Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первой половины XX века




Авангард и художественная практика

Широкое распространение идеи З.Фрейда и К.-Г.Юнга нашли в теории искусства и самом художественном творчестве XX века. Их использовали для доказательства бессознательного (и даже демонического) характера самого творческого процесса, обоснования появления беспредметного искусства, процесса архаизации искусства Запада, а также легализации низменного, в первую очередь стихийного природного сексуального начала. Художественная практика XX века, иллюстрирующая эти тенденции, являет собой состояние культуры, которая исчерпала не только классический набор тем и сюжетов, но и традиционные для искусства предшествующего периода идеи прекрасного, возвышенного, гармоничного, нравственного, носящие созидательно-конструктивный и рациональный характер.

Художественная культура XX века, ее бунтарский дух возникли как развитие новаторских движений последней трети XIX века – импрессионизма и постимпрессионизма. С импрессионизма в искусстве начался процесс освобождения художественного мышления от мощного пласта внехудожественных, то есть политических, идеологических, социальных нагрузок, характерных для предшествующего века. Это привело уже в 10-е годы XX века к возникновению крупных авангардных движений. Авангард объединил все новаторские революционные эпатажные движения в художественной культуре первой половины XX века и возвестил о начале грандиозного переходного периода в культуре в целом. Появление авангарда было вызвано переломом в культурно-цивилизационных процессах, вызванных прежде всего НТП XIX века. Его косвенными побудителями явились главные достижения во всех сферах научного знания: ядерной физике, химии, математике, психологии, а позднее – биологии, кибернетике, электронике. Его идейным основанием стали учения постклассической философии от А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона до М Хайдеггера и Ж.-П.Сартра; в психологии – прежде всего фрейдизм и возникший на его основе психоанализ; в социальных науках – социалистические, коммунистические, анархистские теории, пронизанные революционно-бунтарским пафосом; а также общий отход интеллектуально-художественной элиты Запада от европоцентризма и как следствие – возросший интерес к восточным культурам. К основным направлениям авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, экспрессионизм, супрематизм, футуризм, сюрреализм в изобразительном искусстве; додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия и т.д. Общими чертами авангардных феноменов вне зависимости от художественно-творческих и идейных предпочтений были осознанный заостренно-экспериментальный характер, революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры, в визуальных искусствах и литературе демонстративный отказ от утвердившегося в XIX веке реалистически-натуралистического изображения видимой действительности, безудержное стремление к созданию принципиально новых форм, приемов и средств художественного выражения. Нормой художественной жизни стал декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентаций себя и своих произведений. На развитие культуры первой половины XX века, изменение художественного мышления и эстетического сознания всего столетия оказали влияние прежде всего П.Пикассо в живописи, Дж. Джойс в литературе, А.Шенберг в музыке. К середине XX века авангард выполнил свою функцию расшатывания и разрушения традиционных норм и принципов, завершил свое существование, трансформировавшись и академизировавшись после Второй мировой войны в модернизм.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.