Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и принципы процесса обучения




Одним из двух главных процессов, составляющих целос­тный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Он включает большое количество раз­нообразных связей и отношений множества факторов раз­личного порядка и различной природы. Отсюда и множес­тво определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей подпонятием «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого — ученик. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — препо­давание и учение. Преподавание понимается как деятель­ность педагогов по организации усвоения учебного матери­ала, а учение — как деятельность обучающихся по усвое­нию предлагаемых им знаний.

Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность преподавателя по формиро­ванию у обучающихся способов познавательной деятель­ности, и их совместная деятельность

Следует отметить, что постоянное уточнение определе­ния процесса обучения не самоцель, а жизненная необхо­димость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний — значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты: выразим обучение через совместную деятельность преподавателей и обучающих­ся — значит, педагог должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы ее совершенство­вания и т.д.

Современные требования таковы, что учебное заведение должно учить мыслить, развивать учащихся во всех отно­шениях. В современном понимании для обучения харак­терны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность преподавателей и обучаю­щихся;

3) руководство со стороны педагога;

4) специальная планомерная организация и управле­ние;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся;

7) управление развитием и воспитанием учащихся и студентов.

Дидактика — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педа­гог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить: современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются: препо­давание, учение, обучение, образование, знание, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обуче­ния.

Учебный (дидактический) процесс содержит следую­щие главные звенья взаимодействия:

Со стороны педагога:

1. Разъяснение обучающимся целей и задач обучения.

2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами).

3. Управление процессом образования и приобретение знаний, умений.

4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов.

5. Управление процессом перехода от теории к практике,.

6. Организация эвристической и исследовательской деятельности.

7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии обучающихся.

Со стороны ученика:

1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации обучения.

2. Восприятие новых знаний и умений.

3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация.

4. Познание

закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.

5. Приобретение умений и навыков, их систематизация.

6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем.

7. Самоконтроль, самодиагностика достижений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.