Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Натуралистическое направление в социологии




Натурализм в социологии означает теоретико-методологическую ориентацию этой науки на методы естественных наук. В социологии XIX - начала XX вв. существовали две главные формы натурализма - социал-биологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма и социального дарвинизма.

Представители социал-биологизма стремились понять законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом.

Социальный органицизм - методологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого. Представителями этого направления были Г.Спенсер, А.Шеффле, Р.Вормс. Следствием дальнейшего развития этого направления стало возникновение эволюционизма.

Идея эволюционизма проникает в социологию после выхода в свет работ Чарльза Дарвина. Социальный эволюционизм представлял собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего бесконечного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры. Особое место в пропаганде этой идеи сыграли работы Герберта Спенсера (1820 - 1903) - выдающегося английского философа и социолога.

Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч.Дарвина "Происхождение видов...", а также трудов Адама Смита и Роберта Мальтуса. Центральным звеном его мировоззрения является идея всеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.

Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии в работе "Основания социологии". Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.

Классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь эпохи, способствовал появлению новых научных школ и направлений. Одним из них было социал-дарвинистское направление в социологии. Это направление связано с именами Г. Спенсера, Людвига Гумпловича, автора книг "Расовая борьба", "Основы социологии" и др. Социальный дарвинизм провозгласил закономерности биологической эволюции, принципы естественного отбора в качестве определяющих факторов общественной жизни. Основная идея этого направления сводится к тому, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека, а все социологические положения должны находиться в соответствии с естественными законами.

Людвиг Гумплович (1838 - 1909), с одной стороны, стремился развить ортодоксальные подходы социал-дарвинизма, а с другой, ориентировался на поиск новых концептуальных горизонтов. Привлечение психологических знаний позволило ему увидеть социальные процессы как процессы социально-психологического взаимодействия. Предметом социологии он считал социальные группы, а главным фактором социальной жизни - непрерывную, беспощадную борьбу между ними. Теоретические представления Гумпловича были ориентированы на обоснование неизбежности социальных конфликтов и общественного неравенства людей. Он отвергал идею классовой борьбы, противопоставляя ей борьбу рас. Гумплович утверждал, что любой мощный этнический или социальный элемент стремится к порабощению слабого социального элемента, а в подчинении слабых проявляется естественный общественный закон - борьбы за существование.

Социальный механицизм - направление, возникшее в XIX в. на ранней стадии развития социологии, одна из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики и физики вообще стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механическим закономерностям. При этом широко использовалась физическая терминология и фразеология. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, а общество понималось как механический агрегат индивидов. Сторонники механицизма прибегали к еще более наивным аналогиям, чем сторонники органицизма. Так, Г.Ч.Кэри сравнивал общественные структуры и процессы со структурами и процессами неорганического мира, стремился

установить общие для них законы.

В XX в. механицизм продолжал время от времени возрождаться в новых ("энергетических", "термодинамических" и др.) формах, соответствовавших новым этапам развития физических наук. Эти идеи развивали такие крупные ученые, как В.Ф. Освальд и В.М. Бехтерев. Концепции механицизма в значительной мере разделял и В.Парето. При всей несостоятельности своей методологии представители механицизма внесли заметный вклад в теорию и методику социальных измерений. Их влияние чувствуется и в современных тенденциях использования в социологии кибернетики и общей теории систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.