Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хрестоматия по новой истории под ред. А. А. Гувера




М.,1963. Т.2. С. 337–338.

ЛИБЕРАЛИЗМ, СОЦИАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ

Наступившая новая эпоха требует и новой идеологии. Такой идеологией станет либерализм – для буржуазии, консерватизм для дворянства (а позднее – крупной буржуазии), социализм – для пролетариата.

Впервые идеи создания “общества справедливости” были сформулированы еще Платоном[3]. Создателями утопического социализма были Сен-Симон2, Фурье3 и Оуэн4.

Идеи социалистов-утопистов стали своего рода ответной реакцией на рыночную экономику, на резко обозначившиеся социальные контрасты, явились возрождением коллективистских идеалов. В 1830–1840 гг. появляются новые доктрины социализма: кооперативная и христианская. Социалисты, как правило, были сторонниками мирных путей перехода к гармоничному обществу.

В конце 1840-х гг. окончательно оформился марксизм. "Манифест коммунистической партии", написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом, был издан в 1848 г. В историческом процессе авторы выделяли одну доминанту – социально-экономическое развитие. Смена способов производства, утверждали они, происходила и будет происходить в результате острой классовой борьбы.

Основные принципы либерализма изложены во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (см. выше). Там сформулированы 4 основных права личности, являющихся основой либерального порядка: право на свободу, право на собственность, право на безопасность, право на сопротивление насилию,то есть то, что мы понимаем под гражданскими свободами. Создатели либерализма: Дж. Локк (его называют "отцом либерализма"), Дж. Бентам, А. Смит, Тюрго.

Распространение либерализма происходило куда быстрее в людских умах, нежели в государственной политике. Результатом этого явились мощные общественные движения конца XIX в. в защиту попранных правительством прав как отдельных личностей, так и целых категорий населения.

Ярким примером этого является дело Дрейфуса, фактически поставившее страну на грань гражданской войны, показавшее готовность общества подняться на защиту даже одного своего члена. Пожалуй, впервые так ярко была продемонстрирована возможность реального влияния общественного мнения на государственную политику. Это была открытая невооруженная борьба общества и государства, в которой общество, пусть с трудом и не сразу, победило.

Если либерализм можно назвать "идеологией нового общества", "идеологией перемен", то логично предположить и существование противоположной идеологии, идеологии, предпочитающей настоящему прошлое. Такой идеологией был консерватизм. Он возник как прямая реакция на Великую Французскую революцию и ее мировоззренческую основу - идеологию Просвещения.

При всем многообразии модификаций можно выделить следующие его черты: главная цель консерватизма -защита общества от деструктивного влияния революционных и рационалистических (позже либеральных) идей; огромное внимание к социальной структуре общества; акцент на рост иррациональных факторов в жизни общества; установка, что характер общественной жизни принципиально спонтанен и не поддается рациональному контролю; внимание к проблематике малых социальных групп; анализ религии с точки зрения ее воздействия на интеграцию общества.

Наиболее известные представители консерватизма: А. Токвиль, О. Конт, Ж. де Местр; в России: А. С. Хомяков, В.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев.

 

1. ОРИУ О ЛИБЕРАЛИЗМЕ

Ориу – французский юрист, специалист по государственному праву.

 

<...>Можно без преувеличения сказать, что весь государственный аппарат строится для того, чтобы обеспечить существование гражданского строя.<...>

Гражданская жизнь (подразумевается жизнь в рамках и условиях гражданского строя) возможна только, если в полной мере обеспечены ценность и значение собственности. Можно сказать, что в каком-то смысле гражданская жизнь, жизнь при установленном гражданском строе, связана с благосостоянием, ибо человек, благодаря преимуществу и обеспечению, которые ему дает его собственность, им созданная и добытая, не находится больше под давлением экономических забот и может думать о чем-то ином, кроме ежедневных потребностей, может посвящать себя умственным занятиям и свободным профессиям, может заниматься общественными интересами и создавать себе какое-то представление о государстве, иными словами, он поставлен в такое положение, в котором он может становиться гражданином. <…>

 

Цит. по: Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762–1914. – М., 1995. С. 6–7.

2. Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ

 

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – французский просветитель. Сформулировал основные положения теории государственной власти. Его считают «идейным отцом» США как демократического государства.

 

<...>Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомлённые люди. Я предлагаю три определения или, вернее, три факта: республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; монархическое, при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. Вот что я называю природой правления.<...>

<...>Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа.

Чем более усиливается в народе действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих. Над дикарями властвуют почти исключительно природа и климат, китайцами управляют обычаи, в Японии тираническая власть принадлежит законам, над Лакедемоном в былое время господствовали нравы; принципы правления и нравы старины господствовали в Риме.<...>

 

Цит. по: Р. Арон. Этапы развития социологической мысли. –

М., 1993. С. 38–39, 59.

 

3. ДЖ. ЛОКК

 

Джон Локк (1632–1704) – британский философ-материалист, апологет эклектизма. Заложил основы эмпирической психологии. Знаменитый теоретик и практик воспитания детей, исходивший из того, что душа новорожденного есть tabula rasa (буквально – чистая доска), на которой “записывается” жизненный опыт растущего человека. Сторонник веротерпимости и либерализма.

 

<…> Законодательная власть - эта та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов <...> необходимо, чтобы всё время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе <...> существует ещё одна власть в каждом государстве, которую можно назвать природной, так как она соответствует той власти, которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в общество. <...> Таким образом, принимая это во внимание, всё сообщество представляет собой одно целое, находящееся в естественном состоянии по отношению ко всем другим государствам или лицам, не принадлежащим этому сообществу. <...>

Следовательно, сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть, если хотите, можно назвать федеративной. <...>

Две власти, исполнительная и федеративная, хотя они в действительности отличаются друг от друга, так как одна из них включает в себя исполнение муниципальных законов общества внутри его самого по отношению ко всему, что является его частями, другая же включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого он может получить выгоду или потерпеть ущерб, всё же эти два вида власти почти всегда объединены. <...>

Невыполнимо сосредотачивать силу государства в руках различных и друг другу не подчинённых или же создавать такое положение, когда исполнительная и федеративная власть будут доверены лицам, которые могут действовать независимо, вследствие чего сила общества будет находиться под различным командованием, а это может рано или поздно привести к беспорядку и гибели.

Джон Локк. Сочинения. М.:”Мысль”, 1998. Т.3. С. 347–348.

4. А. ДЕ ТОКВИЛЬ

 

Алексис де Токвиль (1805–1859) – французский историк и политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). Наиболее значительный труд – "Старый порядок и революция", в котором он выступает противником основной идеи Великой Французской революции.

 

Если вам представляется полезным обратить интеллектуальную деятельность человека и его мораль на нужды материальной жизни и употребить их на создание материального благосостояния; если вам кажется, что разум более выгоден для людей, чем дарование; если ваша цель состоит в воспитании вовсе не героических добродетелей, а мирных навыков; если вы предпочитаете видеть пороки, а не преступления, меньше находить возвышенных действий, с тем чтобы меньше встречаться со злодеяниями; если для вас достаточно жить в благополучном обществе, не стремясь к обществу блестящему; если, наконец, основная цель правительства, по вашему мнению, заключается вовсе не в том, чтобы придать всей нации как можно больше могущества или славы, а в том, чтобы обеспечить всех индивидов, из которых слагается нация, как можно большим благополучием и избавить их от нищеты, – в таком случае уравнивайте положения людей и создавайте правление демократии. Если уж нет больше времени выбирать и вас влечет высшая, сверхчеловеческая сила, не спрашивающая ваших желаний, к одному из двух правлений, старайтесь по крайней мере извлечь из него все то хорошее, что оно может дать, и, зная присущие ему добрые побуждения, так же как и дурные склонности, стремитесь ограничить действие вторых и развить первые.<...>

 

Цит. по Р. Арон. Этапы развития социологической мысли. –




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.