Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет социологии




У 11

60.5

СОЦИОЛОГИЯ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

 

 

Рекомендовано Учебно-методическим Советом СГУ

для студентов, обучающихся по дисциплине «Социология»

 

 

Сочи, 2011

Учебно-методическое пособие по курсу «Социология» для студентов, обучающихся по дисциплине «Социология» (специалист, бакалавр). – Сочи: СГУ, 2011. – 132с.

 

Составители:

Крыжановская О.А., доктор философских наук, профессор

Петрова С.В., кандидат политических наук, доцент

Угрюмов Е.С., кандидат экономических наук, доцент

 

Рецензенты:

Кислицын С.А., доктор исторических наук, профессор

Гюламирян К.А., кандидат философских наук

 

 

Печатается по решению кафедры философии и социологии СГУ

 

 

© О.А. Крыжановская, 2011

© С.В. Петрова, 2011

© Е.С. Угрюмов, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение........................................................... 6

 

Раздел 1. Социология как наука....................................... 7

1.1. Предмет социологии............................................. 7

1.2. Методы социологии.............................................. 8

1.3. Структура социологического знания................................ 9

1.4. Место социологии в системе наук об обществе....................... 11

1.5. Функции социологии в современном мире........................... 12

 

Раздел 2. История становления и развития социологии....................14

2.1. Предпосылки становления социологии как науки.................... 14

2.2. О.Конт – основатель социологии...................................15

2.3. Натуралистическое направление в социологии....................... 16

2.4. Психологическое направление в социологии.........................18

2.5. Психоаналитическое направление в социологии......................20

2.6. Социологическая концепция марксизма............................ 20

2.7. Социология Г.Зиммеля...........................................21

2.8. Социология Э.Дюргейма......................................... 22

2.9.Социология М.Вебера............................................ 23

2.10. Социологическая система В.Парето............................... 24

2.11. Становление и развитие эмпирической социологии.................. 25

2.12. Основные школы и теории современной социологии.................27

2.13. Социология в России............................................32

 

Раздел 3. Методология, методика и техника социологического исследования. 33

3.1. Виды социологических исследований...............................34

3.2. Методы сбора первичной социологической информации.............. 39

3.3. Обработка, анализ и представление данных..........................42

 

Раздел 4. Общество: понятие, признаки, типология.......................43

4.1. Современные подходы к пониманию общества.......................43

4.2. Социологический анализ общества.................................45

4.3. Социально-исторический детерминизм............................. 47

4.4. Типология обществ.............................................. 48

 

Раздел 5. Культура как ценностно-нормативная система.................. 50

5.1. Сущность культуры..............................................51

5.2. Основные элементы культуры.....................................52

5.3. Роль культуры в жизни общества..................................56

5.4. Культурная динамика............................................ 57

 

Раздел 6. Личность в системе социальных связей.........................60

6.1. Проблема человека в социологии.................................. 60

6.2. Понятие личности в социологии................................... 62

6.3. Макросоциологический уровень анализа личности....................63

6.4. Взаимодействие личности и общества.............................. 64

6.5. Статусная концепция личности.................................... 66

6.6. Ролевая теория личности......................................... 67

6.7. Теория зеркального «Я».......................................... 69

 

Раздел 7. Социальные группы, институты и организации..................70

7.1. Социальные группы............................................. 70

7.2. Социальные общности........................................... 72

7.3. Социальные институты...........................................74

7.4. Институт семьи.................................................75

7.5. Социальная организация..........................................77

7.6. Гражданское общество и государство...............................79

 

Раздел 8. Социальная структура и социальная стратификация..............80

8.1. Социальная и социально-классовая структура........................80

8.2. Социальная стратификация.......................................82

8.3. Модели стратификационных систем................................83

8.4. Стратификация в СССР и современной России.......................85

8.5. Социальное неравенство......................................... 87

8.6. Социальная мобильность......................................... 88

 

Раздел 9. Социальные изменения......................................90

9.1. Понятие и виды социальных изменений.............................90

9.2. Структура социальных изменений................................. 92

9.3. Механизмы социальных изменений................................ 93

9.4. Факторы социальных изменений...................................95

9.5. Социальный прогресс............................................ 96

9.6. Социальная стабильность.........................................97

 

Раздел 10. Социальное поведение и социальный контроль.................98

10.1. Сущность и субъекты массового социального поведения............. 99

10.2. Разновидности массового социального поведения.................. 101

10.3. Девиантное поведение......................................... 102

10.4. Социальный контроль..........................................105

10.5. Социальные конфликты........................................ 106

 

Список рекомендованной литературы.................................108

 

Планы семинарских занятий по дисциплине............................110

 

Методические рекомендации для заочной формы обучения...............118

 

Примерные вопросы к зачету.........................................125

 

Примерные тесты для промежуточного и итогового контроля знаний по дисциплине........................................................... 126

 

ВВЕДЕНИЕ

Социология - наука с удивительно неоднозначной репутацией. Она еще не получила всеобщего признания в нашей стране, но к социологическому знанию обращаются часто. Особенно в тех случаях, когда возникает необходимость доказать правильность каких-либо положений или же манипулировать поведением людей для достижения определенной цели.

В обыденном сознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами, которые редко сбываются. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью оперируют данными так называемых "социологических исследований". Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнения людей по различным вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление.

На самом деле социология - наука серьезная. Даже те, кто изучают социологию в высших учебных заведениях, далеко не всегда могут разглядеть за академической сухостью учебников, сложным языком изложения, облекающим самые простые понятия в псевдонаучную терминологию, живое содержание этой науки, ее направленность на решение актуальных жизненных проблем.

Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды. В результате ее изучения у самых обычных людей развивается социологическое мышление и воображение, способность охватывать тонкую материю социального взаимодействия. Социологическое знание - это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок. Для выпускника высшего учебного заведения оно может служить методом достижения успеха в его профессиональной деятельности. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.

Происходящие в последнее время глубокие перемены в российском обществе предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов и их групп. Каждый индивид включен в различные группы и в своей жизнедеятельности зависит от отношения и поведения других людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знания законов и закономерностей, которые носят название социальных. Конечно, успеха можно добиться и без специальной подготовки, основываясь на жизненном опыте, на обыденности знаний об окружающем нас мире людей. Но приобретение таких знаний требует, во-первых, много времени, во-вторых, чревато серьезными неприятностями, ибо приобретается методом проб и ошибок.

Поэтому информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи и отношения, по которым строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника. Эту информацию, это знание и дает в предельно обобщенном виде предлагаемый краткий курс социологии.

Что такое социология как самостоятельная область человеческого знания можно понять, только определив ее предмет и метод.

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Представления о предмете социологии менялись на протяжении всей истории ее существования. Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas - общество и греч. logos - теория, учение) - учение об обществе. Неопределенность предмета социологии была связана, во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология в разных странах формировалась и развивалась в различных общественных условиях, что предопределяло "социальный заказ", то есть спрос на исследование вполне определенных сторон социальной действительности; во-вторых, с развитием новых парадигм и изменением общих методических принципов социологического исследования. Поэтому прежде чем рассматривать, как социология определяет свой предмет, следует выяснить, что является объектом исследования социологии.

Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия "общество" в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии "социальная реальность". Ключ к пониманию научного статуса социологии лежит в различии ее объекта и предмета.

Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. У каждой из них есть свой участок, круг проблем, изучаемых именно этими науками, то есть предмет.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве "ключевого" то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.

И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает как целостная система. Задачей социологии является типологизация этих систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управление поведением людей. Итак, понятия социального, социальных явлений и процессов, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания предмета социологии, а социальных закономерностей - для понимания его сущности. Социальная закономерность - объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.

Центральной категорией социологии является - социальное явление, то есть совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим их содержание и характер является свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, формирующимся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

При этом социальное может рассматриваться на нескольких уровнях: на индивидуальном уровне (на уровне взаимодействия между двумя индивидами), на уровне микросообществ (семья, бригада работников и т.п.), на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные и другие общности), на уровне сообществ - обществ (социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества.

Подводя итог сказанному выше, следует подчеркнуть, что социология - наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений между ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.