быть порой восполнены даже путем аналогии.

В широком смысле слова право является основанием всей общественной жизни, на котором строятся различные способы взаимодействия и формы объединения людей, то есть вся система общественных отношений. Раскрыть природу права как сложного механизма можно только с помощью комплексного, интегративного подхода. Без этого невозможно продуктивное развитие юридических наук, которые должны опираться на четко сформулированные принципы, иметь философское обоснование. Именно это и имел виду Г. Гегель, подчеркивая, что наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, или, что-то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета».[9]

Наиболее общим образом проблемное поле философии права как раздела гуманитарного знания может быть обрисовано с помощью таких универсальных философских категорий как свобода, справедливость и равенство, право и закон, правосознание и нравственность. Кроме этого, некоторые исследователи включают в этот контекст понятие воли: «… Почвой права является воля, но не в узко психологическом смысле, а в смысле духовно-практического, деятельного способы отношения человека к миру (прежде всего – в отличие от теоретического способа отношения)». И далее: «В психологическом отношении воля есть высшая способность желания, побуждение, страсть, мотив, интерес, ценностная установка. Ни один человеческий поступок не совершается без наличия определенного волевого импульса, без мотива или желания. В философском же смысле воля есть нечто большее. Это – способность человека «опредмечивать» свои идеи и замыслы, вкладывать свои цели в мир вещей, одухотворяя и «очеловечивая» их».[10]

На практике же существует много конкретных, узко квалифицированных вопросов, решение которых предполагает философское осмысление права, например, соотношение права личности и право этноса (весьма актуальный вопрос на постсоветской пространстве), возможность правового обоснования эвтаназии, обоснованность допущения как меры наказания смертной казни и т.п.

С этим все более или менее ясно. Но вопрос о предмете философии права является дискуссионным. Г. Гегель писал: «Познание предмета не дается нам от природы. У каждого человека есть пальцы, он может получить кисть и краски, но это еще не делает его художником. Так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и поэтому наше познание должно быть научным».[11] Свою концепцию философии права Гегель раскрывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его характеристике, лишь с его видимыми и внутренними противоречиями.

Можно сказать, что основная задача философии права, по Г. Гегелю, состоит в том, чтобы осмыслить идеи, лежащие в основе права, что возможно лишь с помощью особого мышления и философского познания права. Подлинная мысль о праве, по его мнению, это особое понятие, основанное на внутренней диалектике. Таким образом, решающее значение в философии права имеет ее «мировоззренческий стержень» – мировоззренческое понимание права (по Гегелю это «мыслящая себя идея права», «разумность права»), постижение смысла права, выраженных в нем ценностей.

Право, как объект, исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает право под углом зрения своего специфического понимания данного объекта, с позиций своего предмета и метода. При этом (по определению В.С. Нерсесянца), под объектом научной дисциплины имеется в виду того, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом – уже осмысленное состояние объекта. Исходя из того, что предметом высшей духовной формы познания может служить «право в его соотношении с законом» В.С. Нерсесянц именно по этим углом зрения раскрывает основные проблемы философии права.

Но дело как раз в том, что осмыслено это состояние совершенно по-разному. По мнению известного российского теоретика права С.С. Алексеева, философия права – это «наука о праве в жизни людей, в человеческом бытии».[12] Кроме того, он утверждает, что философия права - это новая, наиболее высокая ступень осмысления права, как явления в «…известном смысле вершина обобщенных юридических знаний».

Затрагивая проблемы историко-логического порядка, историю формирования и развития понятий о права отражающих реальные общественные отношения, надо не упускать из поля зрения тот качественной новый поворот в самом подходе к праву, который характерен для этой, философской, области научных знаний о праве.[13]

Возможно это и так, хотя все отрасли юридической науки стремятся анализировать право в жизни людей, а не только философия права.

По мнению видного советского теоретика права Д.А.Керимова, «…предмет философии права можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия».[14] Д.А Керимов в первую очередь подчёркивает бытийную составляющую в осмыслении философии права. В своей другой работе Д.А. Керимов рассматривает перспективы философского осмысления права в контексте учения о всеобщих диалектических законах и категориях. Данный способ представляется оправданным, но только в рамках одной выбранной методологии.[15]

В.С. Нерсесянц считает, что предмет философии права – это «право в его соотношении и различии с законом».[16] Пожалуй, это наиболее распространенный в настоящее время подход, хотя, по мнению некоторых ученых, этим должна заниматься общая теория права.

Ю.В. Тихонравов полагает, что предмет философии права это «смысл права», поиск некой особой правовой сущности,[17] хотя разве не поиском смысла права занята вся юриспруденция? И.П. Малинова полагает, что предмет философии права скрыт в особом способе самоопределения человека (т.е понимания права), рефлексии духовных оснований его бытия в сфере реальной, воплощённой в некое действие свободы.[18] Здесь, в этом определении делается акцент на отражающие возможности философии права, которые позволяют взглянуть внутрь социально-регулятивных процессов, основания которых могут возникать в сознании человека. Есть также мнение о том, что: «…философия права имеет своим предметом изучение сущности права как выражения социальной справедливости».[19] При таком разнообразии трактовок ответ на вопрос о предмете философии права не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд.[20]

Подобные расхождения в определении предмета философии права не случайны, поскольку, хотя в настоящее время ценность права и является общепризнанной для цивилизованного общества, каждая школа, и каждый серьезный теоретик имеют свое представление об этом явлении.

Право ищут в разрешении любого спорного дела. К праву апеллируют и прокуроры и адвокаты, на право возлагают надежды простые граждане. Все люди ищут право, а где его искать и что это такое до конца никто не знает. Может быть, оно воплощено в свободе, может быть в достоинстве, в идеале или реальности? Может быть, его следует искать в экономике или классовой борьбе, а может быть в воле некого Мирового Разума или Абсолюта?

Истина, как её понимать по отношению к правовым явлениям относительна и сами единичные истины сокрытые в праве также относительны. Особенность правового феномена заключается, что он по сути своей относителен, так как его внутренняя идея и его внешние проявления варьируются в зависимости от времени и пространства и обусловлены конкретными правовыми системами, то есть – зависят от своего окружения.[21]

На практике же право понимается чаще всего однозначно, иначе оно утратило бы свою функцию по упорядочиванию и стабилизации общества. Так, в России большинство и юристов и философов считают, что отечественная правовая наука тяготеет к нормативному восприятию права. Однако, много указывает и на то, что эта традиция не является ведущей, поскольку в большей степени русский характер тяготеет к принятию естественного, абсолютно справедливого абстрактного правового начала, нормативное право лишь видимо соблюдается без внутреннего принятия его и согласия с ним по принципу: «так надо» но не «так нужно и полезно». По этому поводу современные российские исследователи ещё не пришли к единому мнению.[22]

Само существование такой учебной дисциплины как «Философия права» не всем специалистам представляется бесспорным. Например, существует мнение, что «Познание правовых закономерностей…является непосредственным делом юристов и только их. Философия права, сыграв свою позитивную роль в формировании правоведения, представляется анахронизмом. Современное правоведение (то есть теория права) имеет более глубокие знания о закономерностях права, чем априорно созданные когда-то философии права».[23] Такое теоретическое положение выражает крайнюю степень веры во всесилие юридической науки, хотя сразу возникает вопрос, почему теория права с помощью своего инструментария так до сих пор чётко не ответила, например, на вопрос что такое право как явление, каковы его онтологические основания.

Но наличие подобной точки зрения не избавляет нас от необходимости искать истину в праве. Высшие учебные заведения готовят людей, «способных разумно и сознательно проводит в жизнь идею правды (права), а не казуистов, способных ловить рыбу в мутной воде российских законов».[24] И в данном случае, следует отличать правосознание от повседневной юридической компетентности. Подобная компетентность правосознанию не мешает, но никоим образом его и не формирует. Если бы было иначе, то пришлось бы признать, что человек постигший право – это рецидивист, хорошо знающий уголовный кодекс и умеющий избегать заслуженного наказания.

Таким образом, можно указать на основные вопросы, которые формулируются философией права: Ввиду сложности самой структуры права решение вопроса о том, что есть право, может быть осуществлен в контексте решения отдельных задач:

А) о сущности и значении справедливости – один из важнейших вопросов философии права, который подчеркивает связь с нравственной философией, можно его также трактовать как вопрос об обосновании возможности естественного начала в праве;

Б) о нормативно-принудительной силе права, или вопрос о том, почему человек должен подчиняться праву, и как функционирует механизм властного принуждения;

В) о природе и функциях позитивного права (задача, в рамках которой выясняется характер правовых норм), тесно связанный с решением предыдущих двух вопросов, — он обеспечивает оправдание позитивному праву;[25]

Г) об отношении личности к праву, как в процессе соприкосновения с правовой реальностью на чувственно-эмоциональном уровне, так и в процессе познания норм и структуры права на рационально-теоретическом уровне.

Решение этих задач философии права позволяет функциональный круг действия права, т.е. обосновывать необходимость права для человека и определять границы, которые обозначают степень его легитимности.

Методология философии права строится на основании общей философской методологии, однако среди исследователей существуют различные мнения по поводу специальной философско-правовой методологии. Д.А. Керимов полагает, что методология философии права есть общенаучный феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания выработанных всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, ее практического преобразования».[26]

Можно сказать, что методология философии права строится по следующим основаниям и делится на:

1) методологию теоретического познания права;

2) методологию практического функционирования права, которая включает в себя методологию правотворчества, и правоприменения

3) методологию личностного отношения к праву, которая включает в себя методологию правоотношения и правосознания.

В свою очередь, в рамках методологии познания права можно выделить следующие уровни:

1) философский, представляющий собой систему мировоззренческо-методологических идей и принципов, воплощенных в том или ином способе осмысления права (типе правопонимания), а также их сравнение, критику и обоснование;

2) научный, представляющий систему принципов и методов научного познания в целом или отдельной науки, применяемых для более глубокого познания права, в рамках которого выделяются: общенаучные методы и приемы и частнонаучные методы – психологический, логический и другие, то есть знание в области отдельных наук, применяемое для познания правовых явлений.

В современной научной литературе даются различные подходы к определению методологии права. Например: «Методологией права в собственном смысле следует считать наиболее общий философский уровень правоведения — методологию философии права. Она представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (рефлексию) этих средств. Обобщенным выражением такой системы являются различные типы правопонимания, или способы осмысления права — методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческо-смыслового содержания права и его обоснования».[27]

С.Г. Чукин, В.П. Сальников, В.В. Балахонский полагают, что вопрос о методологии относится к одному из главных в современной философии права и служит основанием разграничения типов философского обоснования права. Главным выделяется метод критической рефлексии, отличающий философское познание от нефилософского. Суть его состоит в неразрывности акта познания от акта размышления о самом познании.[28] Кроме того, выделяются герменевтический и феноменологический метод. В происхождении, функционировании и применении права многое зависит от того, как субъекты права могут коммуникатировать друг с другом, а также каким образом происходит понимание субъектами смысла и содержания нормативных текстов. Феноменологический метод основан на принципах феноменологической редукции, и включает в себя анализ права с точки зрения «природы вещей». Его практиковали немецкие философы Г. Радбрух, Г. Фехнер и В. Майхофер.[29]

Существует также теоретико-аксиологический метод. Это подход к праву с точки зрения философии ценностей, основывающийся на аксиологической концепции и философской антропологии М. Шелера. Он писал: «…внутренние и внешние действия живого существа служат влечению и удовлетворению потребности. Далее, мы называем этот интеллект практическим, так как его конечным смыслом всегда является действие … Но если мы перейдем к психической стороне, то сможем определить интеллект как внезапно возникающее усмотрение предметного и ценностного состояния дел в окружающем мире… не только недоступного непосредственному восприятию, но и никогда не воспринимавшегося прежде, так что его невозможно воспроизвести. Выражаясь позитивно, это – усмотрение положения дел на основе системы отношений, фундамент которой отчасти дан в опыте, а отчасти дополняется предвосхищающим».[30] М. Шелер предлагает оригинальное представление о необходимости понимания и принятия права, основанного на особом для человека способе регулирования поведения: «…по сравнению с животным, которое всегда говорит «да» действительному бытию, даже если пугается и бежит, человек – это «тот, кто может сказать нет», «аскет жизни», вечный протестант против всякой только действительности»[31].

В качестве особого метода философии права В.С. Нерсесянц предлагает специальный метод – «либертарно-юридический»[32]. Либертарно-юридический метод - это всеобщий способ правового моделирования познаваемой социально регулятивной действительности по принципу формального равенства свободы и справедливости, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально-равного) понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности. Этот метод характеризуется гуманистическим содержанием, стремлением подчеркнуть «правовой взгляд на мир, правовое виденье действительности»[33].

По сути, либертарный метод раскрывает, что сущностью социальной реальности является особое формальное равенство во взаимосвязи с осознанием обществом свободы и справедливости.

В целом, можно отметить, что для философии права эффективна методология рациональной философии, которая использует в построении теоретических основ философского обоснования права метод рациональной дедукции, с помощью которого формулируется понятие права из определенных, предельно обобщенных логико-понятийных конструкций. Эмпирико-позитивистская философия идет обратным путем, пользуясь методом эмпирической индукции, то есть обобщает частные проявления права в общее понятие права.

Можно также выделить в рассмотрении актуальных вопросов методологии философии права применение диалектического и метафизического методов.

Философия намного шире раскрывает человеку горизонты познания, чем любая другая наука. Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть выступает в качестве одного из принципов системного знания так как в этом случае в методе совпадают объективное и субъективное начала, философия позволяет не навязывать никому своей воли. Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс знания мира и человека. Категории диалектики выступают в качестве универсальных понятий, поэтому они в каждом методе способствуют построению любой специфической теории, в том числе и философско-правовых теоретических положений. В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь опыт человеческого знания, что позволяет выделить её особую синтезирующую функцию. Поэтому диалектика как метод выступает в качестве основания, в том числе и для философско-правового знания.

В сфере философии права диалектический метод развертывается в систему теоретических конструкций, с помощью которых обосновываются определенные правовые взгляды на взаимосвязанные элементы законов. Диалектика стремится придать органичное единство внутренней структуре познания правовой реальности в целом, как она есть.

Необходимо отметить, что как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские интерпретации права оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку. Кроме того, влияние оказывается и развиваемые в ее рамках сравнительно философско-правовые теории и концепции. В то же время юриспруденция, теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое влияние на философские исследования правовой тематики.

Несмотря на то, что со второй половины XIX века философия права стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться на юридических факультетах, ее развитие и по сей день представляется тесно связанным с генезисом национальной и мировой философской традиции. Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе философских и юридических наук напрямую зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране, от политико-идеологических факторов, а также научных традиций.

Итак, в философии права в рамках её предмета исследуется право в целом, право как воплощение социального бытия, право как определенная универсальная целостность, весь мир права, все правовое сущее. Можно пояснить, что философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.