Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Настоящее учебное пособие имеет цель обеспечить студента наиболее полными сведениями, организующими его деятельность во время занятий и при




Настоящее учебное пособие имеет цель обеспечить студента наиболее полными сведениями, организующими его деятельность во время занятий и при

са­мостоятельной подготовке по предмету.

Один из важнейших принципов современной дидактики состоит в том, что по­рядок и способы познавательных действий должны быть хорошо известны самому учащемуся. Он должен знать:

- какие навыки и знания, на каких этапах и в каком объёме он должен приобретать;

- каков должен быть конечный результат обу­чения на каждом этапе и в конце обучения;

- каков характер его активной дея­тельности;

- какие источники информации, инструкции, какое оборудование нуж­ны для выполнения практической задачи;

- в чём состоит контроль и самокон­троль над его действиями и знаниями.

Главное - учебное пособие должно определить, в чём состоит практиче­ская задача, как студент должен её выполнить, предоставить ему подробные пла­ны и инструкции к выявлению основных факторов, вредно отражающихся на здоровье работников, факторы личности, имеющие принципиальное значение в опасной производственной ситуации.

В учебном пособии определены конкретные действия, позволяющие кон­тролировать выполнение заданий, усвоение материала занятия: тренировка навы­ков самостоятельной работы для выявления психических особенностей и состояний человека, влияющих на безопасность его жизнедеятельности. Прак­тическая задача - главное в побуждении учащегося к собственной активности в мотивационной стороне занятия, от которой в большей мере зависит его обучаю­щий потенциал.

Важные способы оптимизации обучения - координация и интеграция. В настоящем пособии показано, в каких дисциплинах, кроме психологии безопасности жизнедеятельности они освещаются: медицинская психология, социальная психология, конфликтология, психология труда, инженерная психология., с которыми психология безопасности жизнедеятельности имеет больше всего интегративных связей.

Целью дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков для понимания психических особенностей и состояний человека, влияющих на безопасность его жизнедеятельности, иметь представление об аварийных ситуациях, типах опасной ситуации, степеней риска, возможности проводить адекватные организационные меры и оказывать помощь в ситуациях риска, стресса, экстремальных ситуациях.

В пособии изложены психологические проблемы, возникающие в условиях усложнения и увеличения масштаба технических и технологических систем, роста автоматизации производства, обостряющих проблему надежности человеческого звена; рассмотрены психические и функциональные состояния субъекта деятельности как фактор безопасной жизнедеятельности, понятия о стрессе, посттравматических стрессовых состояниях, психогенных заболеваниях. Значительное место уделено изучению особенности динамики работоспособности и утомления. Даны рекомендации по обучению студентов распознавать психические расстройства, возникшие у работников производственной сферы и своевременно направлять их на врачебную консультацию.

В процессе освоения дисциплины «Психология безопасности» студент должен знать и уметь использовать целостный научный взгляд на научно обоснованные методы решения проблем личности и общества в современных техногенных условиях; знать основные факторы, вредно отражающиеся на здоровье работников; факторы личности, имеющие принципиальное значение в опасной производственной ситуации; понимать научно-психологическое обоснование мероприятий по технике безопасности; должен иметь навыкистратегии поведения в ситуациях риска, стресса, экстремальных ситуациях; иметь представлениеоб аварийных ситуациях, типов опасной ситуации, степеней риска.

В учебном пособии освещено содержание разделов дисциплины: организационно-управленческая деятельность (позволяет овладеть языком и понятийным аппаратом психологии безопасности); самодиагностика и развитие психических функций (предрасположенность к травматизму, мотивация безопасности, склонность к риску, индивидуальный познавательный стиль). В учебном пособии представлены навыки психологического анализа условий жизнедеятельности с позиций опасности – безопасности и способы разрешения профессиональных проблем.

Материалы, изложенные в пособии, будут способствовать формированию осмысленной, функциональной, профессионально-важной системы психологических знаний в области безопасности, осуществлению взаимодействия с государственными службами, ведающими экологической и производственной безопасностью, защитой в чрезвычайных ситуациях.

Специалистам проектно-конструкторской деятельности пособие представляет знания по определению ситуаций риска в среде обитания и выбору систем защиты человека и среды обитания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; о проведении анализа негативных факторов и техногенного риска современного производства и технических систем.

В ходе изучения дисциплины студентами приобретаются практические навыки и умения, обеспечивающие формирование поведенческих актов в разрешении профессиональных проблем. Эффективное использование психологических знаний в области безопасности позволят планировать и осуществлять мероприятия по повышению безопасности производственной деятельности; устойчивости производственных систем и объектов.

Настоящее учебное пособие представляет собой учебно-методическое обеспечение дисциплины «Психология безопасности» для обучения студентов всех специальностей и предназначено для обеспечения четкой организации проведения практических и самостоятельных занятий по дисциплине «Психология безопасности». Оно может также использоваться в качестве дополнительной литературы в изучении других дисциплин специальности «Безопасность жизнедеятельности».
1 Предмет и задачи психологии безопасности

 

 

Психология представляет собой совокупность на­учных сведений о психике человека, как о качественно специфичном для него свойстве, о формах психической деятельности и закономерно­стях ее развития.

Знание основ психологии должно содействовать выработке психологической установки по отношению к своей собственной работе, пониманию ее существа как психического процесса. Поэтому студенты должны отчетливо представ­лять себе, какое отношение к их деятельности имеет их собственная психическая жизнь - ощущения, восприятия, память, эмоции, мышле­ние. Они должны знать, что правильность мыслительной работы спе­циалиста зависит не только от фактических знаний, но и от всех ка­честв его личности, уровня его общего развития, от способности к це­лостному синтетическому пониманию явлений, от богатства эмоций, от его наблюдательности, волевых качеств, целеустремленности.

Отрасли или направления современной психологии классифици­руются по характеру изучаемой деятельности. Психология безопасности интегрирует в себе все основные разделы психологии: ме­дицинская, социальная, возрастная, труда, инженерная, личности и изучает психологические особенности индивидуума, психические явления в процессе взаимоотношении людей в коллективе, психическое развитие человека в процессе жизни.

Изменения, происходящие практически во всех областях разви­тия современного общества, затронули и сферу профессиональной дея­тельности человека, и сферу общественного разделения труда. В со­временных условиях тесно взаимодействуют глобальные тенденции развития производительных сил и специфические закономерности и особенности общества. Все это кардинально меняет и значительно ус­ложняет как профессиональную деятельность в целом, так и большин­ство ее конкретных видов.

В последние годы отмечено значительное увеличение числа пациен­тов психиатрических клиник, психоневрологических диспансеров, страдающих психосоматическими заболеваниями, учащением суици­дов и суицидальных попыток, увеличением потребления психоактив­ных веществ, распространением наркомании и алкоголизма, возраста­нием влияния различных сект, разрушающих личность и общество. Все это свидетельствует о неспособности человечества на современном этапе расставлять приоритеты, помнить о том, кто в мире предстает «мерой всех вещей». Поэтому знания психологии безопасности совер­шенно необходимы в современных условиях, характеризующихся зна­чительным ускорением технического прогресса.

Психология безопасности выступает в настоящее время в качест­ве психологической и одновременно медицинской науки.

Конкретные цели психологии безопасности: изучение психиче­ских факторов, влияющих на личность, и возможное развитие психических болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния стрессовых ситуаций на психику; изучение характера отношений че­ловека с окружающей его микросредой; разработка принципов и психологи­ческих методов воздействия на психику в лечебных и профилактиче­ских целях.

В соответствии с указанными целями предметом психологии безопасности являются особенности психической деятельности челове­ка в их значении для оптимизация жизнедеятельности и предупрежде­ния заболеваний (сохранения и укрепления здоровья).

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, ха­рактеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

К основным критериям психического здоровья относят: соответ­ствие субъективных образов отражаемым объектами действительности и характера реакции - внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, воле­вой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность управления собственным поведением, ра­зумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.

В основе психологии безопасности жизнедеятельности лежит психогигиена и психопрофилактика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.