Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ финансовых результатов




Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли, уровнем рентабельности и показателей деловой активности.

Основной целью деятельности любого хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли. Прибыль – это чистый доход, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг. Количественно она представляет разность между чистой выручкой (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованных продукции, работ, услуг. Следовательно, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше оно получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, то есть эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов являются:

- анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

- выявление и определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- анализ финансовых результатов от операционной и внереализационной деятельности;

- факторный анализ прибыли от продаж;

- анализ и оценка использования чистой прибыли;

- оценка уровня и динамики показателей рентабельности и оборачиваемости;

- выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности и пр.

Информацию о прибыли содержит форма 2 «Отчет о прибылях и убытках». Существует несколько видов прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток). Формирование показателей прибыли представлено на рис. 7.1.

 

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг
Выручка от продажи продукции, работ, услуг
минус

       
   
 
 

 

 


- коммерческие расходы; - управленческие расходы
Валовая прибыль (убыток)
минус

       
   
 
 

 


Прибыль (убыток) от продаж
минус

       
   
 
 

 


плюс

 
 
- проценты к уплате; - прочие расходы.  


Прибыль (убыток) до налогообложения

       
   
 
 

 


плюс

 
 
- отложенные налоговые обязательства; - текущий налог на прибыль


Отложенные налоговые активы
минус

       
   
 
 

 


Рис. 7.1. Формирование прибыли

Валовая прибыль – это разница между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от продажи продукции, работ, услуг определяется как валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль, полученная как прибыль (убыток) от продаж плюс проценты к получению минус проценты к уплате плюс доходы от участия в других организациях плюс прочие доходы минус прочие расходы.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода рассчитывается как прибыль (убыток) до налогообложения плюс отложенные налоговые активы минус отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль. Это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия и распределяется по усмотрению собственников.

По данным формы 2 отслеживается порядок формирования прибыли, ее динамика и влияние факторов на ее величину. Показатели отчета о прибылях и убытках представлены в таблице 7.11.

Таблица 7.11

Анализ формирования прибыли, тыс. руб.

Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение
       
1.Выручка от продажи продукции      
2. Себестоимость проданной продукции      
3. Валовая прибыль (убыток)      
4. Коммерческие расходы      
5. Управленческие расходы      
6. Прибыль (убыток) от продаж      
7. Проценты к получению      
8. Проценты к уплате      
9. Доходы от участия в других организациях      
10. Прочие доходы      
11. Прочие расходы      
12. Прибыль (убыток) до налогообложения      
13. Отложенные налоговые активы      
14. Отложенные налоговые обязательства      
15. Текущий налог на прибыль      
16. Чистая прибыль (убыток)      

 

Прибыль от продаж является основным финансовым результатом, ради которого осуществляется деятельность предприятия. На ее величину влияют размер выручки от продаж, себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов. Факторный анализ прибыли от продаж позволяет выявить влияние каждого из факторов. Для проведения факторного анализа рассчитывают индекс выручки от продаж Iв:

 

Iв = Во / Вп,

где Во и Вп – соответственно выручка отчетного и предшествующего периодов, тыс. руб.

Примечание: для точности расчетов индекс выручки от продажи продукции рассчитывается с точностью до 5 знака (не менее) после запятой.

Далее проводится анализ влияния каждого фактора на величину прибыли от продаж.

1. Влияние выручки от продаж на прибыль от продаж:

 

∆Пв = Пп * Iв – Пп = Пп * (Iв – 1),

 

где ∆Пв – изменение прибыли от продаж за счет выручки, тыс. руб.;

Пп – прибыль от продаж предшествующего периода, тыс. руб.

2. Влияние себестоимости на производство и реализацию продукции на прибыль от продаж:

 

∆Пс = Сп * Iв – Со,

 

где ∆Пс – изменение прибыли от продаж за счет себестоимости, тыс. руб.;

Сп, Со – соответственно себестоимость производства и реализации продукции отчетного и предшествующего периодов, тыс. руб.

3. Влияние коммерческих расходов на прибыль от продаж

∆Пкр = КРп * Iв – Кро,

где ∆Пкр – изменение прибыли от продаж за счет коммерческих расходов, тыс. руб.;

КРп и КРо – соответственно коммерческие расходы отчетного и предшествующего периодов, тыс. руб.

4. Влияние управленческих расходов на прибыль от продаж

 

∆Пур = УРп * Iв – Уро,

где ∆Пур – изменение прибыли от продаж за счет управленческих расходов, тыс. руб.

УРп и УРо – соответственно управленческие расходы отчетного и предшествующего периодов, тыс. руб.

Все показатели финансовых результатов связаны друг с другом определенными соотношениями. Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли хозяйствующим субъектом:

- текущие затраты и прибыль зависят от структуры имущества - основные средства и оборотные активы;

- величина прибыли и собственного капитала предприятия зависят от метода переоценки основных средств, методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним, метода оценки потребленных производственных запасов;

- применение метода ускоренной амортизации по активной части основных средств приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а, следовательно, и налога на прибыль;

- на себестоимость продукции влияет изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств, изменение сроков погашения расходов будущих периодов;

- изменение метода оценки финансовых результатов для целей налогообложения – учет прибыли по методу начисления (отгрузки) или кассовому методу (оплаты).

Таким образом, учетная политика, формируемая предприятием, оказывает существенное влияние на величину прибыли.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность (прибыльность, доходность), которая показывает уровень прибыли, полученный с каждого рубля использованных средств, измеряется в процентах.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Рентабельность характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Она более полно, чем прибыль, отражает окончательные результаты хозяйствования. Предприятие считается рентабельным, если доходы от продажи продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

Существует несколько показателей рентабельности.

1. Рентабельность активов (имущества) показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы:

 

Ра = Пр / А * 100 %,

 

где Ра – рентабельность активов, %

Пр – прибыль, тыс. руб.,

А – средняя стоимость активов, тыс. руб.

Рентабельность активов является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. На его основе можно оценить эффективность управления, поскольку получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности выбора и рациональности принимаемых управленческих решений, основанных на анализе показателей финансовой устойчивости.

2. Рентабельность текущих активов показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля, вложенного в оборотные активы. Рассчитывается как отношение прибыли к средней стоимости текущих (оборотных) активов.

3. Рентабельность собственного капитала отражает отношение прибыли к среднегодовой величине собственного капитала и характеризует эффективность его использования.

4. Рентабельность производства показывает, какая отдача получена с каждого рубля средств, вложенных в производство. Показатель рассчитывается как отношение прибыли к средней стоимости основных средств и материальных оборотных средств.

Для расчета вышеперечисленных показателей рентабельности, исходя из целей анализа, используется как прибыль до налогообложения, так и чистая прибыль. В первом случае в качестве результата получается общая рентабельность, во втором – чистая. Но более реальным показателем является чистая рентабельность, так как она отражает чистую отдачу (прибыльность) каждого рубля средств, использованных в деятельности предприятия.

5. Рентабельность продукции показывает доходность с одного рубля затрат на производство и реализацию продукции – отношение прибыли от продаж к затратам на производство и реализацию продукции.

6. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции, то есть, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля продаж. Рост рентабельности продаж является следствием роста цен при постоянных затратах на производство или снижении затрат на производство при постоянных ценах.

Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность во многом зависят от скорости оборачиваемости средств, вложенных в активы, то есть от того, насколько эффективно используется имущество.

Текущее расходование средств и их поступление не совпадают по времени, что приводит к возникновению у предприятия потребности в увеличении или сокращении финансирования для поддержания платежеспособности. Потребность в дополнительном финансировании возникает при низкой оборачиваемости средств или ее замедлении. Пополнение потребности в дополнительном оборотном капитале за счет заемных источников финансирования имеет ограничения (предприятие не всегда может получить кредит или ставка процента по кредитованию делает получение кредита невыгодным). Пополнять дополнительную потребность в оборотном капитале за счет собственных источников предприятие может только за счет прибыли. Таким образом, удовлетворить дополнительную потребность в оборотном капитале предприятие может только за счет эффективного управления текущими активами.

Деловая активность проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики показателей оборачиваемости. Проведение анализа оборачиваемости средств предприятия необходимо, так как:

- во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота;

- во-вторых, с размерами оборота, а следовательно и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов – чем быстрее оборот, тем меньше этих расходов приходится использовать на один оборот;

- в-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях. Финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, на сколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

Анализ оборачиваемости средств основывается на расчете двух видов показателей – коэффициента оборачиваемости и длительности оборота. Коэффициент оборачиваемости характеризует скорость оборота, то есть количество оборотов, которое делают за анализируемый период капитал и имущество организации или их составляющие. Рассчитывается как отношение выручки от продаж к средней стоимости того показателя, оборачиваемость которого определяется:

 

Коб = В / срП,

 

где Коб – коэффициент оборачиваемости, раз, оборот,

В – выручка от продаж, тыс. руб.;

срП – средняя величина показателя, оборачиваемость которого рассчитывается, тыс. руб.

Длительность (период) оборота показывает средний срок, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции. Рассчитывается как отношение количества дней в отчетном периоде к коэффициенту оборачиваемости:

Доб = Д / Коб,

 

где Доб – длительность (период) оборота, дни;

Д – количество дней в отчетном периоде, дни;

Коб – коэффициент оборачиваемости, раз, оборот.

Общая оборачиваемость всех оборотных средств складывается из частной оборачиваемости отдельных элементов оборотных средств. Различным видам оборотных средств присущи различные скорости оборота. На длительность оборота активов оказывают влияние многие факторы: вид деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, масштабы производства, экономическая ситуация в стране (инфляция, система налогообложения и т.д.), эффективность управления активами (структура активов, ценовая политика предприятия и т.д.).

Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность в них, позволяет предприятию высвобождать часть средств из оборота для нужд хозяйства либо для дополнительного выпуска продукции (работ, услуг). В результате ускорения оборота происходит высвобождение денежных ресурсов, ранее вложенных в товарно-материальные ценности. Увеличение денежных средств улучшает финансовое состояние предприятия и укрепляет платежеспособность.

По результатам оборачиваемости рассчитывают сумму экономии оборотных средств (абсолютное или относительное высвобождение) или сумму их дополнительного привлечения (перерасхода). Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости капитала выражается в относительном высвобождении средств из оборота. Привлечение (+), высвобождение (-) средств рассчитывается по формуле:

 

(+), (-) средств = В / Д * (До – Дп),

 

где В – выручка от продажи продукции, тыс. руб.

Д – количество дней в отчетном периоде, дни

До и Дп - длительность оборота отчетного и предшествующего периодов, дни,

Если коэффициент оборачиваемости растет, а длительность оборота снижается, то происходит ускорение оборачиваемости, относительное высвобождение средств. В этом случае говорят, что эффективность использования средств и капитала растет. Если же коэффициент оборачиваемости снижается, а длительность оборота растет, то происходит замедление оборачиваемости, относительное привлечение средств в оборот, то есть речь идет о снижении эффективности использования средств и капитала.

Ускорить оборачиваемость капитала можно путем интенсификации производства, более полного использования трудовых и материальных ресурсов, недопущения сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, необоснованного отвлечения средств в дебиторскую задолженность и пр.

К основным коэффициентам деловой активности относятся:

- коэффициент оборачиваемости активов показывает скорость оборота активов (имущества) предприятия;

- коэффициент оборачиваемости текущих активов характеризует эффективность использования оборотных средств предприятия. Экономическое содержание данного коэффициента состоит в том, что при его расчете определяется величина оборотных средств, необходимых для получения 1 рубля выручки;

- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается в долях единицы и представляет собой отношение полученной за анализируемый период выручки от продаж к средней сумме дебиторской задолженности. С помощью данного коэффициента можно рассчитать, во сколько раз объем реализованной продукции превышает дебиторскую задолженность, а также какова доля выручки, приходящейся на 1 рубль дебиторской задолженности. Если в составе дебиторской задолженности имеются долгосрочная и краткосрочная задолженность, то в расчет принимается полная сумма краткосрочной задолженности и та часть долгосрочной, погашение которой, как следует из договорных отношений, приходится на текущий год;

- коэффициент оборачиваемости денежных средств показывает, как быстро на предприятии оборачиваются денежные средства;

- коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности характеризует отношение себестоимости реализованной продукции к средней сумме кредиторской задолженности, включая в полном объеме краткосрочную кредиторскую задолженность и часть долгосрочной, приходящуюся к погашению в текущем году. Указанный коэффициент отражает возможности предприятия по погашению кредиторской задолженности, а также показывает себестоимость реализованной продукции, приходящуюся на 1 рубль кредиторской задолженности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.