Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неполнота множества




Неполнота множества вариантов ответа также является достаточно распространенной типичной ошибкой при формировании веера ответов.

Набор ответов должен включать все возможные варианты на поставленный вопрос.

В случаях, когда используется оценочная шкала («Положительно-Отрицательно») или шкала согласия («Согласен-Не согласен»), авторы анкеты редко допускают грубые ошибки в веере ответов. Ошибки, возможные при формировании подобного типа измерительных шкал будут подробнее рассмотрены в лекции, посвященной проблеме измерения. В вопросах же, направленных на изучение мотивов, причин, проблем, вызывающих обеспокоенность («Какие проблемы беспокоят Вас больше всего в настоящее время?» и т.п.), трудно, а зачастую и невозможно предусмотреть все варианты ответов. Однако, не включив какой-либо возможный вариант в перечень ответов, автор допускает двойную ошибку: психологическую и логико-математическую. Не предоставив человеку возможность ответить на вопрос, он формирует у респондента, во-первых, чувство неудовлетворенности, а во-вторых, представление о том, что вопросы можно оставлять и без ответа. Математическая ошибка заключается в том, что в обработку поступает неполное множество.

Чтобы в подобных вопросах исключить ошибку неполноты множества, следует руководствоваться следующим правилом: в конце перечня вариантов ответов использовать «заключающую триаду»:

а) дополнение («другой ответ»______________)

б) отрицание («никакие проблемы не волнуют»)

в) уход («трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.п.)

Вариант «другой ответ», кроме того, что он в любом случае позволяет каждому респонденту выразить свое мнение, по каким-либо причинам непредусмотренное автором анкеты, помогает еще и оценить качество вопроса в целом. Если в результате опроса этот вариант отметили более 5% респондентов, вопрос считается некачественным и требует доработки — расширения веера ответов на основе изучения конкретных ответов, записанных в строке «другой ответ».

Включение в веер ответов варианта «затрудняюсь ответить» — традиционная форма предоставления респонденту возможности уйти от ответа, если тот по каким-либо причинам не может или не хочет отвечать на данный вопрос. Автор может пойти на «жесткую форму» вопроса и не включить в набор ответов вариант «затрудняюсь ответить». Этот прием применяется для того, чтобы принудить респондентов выбрать тот или иной конкретный ответ. Но в этом случае, во-первых, он должен осознавать, что неизбежно возрастет доля неответов на этот вопрос; а во-вторых, обязательным условием при анализе материала является проверка достоверности данных, полученных с помощью этого вопроса.

Неполнота множества может порождаться разными причинами, среди которых довольно распространенной является элементарная небрежность в работе. Ниже приводятся примеры вопросов с неполными перечнями ответов, очевидность которых проявляется при первых же попытках апробации инструментария.

Пример 1. «Какая часть людей, живущих по соседству с Вами — русские?»

1 — все

2 — большинство

3 — некоторые из них

4 — мало кто

5 — никто

6 — не знаю

Пример 2. «Как часто за последние три года Вы принимали участие в голосовании, выборах?»

1 — ни разу

2 — от случая к случаю

3 — часто

4 — не знаю

В примере 1, кроме того, что трудно дифференцировать варианты «некоторые из них» и «мало кто», не предусмотрен такой ответ, как «примерно половина», который будут пытаться найти многие респонденты и, не найдя, могут отказаться отвечать как на этот вопрос, так и на аналогичные последующие вопросы, например, касающиеся коллег, родственников, друзей и т.д.

В примере 2 не предусмотрен вариант ответа «всегда». Учитывая, что участие в выборах обычно принимает большая часть взрослого населения, можно было предвидеть, какая доля респондентов выразит протест, не найдя «своего» ответа на шкале. В то же время вариант ответа — «не знаю» может вызвать закономерное удивление.

Шкала ответов на вопросы, касающиеся частоты (регулярности) каких-либо действий, всегда представляет для авторов анкет большую трудность. Если полярные точки шкалы, такие как «постоянно» («всегда», «регулярно») и «практически никогда», обычно затруднений не вызывают, то промежуточные («часто», «иногда», «изредка» и т.п.) в силу неопределенности единицы измерения часто вызывают бурные дискуссии среди соисполнителей. Поэтому, если исследование не направлено на измерение именно субъективного аспекта восприятия, лучше подобные вопросы (или варианты ответов) конкретизировать — «Сколько раз за последний год (месяц, неделю)...?»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.