Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели развития масложирового подкомплекса РФ 2 страница





 

Аграрный рынок, являющийся составной частью единого рын­ка страны, имеет сложную структуру и охватывает все сферы агро­промышленного комплекса (рис. 15).

Инфраструктура рынка представляет собой совокупность ком­мерческих организаций и служб, обеспечивающих успешное фун­кционирование всех видов рынка. Инфраструктура аграрного рынка включает товарные биржи, предприятия оптовой и рознич­ной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, рек­ламные агентства, информационные службы, консалтинговые и аудиторские компании.

Товарная биржа — это организационная форма оптовой торгов­ли товарами по стандартам и образцам, функционирующая на по­стоянной основе. Основное назначение товарных бирж — оказа­ние услуг при заключении сделок, регулирование процесса торга между продавцами и покупателями, публикация информации о ценах. Аукцион — публичная продажа товара, при которой покупа­телем становится тот, кто предлагает более высокую цену. Ярмар­ка — периодически устраиваемый съезд сельскохозяйственных, промышленных и торговых организаций, коммерсантов преиму­щественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставлен­ным образцам.


Службы информации занимаются сбором сведений о спросе и предложении товаров на различных рынках, о норме прибыли. Полученные данные используются для выработки стратегии пове­дения товаропроизводителей. Консультативные службы (консал­тинга) осуществляют консультирование на коммерческой основе продавцов, покупателей и производителей по различным вопро­сам хозяйственной деятельности организации. Аудиторские орга­низации проводят комплексную проверку финансово-хозяйствен- ной деятельности предприятия с целью оценки реальных возмож­ностей участия в бизнесе. Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры находятся на стадии становления и развития.

Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарооб­менных операций, повышает их оперативность и эффективность, связывает производителей и потребителей в единый хозяйствен­ный процесс.

Система специализированных рынков включает рынки земли, труда, средств производства (материальных ресурсов), сельскохо­зяйственного сырья и продовольствия. Отсутствие или недоста­точное развитие любого из указанных рынков приводит к сниже­нию эффективности рыночных отношений.

Рынок земли в нашей стране еще недостаточно развит и не под­креплен в полном объеме законодательной базой. Во многих стра­нах с рыночной экономикой такой рынок существует. В нашей стране вопрос о создании полномасштабного рынка земли находит­ся в стадии решения. У нас существует рынок, где основным това­ром являются дачные участки (земли членов коллективного садо­водства и огородничества) и земельные участки личных подсобных хозяйств, в то время как основные земельные массивы сельскохо­зяйственных предприятий (производственных кооперативов, това­риществ, обществ и т. д.) товаром пока не стали. Исправить такое положение призван закон РФ «Об обороте земель сельскохозяй­ственного назначения», вступивший в силу в январе 2003 г.

Формирование рынка земли имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

К положительным последствиям можно отнести следующие: продажа и аренда земли позволяют зарабатывать средства для дальнейшего расширения производства, интенсивно использовать оставшиеся земли;

внутрихозяйственные обороты земельных долей дают возмож­ность увеличивать размеры крестьянских и личных подсобных хо­зяйств до оптимальных;

г возмож- эбных хо- ] ственную на рынке Ш о оборота Л
щ

не будет бесплатного изъятия земель. Из негативных последствий следует отметить такие: по причине низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию село не способно конкурировать с городом земли, что приведет к изъятию из сельскохозяйственного части земель;


из-за низкой доходности сельские жители предложат свои зе­мельные доли на продажу, в результате чего из собственников они превратятся в наемных работников с соответствующим отношени­ем к земле;

могут появиться крупные землевладельцы, рантье. В сложившихся условиях продажа земли не может быть свобод­ной, нерегулируемой. Методами государственного регулирования сделок с землей сельскохозяйственного назначения должны стать: прямое регулирование — изъятие по решению государственных органов земель из рыночного оборота или их ограничение в обо­роте; запрет на изменение целевого назначения сельскохозяй­ственных угодий, на приобретение их лицом, не обладающим воз­можностями организовать использование этих угодий по назначе­нию; предоставление преимущественного права покупки или аренды отдельным землепользователям; установление предельных размеров участков и др.;

косвенное регулирование — дифференцированное налогообло­жение как самих сделок, так и последующего использования зем­ли; кредитование и субсидирование различных категорий земле­пользователей; частичное финансирование со стороны государ­ства землеустроительных работ и др.

Однако каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю должна быть предоставлена возможность в необходимых случаях приобрести дополнительную земельную площадь, требующуюся для доведения производства до оптимальных размеров и рацио­нальной организации труда.

Рынок труда — это общественно-экономическая форма движе­ния рабочей силы, занятой в отраслях агропромышленного комп­лекса. Рынок труда представляет систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизнен­ных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы по за­конам товарного производства и обращения.

На рынке труда в качестве специфического товара выступает рабочая сила. Поэтому рынок труда представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи такого то­вара. Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении.

Спрос в данном случае выступает в форме потребности на за­нятие свободных рабочих мест и выполнение работ, а предложе­ние — в наличии незанятой рабочей силы и желающих изменить место работы. Спрос и предложение реализуются в конкурентной борьбе между работниками на занятие того или иного рабочего места или выполнение работы и между работодателями за привле­чение нужной рабочей силы.

Рынок труда является рынком особого рода, для которого ха­рактерны следующие особенности. Во-первых, если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. Во-вторых, предложение рабочей силы определяется демографическими фак­торами — уровнем рождаемости, темпами роста численности тру­доспособного населения, его половозрастной структурой. В-треть­их, серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают про­цессы иммиграции. В-четвертых, влияние на потребность в рабочей силе оказывает развитие научно-технического процесса. Все вышеперечисленные особенности необходимо учитывать при формировании и развитии рынка труда в агропромышленном комплексе.

Опыт развитых стран показывает, что рынок аграрного труда способен значительно улучшить использование трудовых ресурсов села, резко сократить потребность в них в сельском хозяйстве. В то же время рыночные отношения ведут к ряду негативных соци­альных последствий, наиболее болезненным из которых является безработица.

На Западе нормальным основанием роста масштабов безра­ботицы является исчерпание рынка, когда дальнейшее расши­рение рынка занятости означало бы перепроизводство продо­вольственных товаров, а значит, и снижение эффективности. В АПК России нет пока факторов перенасыщения и, следователь­но, могут создаваться новые рабочие места для высвобожден­ных из сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей ра­ботников. Однако препятствием здесь является отсутствие дос­таточных инвестиций. Следовательно, в ближайшие годы рынок труда будет в значительной мере дисбалансирован, т. е. одновременно будут иметь место процессы как дефицита кад­ров, так и безработицы.

Государственная политика на рынке труда должна включать меры поддержки трудоспособного сельского населения, потеряв­шего работу, но желающего эффективно трудиться и активно ищущего новые виды деятельности. Основными направлениями государственного регулирования развития рынка труда являются: стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест в государственном секторе; подготовка и переподготовка рабочей силы; содействие найму работников; выделение средств на посо­бия безработным.

Рынок средств производства — сфера обмена, в которую входят организации, обеспечивающие предприятия АПК необходимыми средствами производства.

Важнейшим принципом организации рынка средств производ­ства для АПК должно стать единство материально-технического снабжения, ремонта, гарантийного и послегарантийного обслужи­вания, а также снабжения запчастями на весь срок службы маши­ны.

Поставка техники, оборудования и других средств производ­ства может осуществляться как непосредственно предприятием- производителем, так и через несколько звеньев посредников: оп­товые базы, дилерские пункты, сбытовые фирмы.

Неотъемлемый элемент рынка материально-технических ресур­сов — вторичный рынок машин и оборудования, позволяющий привлечь в производство простаивающую у ряда собственников и производителей технику и удовлетворить спрос покупателей с не­высоким уровнем платежеспособности.

Создание свободного рынка материально-технических ресур­сов — основа формирования рыночной экономики в агропро­мышленном комплексе. Свободная реализация средств производ­ства предполагает насыщение рынка этой продукцией, конкурен­цию многих поставщиков, из которых потребители выбирают наиболее экономически выгодных по качеству, ассортименту про­дукции и уровню цен.

Анализ формирования российского рынка средств производ­ства для сельского хозяйства показывает, что многие объективные требования не соблюдаются, а система материально-технического обеспечения села не только не улучшается, а наоборот, приходит в упадок.

Сложившийся рынок материально-технических средств не в состоянии обеспечить сельскохозяйственные предприятия не­обходимыми ресурсами, что привело к резкому сокращению ак­тивной части основных средств и увеличению срока их службы. В последние годы списание сельскохозяйственной техники в де­сятки раз превышало ее поступление.

За годы реформ было практически разрушено централизован­ное обеспечение отраслей АПК ресурсами на основе выделяемых фондов. В то же время формирование новых горизонтальных свя­зей между поставщиками и потребителями продукции производ­ственного назначения идет медленно и с большими трудностями. В условиях нарастающего спада производства материально-техни­ческих средств для села существенно усилился диктат поставщи­ков по отношению к потребителям в части определения объемов, номенклатуры, качества, сроков поставки и цен на продукцию.

Почти полностью отсутствует конкуренция. В ресурсопроизво- дящих отраслях преобладают предприятия-монополисты, которые воспользовались возможностью свободно повышать цены на про­дукцию и получать возросшие доходы при одновременном сниже­нии объемов выпуска техники.

Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия — это сфе­ра обмена товарами сельского хозяйства и других отраслей АПК между производителями и потребителями, сложившаяся на осно­ве разделения труда.

Полноценно функционирующий рынок сельскохозяйственно­го сырья и продовольствия представляет собой совокупность сле­дующих составляющих: рыночной инфраструктуры, специализи­рованных рынков и рыночного механизма. Отсутствие или недо­статочное развитие одной из указанных составных частей приво­дит к снижению эффективности продвижения товара от произво­дителя к потребителю, а следовательно, и к снижению рентабель­ности всего агропромышленного производства.

В зависимости от видов продукции, представленных на рынке, различают: рынок сельскохозяйственного сырья (рынок зерна, рынок картофеля и овощей) и рынок продовольствия (рынок мяса и мясопродуктов, рынок молока и молокопродуктов и т. д.).

Рынку сельскохозяйственного сырья и продовольствия свой­ственны определенные особенности, вытекающие из особеннос­тей агропромышленного производства.

1. Зависимость предложения сельскохозяйственной продукции от погодных условий, которые ограничивают возможность конт­роля со стороны товаропроизводителя за количеством и качеством продукции. Это необходимо учитывать товаропроизводителям производственной и сбытовой сфер деятельности.

2. Гарантированный спрос на сельскохозяйственную продук­цию, который обусловлен ее способностью удовлетворять потреб­ности населения в пище. В определенной степени указанная осо­бенность аграрного рынка компенсирует отрицательное влияние предыдущей.

Сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет возмож­ность не производить из года в год одну и ту же продукцию, а ма­неврировать, развивать производство новых, пользующихся спро­сом товаров, таким образом успешно бороться с конкурентами и находить новые источники дохода.

3. Большой объем продукции и ее скоропортящийся характер требуют, с одной стороны, хранилищ (в особенности для овощей, картофеля, плодов), а с другой — реализации в максимально сжа­тые сроки. Только таким образом можно избежать значительных потерь выращенного урожая и, следовательно, снижения доходно­сти производства.

4. Сосредоточение потребления сельскохозяйственной продук­ции в городах обусловливает ее сбыт главным образом через раз­личного рода посредников. Это отнимает определенную долю до­хода у товаропроизводителей: они вынуждены «делиться» с по­средниками частью стоимости своей продукции. Эта доля дохода часто бывает очень значительной.


Рыночные отношения предполагают конкурентное, но беспре­пятственное продвижение продукции от производителя к потре­бителю. Эта система должна включать: механизм квотирования, обеспечивающий гарантию реализации определенной части сель­скохозяйственной продукции и продовольствия; создание феде­ральных и региональных продовольственных фондов и резервов; закупки государством продукции для осуществления товарных инвестиций в случаях, когда необходимо вмешательство с целью ликвидации дефицита продукции, стабилизации и понижения уровня цен; обеспечение свободы перемещения продукции внут­ри страны.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодей­ствия спроса, предложения, конкуренции, цены и аграрного за­конодательства. Рыночный механизм содержит в себе элементы саморазвития и государственного регулирования. Каждый эле­мент этого механизма теснейшим образом связан с ценой, кото­рая служит основным инструментом, влияющим на спрос и предложение.

Рыночный механизм действует как средство принуждения, зас­тавляющее предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать в конечном счете на пользу потреби­телей. Действие этого механизма основано на экономических за­конах.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой продуктовый подкомплекс?

2. Каковы состав и структура продуктового подкомплекса?

3. Как развиваются продуктовые подкомплексы на современном этапе?

4. Охарактеризуйте систему экономических отношений в продуктовых под­комплексах.

5. Сформулируйте понятие экономического механизма и назовите его основ­ные элементы.

6. Какова роль экономического механизма в развитии продуктового подкомп­лекса?

7. Что такое рынок и каковы его функции?

8. Какова структура аграрного рынка?

9. Охарактеризуйте специализированные рынки АПК.


Глава 8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КООПЕРАЦИИ И АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

8.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Развитие кооперации и агропромышленной интеграции способ­ствует росту эффективности общественного производства. Эффек­тивность — это экономическая категория, отражающая действие объективных экономических законов и выражающая степень дос­тижения основных целей, характерных для расширенного воспро­изводства.

При рассмотрении эффективности производства в кооператив­ных и агропромышленных формированиях выделяют три вида эффективности: экономическую, социальную и экологическую.

Экономическая эффективность выявляется путем сопоставле­ния полученного эффекта (результата) с использованными ресур­сами или затратами. Определение экономической эффективности производства на основе сопоставления его результатов как с об­щими затратами живого и прошлого труда, так и с величиной производственных ресурсов обусловлено тем, что результат про­изводства предопределяется производственными затратами, а так­же всей величиной ресурсов, вовлеченных в производственный процесс.

Необходимо различать эффект и экономическую эффектив­ность.

Эффект — это результат мероприятий, проводимых в сельс­ком хозяйстве. Так, эффект от применения удобрений выражает­ся в виде прибавки урожая. Но полученный эффект не говорит о выгодности применения удобрений. Об этом можно судить толь­ко на основе сравнения полученного эффекта с затратами по их применению. Следовательно, не эффект, а экономическая эффек­тивность характеризует выгодность использования удобрений.

Например, в одном случае прибавка урожая зерновых с 1 га от применения удобрений составила 3 ц, или в денежном выражении 750 руб., во втором случае — соответственно 6 ц и 1500 руб., а производственные затраты по их применению в расчете на 1 га и в том и другом случае составили 1200 руб. При этих условиях в первом варианте невыгодно использовать удобрения, а во втором — выгодно, так как в первом случае затраты превышают величину эффекта, а во втором, наобо­рот, полученный эффект превышает затраты.

 

В агропромышленном комплексе различают следующие виды экономической эффективности: народнохозяйственную; интегри-

12 И. А. Минаков

рованного производства; отраслевую; производства в различных формах хозяйствования; внутрихозяйственных подразделений (звеньев, бригад и т. д.); производства отдельных видов продукции (зерна, овощей, молока и т. д.); отдельных хозяйственных меро­приятий (агротехнических, зоотехнических, ветеринарных, эко­номических, организационных).

Народнохозяйственную эффективность агропромышленного производства оценивают с точки зрения удовлетворения потреб­ностей населения в продуктах питания, промышленности — в сы­рье, а также финансового вклада агропромышленного комплекса в решение народнохозяйственных задач.

Эффективность интегрированного производства отражает ре­зультативность производственной, коммерческой и других видов деятельности, обеспечивающих производство конечного продукта АПК.

Отраслевая эффективность характеризует результативность ис­пользования ресурсного потенциала и потребленных ресурсов в отдельных отраслях АПК. Другие виды эффективности аналогич­ны отраслевой, но только характеризуют результативность различ­ных форм организации производства, внутрихозяйственных под­разделений, производства отдельных видов продукции и меропри­ятий, проводимых в агропромышленных формированиях и сельскохозяйственных кооперативах.

Сущность экономической эффективности сельскохозяйствен­ного производства может быть выражена через ее критерий и по­казатели.

Критерий эффективности — это признак, на основании кото­рого оценивают эффективность. Он указывает на наиболее эф­фективный способ достижения цели, средство, с помощью кото­рого измеряются и выбираются альтернативные варианты разви­тия производства. Главный (общий) критерий эффективности — всеобщий закон экономии времени. Наличие различных видов эффективности и экономических интересов в обществе предопре­деляет наличие и других критериев, которые подчинены главному и являются его модификацией.

Критерий экономической эффективности общественного про­изводства может быть сформулирован в общем виде как максимум эффекта с каждой единицы затрат общественного труда или ми­нимум затрат общественного труда на каждую единицу эффекта. Для отдельных сельскохозяйственных производственных коопера­тивов и агропромышленных формирований критерием экономи­ческой эффективности служит максимум прибыли. Если для предприятия эффективность производства проявляется в решении проблемы сбыта продукции, критерием выступает его конкурен­тоспособность.

Указанные критерии отвечают целям агропромышленного про­изводства в условиях рыночной экономики. Кроме того, эти кри­терии отражают интересы как в целом интегрированного произ­водства, так и всех предприятий — участников агропромышлен­ной интеграции и кооперации.

Социальная эффективность развития кооперации и агропро­мышленной интеграции проявляется прежде всего в том, что со­здаются лучшие условия для воспроизводства рабочей силы и по­вышается благосостояние народа. Социальную эффективность ко­операции и интеграции оценивают не только с экономических позиций, но и с точки зрения социального результата (улучшение условий труда, социально-культурного обслуживания на селе, по­вышение реальной заработной платы и т. д.).

Социальная оценка эффективности может быть выявлена по­средством экспертных оценок и расчетным методом. Существен­ное значение для прослеживания динамики благосостояния ра­ботников имеют показатели совокупного реального дохода. Пере­ход к рыночной экономике обостряет проблемы неравенства в доходах. Поэтому целесообразно определять не только индекс до­ходов, но и индекс стоимости жизни, взяв в расчет данные так на­зываемой потребительской корзины. Сопоставление динамики индекса доходов и индекса стоимости жизни позволит судить об изменении благосостояния работника и его семьи за анализируе­мый период. В условиях рыночной экономики при оценке соци­альной эффективности необходимо также учитывать уровень без­работицы, измеряемый соотношением численности безработных и всех трудоспособных.

Критерием социальной эффективности производства служит также обеспечение научно обоснованного нормативного уровня жизни всех социально-демографических групп населения. Только при этих условиях возможно нормальное воспроизводство рабо­чей силы.

Экологическая эффективность характеризует совокупную эко­номическую результативность процесса производства сельскохо­зяйственной продукции и продовольствия с учетом экологическо­го влияния отраслей АПК на окружающую природную среду. Та­кая эффективность отражает результативность использования в процессе производства, наряду с материальными и трудовыми зат­ратами, затрат, связанных с ликвидацией или предупреждением загрязнений и разрушений природной среды.


Критерием экологической эффективности служит производ­ство экологически чистой продукции при сохранении окружаю­щей среды. Экологическая эффективность производства может быть определена путем сопоставления полученного результата (эффекта) с затратами, обусловившими данный результат. Эффект представляет собой дополнительную стоимость, полученную от продажи экологически чистой продукции или прироста урожая сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. В этом случае учитывают затраты на проведение реконструкции и создание новых объектов и сооружений мелиоративных систем, на освоение безотходных технологий, на проведение мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв, по преодолению вет­ровой и водной эрозии земель и др.

8.2. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ И АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Показатели служат средством количественного измерения уров­ня экономической эффективности производства. Рассчитать пока­затели экономической эффективности можно двумя способами:

1) эффективность выражается дробью, в числителе которой указы­вают эффект (результат), в знаменателе — ресурсы или затраты;

2) из величины эффекта вычитают затраты на его создание.

Для определения экономической эффективности деятельности кооперативов и агропромышленных формирований используют систему показателей. Это обусловлено как различным характером измерения эффекта, так и разными видами производственных ре­сурсов, которые отличаются по своей экономической природе и не всегда сопоставимы.

Учитывая, что экономическая эффективность определяется в одном случае путем сопоставления эффекта и ресурсов, в другом — эффекта и затрат, все показатели, характеризующие ее, можно разделить на две группы. Одна группа показателей характеризует экономическую эффективность использования примененных ре­сурсов, другая — потребленных ресурсов (текущих производствен­ных затрат).

К первой группе относятся показатели: землеотдача, фондоотда­ча, производительность труда, ресурсоотдача и т. д., ко второй — себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, уровень рента­бельности и др. В зависимости от цели и объектов изучения могут быть одновременно использованы показатели как первой, так и второй группы.

Показатели экономической эффективности подразделяют на частные и обобщающие. Частные показатели характеризуют эф­фективность использования отдельных видов ресурсов или затрат, а обобщающие дают наиболее полную оценку экономической эф­фективности использования ресурсного потенциала и всех теку­щих производственных затрат. Среди показателей эффективности применения ресурсов к частным можно отнести землеотдачу, фондоотдачу, к обобщающим — ресурсоотдачу; среди показателей эффективности использования затрат к частным относятся себес­тоимость, материалоемкость, трудоемкость, к обобщающим — уровень рентабельности.

Экономическую эффективность кооперативного и интегриро­ванного производств показывает рентабельность, которая пред­ставляет собой экономическую категорию, отражающую доход­ность, прибыльность предприятия или отрасли.

Рентабельность производства характеризуют валовой и чистый доход, прибыль, уровень рентабельности производства и реализа­ции продукции, окупаемость затрат, уровень рентабельности ос­новных фондов, норма прибыли.

Валовой доход (ВД) равен разнице между стоимостью валовой продукции (ВП) и материальными затратами (МЗ):

ВД = ВП - МЗ.

Чистый доход (ЧД) — разница между стоимостью валовой про­дукции и всеми затратами на ее производство (ПЗ):

ЧД = ВП - ПЗ или ЧД = ВД - ОТ,

где ОТ — затраты на оплату труда.

Прибыль как экономическая категория характеризует финан­совый результат предпринимательской деятельности предприя­тия. Различают валовую прибыль, прибыль от реализации продук­ции и услуг, чистую прибыль.

Валовая прибыль представляет собой общий объем прибыли предприятия. В составе валовой прибыли учитывается при­быль от всех видов деятельности: во-первых, прибыль от реа­лизации продукции и услуг; во-вторых, прибыль от реализа­ции основных фондов и другого имущества; и наконец, внере­ализационные доходы и расходы (доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды; проценты по акциям и другим ценным бу­магам, принадлежащим предприятию, штрафы, пени, неус­тойки).

Прибыль от реализации продукции (П) рассчитывают вычитани­ем из денежной выручки (В) полной (коммерческой) себестоимо­сти (ПС):

П = В - ПС.

Чистая прибыль предприятия — валовая прибыль за минусом суммы платежей налогов, не вошедших в себестоимость.

Однако абсолютная масса прибыли еще не свидетельствует о степени эффективности. Последнюю раскрывает уровень рента­бельности, являющийся одним из основных показателей эконо­мической эффективности производства.

Уровень рентабельности производства и реализации продукции (%)

У,-£■!«>.

где П — полученная прибыль; ПС — полная себестоимость.

Данный показатель характеризует величину прибыли, прихо­дящуюся на каждую единицу потребленных ресурсов. Напри­мер, при уровне рентабельности 30 % на каждый рубль затрат получено прибыли 30 коп., или на 100 руб. затрат получено 30 руб. прибыли.

В том случае, если производство продукции убыточно (не­рентабельно), вместо показателя уровень рентабельности с от­рицательным знаком (уровень убыточности) может быть ис­пользован показатель уровень окупаемости затрат (%):

Оз = А. 100,

3 ПС

где В — выручка от реализации продукции.

Этот показатель характеризует размер денежной выручки в рас­чете на единицу затрат. Производство рентабельно лишь в том случае, если уровень окупаемости затрат превышает 100 %.

Уровень рентабельности основных фондов (%)

Фор ^ 100,

где Ф0 — среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Он характеризует размер прибыли на единицу основных произ­водственных фондов.

Показателем рентабельности производства служит норма при­были, под которой понимают процентное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных фондов. Этот показатель характеризует размер прибыли, получаемой на едини­цу производственных (основных и оборотных) фондов.

Экономическая эффективность использования производствен­ных ресурсов характеризуется группой показателей.

Показателями эффективности использования земли служат зем- леотдача, землеемкость, объем производства валовой (товарной) продукции, валового и чистого дохода, прибыли, основных видов продукции в расчете на 1 га земельной площади, а также урожай­ность сельскохозяйственных культур.

Показатели эффективности использования производственных фондов: фондоотдача, фондоемкость, срок окупаемости основных фондов, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэф­фициент загрузки оборотных средств, продолжительность одного оборота, материалоемкость.

Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: годовая, дневная и часовая выработка, трудоемкость продукции, степень использования трудовых ресурсов.

Обобщающими показателями экономической эффективности использования всех производственных ресурсов являются ресурсо- отдача (Рот) и ресурсоемкость (Рем):

Р р = Ш

от РП' ем вп'

где ВП — стоимость валовой продукции предприятия (кооператива, холдинга и т. д.), руб.; РП — величина ресурсного потенциала, руб.

Обобщающий показатель эффективности применения производ­ственных ресурсов в сельском хозяйстве можно рассчитать по фор­муле

где ВП| — фактически полученная валовая продукция сельского хозяйства на 1 га сельскохозяйственных угодий, руб.; Н — нормативный уровень производства ва­ловой продукции, отражающий производственный потенциал сельскохозяйствен­ного предприятия, руб/га.

Нормативный уровень рассчитывают по уравнению множе­ственной регрессии с учетом обеспеченности хозяйства производ­ственными ресурсами.

Ресурсный потенциал — совокупность трудовых, природных и материальных ресурсов, которая определяется количеством, каче­ством, внутренней структурой каждого ресурса. Ресурсный потен­циал равен суммарной оценке самих ресурсов.

Производственный потенциал — объективная способность пред­приятия производить продукцию, которая зависит от количества, качества и соотношения материальных, трудовых и природных ре­сурсов, а также от уровня их отдачи. Расчет производственного потенциала заключается в определении потенциального объема продукции, который предприятие может благодаря этим ресурсам произвести.

Сопоставляя производственный потенциал с ресурсным, по­лучим объективную оценку составляющей эффективности ис­пользования ресурсов, т. е. влияния объективных природно-эко- номических факторов на уровень производства продукции. От­ношение же продукции к ресурсному потенциалу характеризует полную эффективность использования ресурсов, включая все ее аспекты.

Эффективность использования текущих производственных зат­рат характеризует уровень рентабельности производства, полную и производственную себестоимость единицы продукции, материа­лоемкость.

Экономическую эффективность производства отдельных видов продукции определяют путем сопоставления полученного эффекта с ресурсами или затратами на их получение. Для ее характеристи­ки используют систему показателей.

К показателям экономической эффективности производства товарной продукции растениеводства относят урожайность сель­скохозяйственных культур, затраты труда на 1 т продукции (трудоемкость), себестоимость 1 т продукции, прибыль от реали­зации конкретного вида продукции, прибыль на 1 га посевов, уровень рентабельности; нетоварной части продукции (кормов) — урожайность кормовых культур, выход кормовых единиц и пе­реваримого протеина с 1 га, себестоимость 1 т кормов в нату­ре, 100 корм. ед. и 100 кг переваримого протеина; затраты тру­да на 1 т кормов в натуре, 100 корм. ед. и 100 кг переваримого протеина.

Показателями экономической эффективности производства про­дукции животноводства являются: надой молока на одну корову, среднесуточный прирост живой массы скота и птицы, настриг шерсти с одной овцы, среднегодовая яйценоскость кур-несушек, средняя масса одной головы реализованного скота, выход припло­да на 100 маток, расход кормов на 1 т продукции, затраты труда на 1 т продукции, себестоимость 1 т продукции, прибыль от реализа­ции продукции, прибыль на 1 т продукции или голову скота, уро­вень рентабельности.

К показателям экономической эффективности переработки сельскохозяйственной продукции относятся: расход сырья на еди­ницу конечной продукции, выход конечной продукции на еди­ницу сельскохозяйственного сырья, затраты на единицу про­дукции, себестоимость единицы продукции, прибыль от реали­зации продукции, уровень рентабельности.

Экономическую эффективность хранения сельскохозяйственной продукции характеризуют: коэффициент использования вмести­мости хранилищ, потери продукции при хранении, затраты ма­териально-денежных средств на хранение единицы продукции, прибыль от хранения и уровень рентабельности.

Коэффициент использования хранилищ (%)

Кхр = ^ юо,

где Оф — объем продукции, заложенной на хранение; Опр — проектная мощность хранилища.

Наиболее объективным показателем степени использования хранилищ является коэффициент (Кхр, %), рассчитанный с учетом тонно-дней хранения продукции:

Кхр = 100,

где ОфХ — фактический объем хранения в тонно-днях, который исчисляют по ма­териалам фактического учета (Офх = 10, • С„ где О, — объем продукции /'-й партии, т; С, — срок хранения /-й партии, дней); Овх — возможный объем хра­нения в тонно-днях (Овх = ОпрС, где Опр — проектная мощность хранилища, т; С — возможный срок хранения сельскохозяйственной продукции, который зави­сит от вида и сорта).

Потери сельскохозяйственной продукции при хранении (Оу) определяют как разность между количеством заложенной на хра­нение продукции (К,) и количеством продукции, реализованной после хранения (К2):

Оу = К, - К2.

Удельный вес потерь (%) в общем объеме продукции, заложен­ной на хранение,

Д-Sl. 100. к,

При определении издержек хранения (Их) необходимо продук­цию собственного производства, заложенную на хранение, учиты­вать не по себестоимости, а по стоимости:

Их = Ц, К, + Зт,

где Ui — средние цены реализации продукции в период закладки ее на хранение (август—октябрь); К, — количество заложенной на хранение продукции; Зт — материально-денежные затраты на хранение, которые включают амортиза­цию хранилища, зарплату производственного персонала, расход электроэнер­гии и т. д.

Выручка от реализации продукции после хранения

В = Ц2 К2,

где Ц2 — средняя цена реализации продукции после хранения (январь—май); К2 — количество продукции, реализованной после хранения.

Прибыль от хранения (Пхр) в этом случае определяют по фор­муле

Пхр = В-Их или Пхр = Ц2 К2 - (Ц, К, + Зт).


Уровень рентабельности хранения (Ух, %) рассчитывают как процентное отношение прибыли, полученной от хранения, к из­держкам с учетом стоимости заложенной продукции:

Ух = Ik 100 или Ух = Ц2К2 - (Ц,К, + Зт) Их Ц,К, + Зт

Рассмотренный комплекс показателей позволяет всесторонне охарактеризовать экономическую эффективность кооперативного и агропромышленного производства в условиях формирования рыночных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.