Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кастовый строй




Груминг – инстинкт самоочищения, направленный на отделение орга-

низма от среды и бесконечное повышение его упорядоченности (чистоты) по

сравнению со средой. Чиститься можно бесконечно, даже при отсутствии грязи,

– это процесс самодовлеющий, чувственно самоценный. Приятно гладить, лас-

кать себя, окутывать влажной пленкой, возвращающей в утробное состояние.

Процесс очищения сам вознаграждает себя, поскольку производит некоторую

стимуляцию или усиление.

В самоочищении животное ищет и добывает себя, а не чужое, как в пита-

нии и соитии. Вычищая грязь из шкуры, животное вылепляет себя из сплошно-

го и вязкого земного месива, продолжает процесс своего рождения собствен-

ными усилиями. Самка после родов вылизывает детенышей, и последующее

самовылизыванье есть продолжение выделения из неживого.

Животное не может полностью вылизать себя – ему нужен язык другого.

Взаимная чистка характерна для матери и детенышей, родственных особей. У

бабуинов обряд взаимного очищения выражает дружественность. У птиц охо-

рашивание и груминг способствуют образованию брачных пар. Взаимная –

парная или коллективная – чистка направлена преимущественно на те части те-

ла, которые труднодоступны для животного, т. е. дружеские и брачные узы

поддерживаются неспособностью себя очищать.

Чистоту человека обеспечивают изделия легкой, пищевой и фармацевти-

ческой промышленности. Важна система диетических предписаний, включаю-

щая разделение всей пищи на кошерную и некошерную. Свое от не-своего от-

деляет институт собственности. “Propre” означает и “собственный” и “чистый”,

“опрятный”. Чувство собственности чрезвычайно развито у детей в 5-6 лет,

причем главным является не размер, а четкость и ясность границ собственно-

сти. Отсутствие собственности, общая собственность, присвоение чужой собст-

венности – симптом нечистоплотности, и наоборот, щепетильность, скрупулез-

ность, аккуратность – качества хорошего собственника.

Очищение может вести к ритуальной нечистоте: соединение плоти с гря-

зью свидетельствует о нечистоте самой плоти, которую превозмогает аскет, за-

брасывающий свое тело. Посыпание головы пеплом в знак скорби отождеств-

ляет с прахом умерших, является орудием предотвращения смерти, прививкой

против нее. Поэтому в обряде оплакивания умершего в африканском племени

някюса (оз. Ньяса) скорбящих забрасывают мусором.

Грязь восстанавливается на одних уровнях, чтобы преодолеваться на дру-

гих, так что процесс самоочищения постоянно создает помехи самому себе, что

подтверждается постоянно растущим количеством мусора и отходов.

Чистота и скверна. Нечистота – неразделенность, грозящая хаосом.

Очищение – разделение, отделение чистого от нечистого. Чистота есть отсутст-

вие нечистоты, от которой до конца не может избавиться ни один человек, ибо

она связана с пищеварением, испражнением, мочеиспусканием, половой жиз-

нью, рождением и смертью, насилием и кровопролитием. Существовать – зна-

чит соприкасаться с нечистотой. Требуется кто-нибудь, стоящий ниже, на кого

можно переложить частицу своей нечистоты.

Брахман избавляется от скверны, перекладывая ее на всех остальных, но в

то же время очистительными церемониями он помогает им вновь обрести чис-

тоту. Чистота – состояние неустойчивое и преходящее, а нечистота постоянна и

заразительна: она передается через пищу, воду, посредством половых сношений

и просто прикосновения к чандале, к женщине в период менструаций, внекас-

товому, роженице, трупу. Домашняя собака, петух и евнух не должны смотреть

на брахманов, когда они едят. После взгляда на чандалу необходимо промыть

глаза. После рождения, смерти, начала менструаций одного из членов линиджа

все его члены становятся нечистыми на несколько дней. Всякий человек нечист,

но он может частично обрести чистоту, степень которой зависит от тщательно-

сти исполнения очистительных обрядов.

Каста наследственно имеет фиксированный уровень чистоты, опреде-

ляющий ее место в иерархии. Самые высокие касты – самые чистые, а самые

низшие – самые нечистые. Все члены касты обязаны поддерживать свой статус,

в соответствии с которым устанавливаются пищевые и другие запреты, а также

характер и периодичность очистительных церемоний.

Основной принцип кастовой системы: стремление избежать осквернения,

которое передается прежде всего через пищу, сваренную на воде. Поэтому кас-

товые различия выражаются отказом от совместной трапезы. В зависимости от

того, кто что ест, как он это делает, кто готовит еду, кто ее подает и в какой по-

суде, отличают чужаков и узнают своих. Растительная пища дозволена всем.

Употребление мяса ограничено определенными сортами: есть чистые и нечис-

тые виды мяса. Выделяют также ритуально нечистые части животных, так на-

зываемое мертвое мясо (головы, мослы, копыта).

Иерархия в пище соответствует общественной иерархии. Можно есть

только пищу, изготовленную равным или высшим по положению, ни в коем

случае – нижестоящим. Остатки еды выбрасывают. Доедать их могут только

низшие по касте или родственному положению: жена доедает за мужем, ма-

ленькие дети – за родителями, а низшие из неприкасаемых доедают остатки со

стола высоких каст. У каждого неприкасаемого есть свой неприкасаемый.

Иерархия каст. Каста (от лат. castus – чистый через порт. casta – раса,

род, сословие) – наследственно замкнутая общность людей, связанная внутри-

кастовой эндогамией, взаимопомощью, сотрапезничеством. Касты возводили

себя к общему (нередко мифическому) предку, отличались профессиональной

специализацией, эндогамными предписаниями при строгой экзогамии состав-

ляющих касту кланов. Кто не следовал этим нормам, изгонялся из касты и по-

полнял ряды неприкасаемых групп (париев).

В Древнем Египте Геродот выделял касты жрецов, воинов, коровьих пас-

тухов, свинопасов, мелочных торговцев, толмачей и кормчих (лодочников).

Диодор говорил о кастах птицеводов и пастухов гусей, а среди ремесленников

различал множество каст по числу ремесел.

Кастовая система возникала там, где соседствовали и наслаивались друг

на друга различные эндогамные племена, связываемые разделением труда и

взаимозависимостью. Сначала число каст было небольшим, но по мере разде-

ления труда оно увеличивалось, а система расширялась сегментацией каст и

включением новых этнохозяйственных общностей, что не меняло сложившейся

иерархии. Каждая из каст состояла из многих и становившихся все более мно-

гочисленными каст.

В Индии общество делилось на четыре варны (санскр. varna – цвет), под-

черкивавшие отличие светлокожих завоевателей от темнокожих аборигенов.

Первая дихотомия разделяет вневарновых людей – парий и неприкасаемых – от

людей варн. Неприкасаемые – подметальщики-мусорщики, палачи, музыканты,

шуты и танцовщицы, кожевенники-сапожники, ткачи. Вторая дихотомия вы-

членяет из людей варн низшую касту шудр, не имеющих права на богатство,

власть и участие в ритуалах. Это слуги и ремесленники; физическое рождение –

это их единственное рождение. Шудры должны повиноваться и служить без за-

висти. Члены трех высших варн считаются дважды рожденными. Второе, ду-

ховное рождение они проходят в возрасте от 8 до 12 лет. Третья дихотомия от-

деляет от высших варн вайшьев, имеющих власть только над животными. Вай-

шьи образуют основную массу земледельцев, скотоводов, торговцев. Четвертая

дихотомия отделяет кшатриев (правителей и воинов), облеченных временной

земной властью, от обладающих духовной властью брахманов. Только брахма-

ны могут совершать жертвоприношения и посвящения.

Человек от рождения принадлежит своей касте как животное своей поро-

де; данное рождение обусловлено его поступками и заслугами в предшествую-

щих существованиях, и эту жизнь он должен прожить членом той варны, в ко-

торой родился.

Джаджмани – система кругооборота услуг, связывающая касты. Член

касты оказывается поочередно хозяином (патроном) и слугой (клиентом). Взи-

мая дань, платят дань, несут подарки, плату, повинности.

Чем выше варна, тем больше ограничений в поведении и пище: брахман

не может совершать актов насилия, не может пахать землю, а питаться должен

как аскет. Брахманы не имеют права непосредственно приобретать землю, но за

ритуальные услуги получают ее часто в дар; приношение брахманам засчиты-

вается как заслуга дарителей.

Представители разных каст стараются держаться подальше друг от друга,

если только они в данный момент не нуждаются во взаимных услугах. В Эфио-

пии у консо и бурджей ремесленникам запрещено пользоваться орудиями труда

земледельцев и даже проходить через их поля и огороды, которые они могут

осквернить и наслать на них порчу. Каста кузнецов у масаев особенно прини-

жена. На войне им доставалась наименьшая часть добычи. За убийство кузнеца

масай ничего не платил, тогда как за убийство масая предавалось смерти десять

кузнецов. Когда свободнорожденные паранилоты южного Судана находили,

что дупи – потомков древнейшего населения страны, занимавшихся кузнечным

ремеслом, рыболовством и охотой, – стало слишком много, они убивали их.

Дупи не имели права жениться на свободнорожденных, держать скот и иметь

более одной жены.

За разрешение поселиться на своей земле владелец домохозяйства полу-

чал преимущественное право на услуги. Ремесленникам, чьи изделия требуются

лишь время от времени (гончарам, токарям по дереву, ювелирам и пр.) платят

наличными за каждую вещь. Другие, чьи услуги периодически требуются для

сезонных сельскохозяйственных работ, заключают с землевладельцами личные

соглашения: годовые контракты или пожизненные, передающиеся по наследст-

ву связи.

Специалист обязан немедленно откликнуться на просьбу своего хозяина о

помощи, а если он занят, прислать заместителя. Хозяин, со своей стороны, обя-

зуется обращаться только к своим специалистам, минуя остальных; он им опла-

чивает (зачастую натурой) важные работы и новые изделия, гарантирует им

твердую погодовую оплату в виде доли урожая с каждой культуры за всякие

починки и мелкие услуги, причем эта доля не зависит от выполненных за год

работ, даже если в данном году специалисту практически нечего было делать.

Кроме того, он кормит своих специалистов, когда они у него работают, и отдает

им долю угощения после календарных и семейных праздников. Таким образом,

каждый хозяин дома из землевладельческих каст имеет своих безземельных

специалистов, которым выделяет часть урожая. А каждый специалист связан с

несколькими хозяевами, которые обеспечивают ему регулярный доход и обяза-

ны помогать ему в случае голода или иных бедствий.

Каждая каста дифференцировалась на подкасты, специализированные на

обслуживании высших и низших каст, а также подкаст в собственной касте.

Поэтому существовали основная, специализированная по данной услуге каста и

запасная каста, способная заменить ее.

Касту, к которой человек относится, указывают сегодня даже в брачных

объявлениях, наряду с цветом волос, ростом и весом. Принцип передачи заня-

тия по наследству в Индии соблюдается строго, личные склонности и таланты

учитываются слабо. Так, члены спортивных команд (особенно по регби и хок-

кею на траве) набираются только из людей, принадлежащих к специальным

кастам, которые пополняются за счет племен джунглей.

Задания и упражнения:

1) У мужчин или женщин более выражен инстинкт самоочищения? Како-

ва сравнительная ценность полов по данному критерию?

2) Какие виды труда считаются «чистыми»? Укажите на элементы касто-

вости в кругу современных профессий?

3) Укажите порядок доедаения, установленный в вашей семье?

4) Каким образом могут возникать новые профессиональные группы в

кастовом обществе?

5) Найдите, что почистить.

ГЛАВА IV. Коммунальные отношения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.