КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Настоящее учебное пособие имеет цель обеспечить студента наиболее полными сведениями, организующими его деятельность во время занятий и при
Настоящее учебное пособие имеет цель обеспечить студента наиболее полными сведениями, организующими его деятельность во время занятий и при самостоятельной подготовке по предмету. Один из важнейших принципов современной дидактики состоит в том, что порядок и способы познавательных действий должны быть хорошо известны самому учащемуся. Он должен знать: - какие навыки и знания, на каких этапах и в каком объёме он должен приобретать; - каков должен быть конечный результат обучения на каждом этапе и в конце обучения; - каков характер его активной деятельности; - какие источники информации, инструкции, какое оборудование нужны для выполнения практической задачи; - в чём состоит контроль и самоконтроль над его действиями и знаниями. Главное - учебное пособие должно определить, в чём состоит практическая задача, как студент должен её выполнить, предоставить ему подробные планы и инструкции к выявлению основных факторов, вредно отражающихся на здоровье работников, факторы личности, имеющие принципиальное значение в опасной производственной ситуации. В учебном пособии определены конкретные действия, позволяющие контролировать выполнение заданий, усвоение материала занятия: тренировка навыков самостоятельной работы для выявления психических особенностей и состояний человека, влияющих на безопасность его жизнедеятельности. Практическая задача - главное в побуждении учащегося к собственной активности в мотивационной стороне занятия, от которой в большей мере зависит его обучающий потенциал. Важные способы оптимизации обучения - координация и интеграция. В настоящем пособии показано, в каких дисциплинах, кроме психологии безопасности жизнедеятельности они освещаются: медицинская психология, социальная психология, конфликтология, психология труда, инженерная психология., с которыми психология безопасности жизнедеятельности имеет больше всего интегративных связей.
Целью дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков для понимания психических особенностей и состояний человека, влияющих на безопасность его жизнедеятельности, иметь представление об аварийных ситуациях, типах опасной ситуации, степеней риска, возможности проводить адекватные организационные меры и оказывать помощь в ситуациях риска, стресса, экстремальных ситуациях. В пособии изложены психологические проблемы, возникающие в условиях усложнения и увеличения масштаба технических и технологических систем, роста автоматизации производства, обостряющих проблему надежности человеческого звена; рассмотрены психические и функциональные состояния субъекта деятельности как фактор безопасной жизнедеятельности, понятия о стрессе, посттравматических стрессовых состояниях, психогенных заболеваниях. Значительное место уделено изучению особенности динамики работоспособности и утомления. Даны рекомендации по обучению студентов распознавать психические расстройства, возникшие у работников производственной сферы и своевременно направлять их на врачебную консультацию. В процессе освоения дисциплины «Психология безопасности» студент должен знать и уметь использовать целостный научный взгляд на научно обоснованные методы решения проблем личности и общества в современных техногенных условиях; знать основные факторы, вредно отражающиеся на здоровье работников; факторы личности, имеющие принципиальное значение в опасной производственной ситуации; понимать научно-психологическое обоснование мероприятий по технике безопасности; должен иметь навыкистратегии поведения в ситуациях риска, стресса, экстремальных ситуациях; иметь представлениеоб аварийных ситуациях, типов опасной ситуации, степеней риска.
В учебном пособии освещено содержание разделов дисциплины: организационно-управленческая деятельность (позволяет овладеть языком и понятийным аппаратом психологии безопасности); самодиагностика и развитие психических функций (предрасположенность к травматизму, мотивация безопасности, склонность к риску, индивидуальный познавательный стиль). В учебном пособии представлены навыки психологического анализа условий жизнедеятельности с позиций опасности – безопасности и способы разрешения профессиональных проблем. Материалы, изложенные в пособии, будут способствовать формированию осмысленной, функциональной, профессионально-важной системы психологических знаний в области безопасности, осуществлению взаимодействия с государственными службами, ведающими экологической и производственной безопасностью, защитой в чрезвычайных ситуациях. Специалистам проектно-конструкторской деятельности пособие представляет знания по определению ситуаций риска в среде обитания и выбору систем защиты человека и среды обитания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; о проведении анализа негативных факторов и техногенного риска современного производства и технических систем. В ходе изучения дисциплины студентами приобретаются практические навыки и умения, обеспечивающие формирование поведенческих актов в разрешении профессиональных проблем. Эффективное использование психологических знаний в области безопасности позволят планировать и осуществлять мероприятия по повышению безопасности производственной деятельности; устойчивости производственных систем и объектов. Настоящее учебное пособие представляет собой учебно-методическое обеспечение дисциплины «Психология безопасности» для обучения студентов всех специальностей и предназначено для обеспечения четкой организации проведения практических и самостоятельных занятий по дисциплине «Психология безопасности». Оно может также использоваться в качестве дополнительной литературы в изучении других дисциплин специальности «Безопасность жизнедеятельности».
Психология представляет собой совокупность научных сведений о психике человека, как о качественно специфичном для него свойстве, о формах психической деятельности и закономерностях ее развития. Знание основ психологии должно содействовать выработке психологической установки по отношению к своей собственной работе, пониманию ее существа как психического процесса. Поэтому студенты должны отчетливо представлять себе, какое отношение к их деятельности имеет их собственная психическая жизнь - ощущения, восприятия, память, эмоции, мышление. Они должны знать, что правильность мыслительной работы специалиста зависит не только от фактических знаний, но и от всех качеств его личности, уровня его общего развития, от способности к целостному синтетическому пониманию явлений, от богатства эмоций, от его наблюдательности, волевых качеств, целеустремленности. Отрасли или направления современной психологии классифицируются по характеру изучаемой деятельности. Психология безопасности интегрирует в себе все основные разделы психологии: медицинская, социальная, возрастная, труда, инженерная, личности и изучает психологические особенности индивидуума, психические явления в процессе взаимоотношении людей в коллективе, психическое развитие человека в процессе жизни. Изменения, происходящие практически во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной деятельности человека, и сферу общественного разделения труда. В современных условиях тесно взаимодействуют глобальные тенденции развития производительных сил и специфические закономерности и особенности общества. Все это кардинально меняет и значительно усложняет как профессиональную деятельность в целом, так и большинство ее конкретных видов. В последние годы отмечено значительное увеличение числа пациентов психиатрических клиник, психоневрологических диспансеров, страдающих психосоматическими заболеваниями, учащением суицидов и суицидальных попыток, увеличением потребления психоактивных веществ, распространением наркомании и алкоголизма, возрастанием влияния различных сект, разрушающих личность и общество. Все это свидетельствует о неспособности человечества на современном этапе расставлять приоритеты, помнить о том, кто в мире предстает «мерой всех вещей». Поэтому знания психологии безопасности совершенно необходимы в современных условиях, характеризующихся значительным ускорением технического прогресса.
Психология безопасности выступает в настоящее время в качестве психологической и одновременно медицинской науки. Конкретные цели психологии безопасности: изучение психических факторов, влияющих на личность, и возможное развитие психических болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния стрессовых ситуаций на психику; изучение характера отношений человека с окружающей его микросредой; разработка принципов и психологических методов воздействия на психику в лечебных и профилактических целях. В соответствии с указанными целями предметом психологии безопасности являются особенности психической деятельности человека в их значении для оптимизация жизнедеятельности и предупреждения заболеваний (сохранения и укрепления здоровья). Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъективных образов отражаемым объектами действительности и характера реакции - внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность управления собственным поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении. В основе психологии безопасности жизнедеятельности лежит психогигиена и психопрофилактика.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |