Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полное руководство 2 страница




Джеффри Зейг (Jeffrey Zeig), глава Института Эриксона в Фениксе, и Эрнест Росси (Ernest Rossi) — два основных исследователя Эриксоновского гипноза, написавшие много работ по этому вопросу. Зейг и Росси сохранили для нас живым наследие Эриксона. Их вклад оценён тысячами психологов, психиатров и других практиков во всем мире, теми, кто использует недирективно-разрешительный метод Эриксона, и директивно-авторитарный метод Эстабрукса.

В последующих главах мы изучим удивительные терапевтические приемы, открытые и описанные некоторыми из ведущих специалистов, упомянутых в этой короткой истории.

Глава 3

Транс

Транс и раппорт

Основа понимания искусства гипноза — в понимании транса. Транс — это состояние, в котором имеет место гипноз. Это также состояние, в которое мы часто попадаем в течение обычного нашего дня.

Мой любимый пример о трансе — ситуация в лифте. Вы входите в лифт, двери закрываются. Вам надо на седьмой этаж. Вы стоите и смотрите, как загораются и гаснут цифры: один... два... три... четыре... пять... шесть... Лифт останавливается, двери открываются, и вы говорите: «Ой, подождите, а это седьмой этаж?» Это транс.

Еще более известен транс во время вождения машины. Однажды я ехал по длинному канадскому четырёхполосному хайвею из Ниагара Фоллз в Виндзор. Дорога проходила по удивительной сельской местности, по обе стороны были очень красивые деревья, вверху — чистое голубое небо, великолепный свежий воздух. Я ехал, и ехал, и слушал радио... И внезапно мое сознание опять включилось, и я понял, что проехал 60 миль дальше того места, где мне надо было сворачивать. Транс во время вождения машины — это пример того, как Подсознание берет верх и направляет поведение, которое обычное бывает сознательным.

Гипноз

Вероятно, самый обычный случай, когда мы находимся в трансе — это просмотр телевизора. Ситуация: вы смотрите телевизор, рядом с вами сидит человек и что-то вам рассказывает... а вы поворачиваетесь к этому человеку и говорите: «Что...?» В то время как вы смотрите телевизор, ваше Подсознание может сильно углубиться в просмотр и сохранять очень длинные серии образов. Если вы собираетесь вводить в гипноз детей, вы можете попросить их вспомнить их любимые телевизионные шоу — и они их разыграют для вас полностью.

Транс — это нормальное, волшебное, расслабляющее и очень полезное состояние. Люди всё время в него попадают. Существует принципиальная разница между трансом, в который вы идёте с гипнотерапевтом, и тран-совым состоянием в лифте, в машине, перед телевизором. С гипнотерапевтом вас заботливо ведут в состояние транса с определенной полезной целью.

Следующее различие заключается в источнике взаимосвязи. Когда вы в машине попадаете в состояние транса, вы находитесь во взаимоотношениях с радио, с пролетающим за окном пейзажем или с самим собой. Когда вы в телевизионном трансе, вы находитесь во взаимоотношениях с телевизором. Но когда вы в гипнозе или гипнотерапии, вы — во взаимосвязи с человеком, который помогает вам войти в состояние транса, и ваше Подсознание открывает себя, чтобы от этого человека напрямую и без критики принимать информацию.

Все мы часто попадаем в состояние транса. Вопрос в том, находимся ли мы в «нашем собственном» трансе без ясной цели или мы выбрали идти в транс самостоятельно или с • помощью специалиста, имея цель научиться чему-либо или же с целью терапии. Это — ключевой фактор для вас как для гипнотерапевта, когда ваш клиент находится в «своем собственном» трансе. Если такое случается, транс клиента не «включает» вас. Чтобы работать с клиентом, вам сначала нужно вывести его из его собственного транса, и затем помочь ему войти в транс, основанный на взаимоотношениях с вами. Мы объясним, как это делать в более поздних главах.

Транс

Взаимосвязь, взаимоотношения — основа успеха в гипнотерапии. Это — то самое условие, при котором клиент принимает наши внушения без ограничений, без сопротивления, на бессознательном уровне. Это даёт клиенту возможность создать те изменения, которые он хочет сделать. Взаимосвязь открывает дверь в транс, в состояние, в котором мы можем говорить напрямую с его Подсознанием.

Опыт погружения в транс

Как гипнотерапевт, вы регулярно будете вводить своих клиентов в транс. Ваш успех в гипнозе будет возрастать по мере того, как будет расти ваш собственный опыт нахождения в трансе. Позвольте вашему сознанию понять, что цель вашего собственного обучения погружению на всё более и более глубокие уровни транса — еще лучше помогать вашим клиентам входить в состояние транса. Милтон Эриксон часто вводил своих студентов в состояние гипноза и так же просил их вводить в состояние гипноза друг друга.

Многие из тех, кто первый раз побывал в состоянии гипноза, бывают очень удивлены, так как обнаруживают, что транс ощущается как нечто нормальное и естественное, что они остаются в состоянии контроля во время транса. После сеанса у них возникает ощущение, что случилось что-то «особенное». Событие может быть слегка видоизменено в памяти, почти как сон, который наутро помнишь.

У клиента, который четко и ясно осознаёт всю процедуру гипноза, часто возникает вопрос, в чем разница между состоянием транса и состоянием вне транса. В более поздних главах мы обсудим тесты на внушаемость, которые продемонстрируют реальность транса вам и вашим клиентам. Также мы обсудим тесты феномена глубокого транса, которые покажут вам вашу способность спускаться на глубокие уровни транса. Чем больше тестов вы успешно пройдёте, тем глубже вы сможете пойти.

Гипноз

Гипнотические шоу и гипнотерапевты

Что происходит на гипнотических шоу, где людей просят делать вещи, которые они бы не сделали в нормальном состоянии? Или сделали бы? Я заметил, что многие из тех, кто поднимается на сцену, чтобы быть загипнотизированными, являются экстравертами, которые хотят быть замеченными. Гипнотизёры используют специфические процессы для выбора объектов гипноза. Хороший гипнотизёр обычно выберет таких людей, который хотят быть на сцене, или для того, чтобы показать, что они — хорошие объекты для гипноза, или же просто, чтобы повеселиться в необычной атмосфере, где все ждут, что они в любом случае будут совершать дурацкие поступки. Я не верю, что людей на сцене можно заставить делать всё из того, что они НЕ хотят делать. Они просто совершают действия скорее по указаниям их собственного Подсознания, чем по указаниям их сознательного ума.

В терапевтическом контексте Эриксон и другие исследователи очень чётко отмечали то, что клиент обладает полным контролем. Клиент под гипнозом не сделает ничего, чего бы он не сделал в нормальном состоянии.

Многие из феноменов, которые демонстрируют гипнотизёры, например, полная каталепсия тела и амнезия на внушения, имеют огромную ценность в терапевтических ситуациях. Представьте человека, имеющего проблемы со спиной, которого ввели в состояние полной каталепсии тела во время транса. Он способен полностью задействовать для этого все мускулы, потом полностью их расслабляет, затем полностью восстанавливается. Подумайте, как это может помочь в устранении его проблемы.

Амнезия на внушения часто бывает ключом к впечатляющим результатам процессов, происходящих на глубинных уровнях. Если у вашего клиента есть заболевание, от которого он хочет излечиться, а вы не хотите, чтобы его Сознание становилось на пути ваших внушений, направленных на излечение, вы можете дать ему

Транс

пост-гипнотические исцеляющие внушения, и также инструкцию забыть внушения на сознательном уровне. Это позволит Подсознанию делать свою внутреннюю работу без вмешательства Сознания.

Этот подход также работает при прекращении курения. Просто внушите клиенту, что он забыл, как курить, а на сознательном уровне забыл вашу инструкцию. Это может помочь клиенту забыть о своём поведении как курильщика. Цели гипнотерапевта разительно отличаются от целей гипнотизёра, но многие приёмы одинаковы для обоих.

Основное отличие между шоу-гипнозом и гипнотерапией заключается в том, что для успешной гипнотерапии редко нужно состояние глубокого транса. Эриксон наблюдал, что для одних клиентов мы можем получить результаты, вводя их в состояние легкого транса, в то время как для достижения нужных результатов у других клиентов требуется состояние глубокого транса. Это зависит от того, что нужно клиенту. Чтобы осуществить желаемые изменения, большинству клиентов требуется не более чем легкий транс.

С другой стороны, когда мы сможем задействовать гипноз на всех уровнях транса, мы будем в состоянии контролировать наше собственное Подсознание, которое открывает нам полный спектр выбора. Бегун, чья норма пробега составляет 100 метров в неделю, вряд ли может претендовать на звание бегуна на любые дистанции. Подобным же образом, человек, который испытал только легкий транс, не может получить полную пользу от транса как для себя, так и для своих клиентов. Если вы обладаете полным набором «инструментов» для гипноза, вы сможете излечить себя и своих клиентов множеством различных способов.

Транс и обучение

Вы можете отметить, что вы часто находитесь в трансе, читая эту книгу. Когда вы изучаете гипноз, полезно на-

Гипноз

ходиться в трансе. Нет необходимости волноваться о том, что в процессе чтения вы пропускаете какие-либо детали на сознательном уровне. Потому что ваше Подсознание записывает всё, что вы изучаете.

Транс — это самая важная вещь, которой мы можем научиться для того, чтобы учиться. Так как вся информация хранится на уровне Подсознания, транс может дать нам состояние, при котором мы гарантированно вызовем из памяти нужную информацию.

В своей Пси хобиологии излечения «сознания-тела» Эрнест Росси говорит: «Качество обучения зависит от того состояния, в котором вы находитесь, когда обучаетесь». Лучшее состояние для обучения гипнозу, равно как и другим сложным навыкам — это транс. Если вы чувствуете, что на сознательном уровне упускаете какие-либо детали в процессе чтения этой книги — это превосходно. Ведь это не Сознание, а ваше Бессознательное собирается иметь дело с тем, что вы узнали нового, с вашими верованиями и новыми моделями поведения. На сознательном уровне мы можем думать: «Я великолепен! Я так логичен!» Но именно наше Бессознательное будет порождать транс.

Пожалуйста, наслаждайтесь состоянием транса во время обучения. Вы будете «транс-формированы» тем, чту я внушаю.

Сейчас я хочу поделиться с вами обучающей техникой, основанной на простой форме фиксации глаз, описанной 150 лет назад Джеймсом Брейдом, изобретателем гипноза. Вы можете испробовать эту технику прямо сейчас.

Выберите пятнышко на стене выше уров-
ня глаз, на которое вы можете пристально
смотреть, так, чтобы ваш взгляд был выше
уровня глаз. В то время как вы делаете это
сейчас, просто позвольте вашему Сознанию...
расслабиться      

Транс _________________________________________ 27

Отметьте, что в то время как вы фокусируетесь на том самом единственном пятнышке, вы можете начать позволять вашему осознанию расширяться от центра к периферии. Действительно, вы четко осознаёте вещи, которые находятся с левой стороны вашего периферического видения... а сейчас — вещи, которые находятся с правой стороны вашего периферического видения... в то время как ваш взгляд остаётся сфокусированным на пятнышке.

Я называю это особое состояние Состоянием обучения. Это первая вещь, которой я обычно обучаю студентов, когда я хочу помочь им повысить их средние оценки. Когда они фокусируются на пятнышке, они входят в транс, который позволяет их Подсознанию полностью погрузиться в ту информацию, которую даёт преподаватель.

Когда вы почувствуете, что уже хорошо держите своё осознание на пятнышке, вы можете начать двигать глазами по сторонам, сохраняя свое осознание в поле вашего периферического видения. Я говорю студентам: «Теперь вы можете смотреть на меня или другого преподавателя, но держите основную часть своего осознания на периферии».

Процесс обучения облегчается, когда студент находится в расслабленном, восприимчивом, сконцентрированном состоянии. Вот инструкции, которым может последовать преподаватель, чтобы помочь студентам достичь этого состояния.

Состояние Обучения

Попросите студентов поднять и свести глаза так, как будто они смотрят в точку, расположенную между бровями. Они также могут смотреть на точку на по-

Гипноз

толке или в верхней части стены. (Вы даже можете нарисовать для них большую черную точку на стене или потолке, чтобы они на ней фокусировали взгляд).

Наблюдайте за первыми признаками расслабления. Вы можете отметить несколько признаков: более медленный ритм дыхания, расслабление лицевых мышц, расширение зрачков. Чтобы избежать переутомления глазных мышц, ограничьте упражнение двумя минутами, или даже меньшим количеством времени.

1. Как только вы отметили признаки расслабления у студента, подтвердите это словами: «Правильно. Хорошо».

2. Попросите студентов оставаться расслабленными, оставить Сознание расслабленным, перенести взгляд ниже и сфокусироваться на вас, на преподавателе.

Это и есть Состояние Обучения. Оно сильно увеличивает способность студентов воспринимать и удерживать то, что они учат. Существуют также доказательства, что эта техника может синхронизировать оба полушария головного мозга.

Большинство учителей и преподавателей незнакомы с гипнозом и не распознают состояние обучения, в которое входят ученики, находящиеся прямо перед ними. Учителя, если они обращают внимание на своих учеников, могут быть даже встревожены, если увидят у них признаки состояния транса. Люди часто говорят: «Мы

Создано по книге Джемса Брейда Нейрипнология, 1843, стр. 28: «... глазные яблоки должны оставаться сфокусированными на одной и той же позиции, и Сознание приковано к... одной идее». — Прим. автора.

Транс

не хотим, чтобы учителя гипнотизировали наших детей». Вероятно, будет более продуктивно, если мы будем давать преподавателям ясное понимание того, что именно они делают, когда гипнотизируют детей, чтобы получить максимальный эффект от процесса обучения.

Теперь мы готовы обсудить то, как вы будете вызывать у клиента состояние транса. Первые гипнотерапев-ты, чтобы вызвать у клиентов транс, говорили с ними в очень директивной, авторитарной манере. Милтон Эрик-сон предпочитал разрешительный, диалоговый подход, который удовлетворял эмоциональные потребности клиентов. Он обнаружил, что может вводить в транс недирективно, косвенно, и очень эффективно, умышленно используя слова, допускающие двоякое толкование, и это вело к тому, что Подсознание клиента слушало и воспринимало всё, что Эриксон внушал. Языковые шаблоны (паттерны), которые придумал и использовал Эриксон — тема следующей главы.

Глава 4

Языковые паттерны гипноза — модели Милтона

Разрабатывая разрешительный стиль гипноза, Милтон Эриксон обнаружил, что есть несколько определенных наборов фраз, в результате воздействия которых у него появлялась взаимосвязь с Подсознанием клиента, при этом не было необходимости применения более авторитарных техник.

До него гипнотерапевты начинали с того, что говорили: «Поставьте ноги свободно, не скрещивайте их, поставьте ступни плотно на пол, положите руки на колени, сделайте глубокий вдох, и закройте глаза», — они директивно направляли клиента в состояние транса.

Эриксон разработал принципиально другой подход к гипнозу. Часто он не начинал со специфического стимулирования состояния транса, а просто начинал беседу. Затем он незаметно переключался на разговор с Подсознанием клиента, разговаривая таким образом, который позволял Подсознанию создавать картинки... чувства... звуки... того, о чем он говорил.

Он мог, например, сказать: «Интересно, вот вы сидите здесь и слушаете звук моего голоса. Можете ли вы ощутить себя более расслабленным... сейчас. Когда вы ощутили, что стали более расслабленным, вам легче идти в транс?»

Ключ гипнотического языка Милтона Эриксона заключается в том, что двоякий смысл любой предметно-изобразительной системы вызывает транс. Когда вы на-

Языковые паттерны гипноза модели Милтона 31

чинаете думать о гипнозе Милтона Эриксона и о том, как стимулировать транс, двоякий смысл — это первый и самый важный рабочий инструмент. Если вы до этого для выражения своих мыслей старались использовать язык как можно точнее, умышленная двусмысленность может показаться вашему Сознательному Уму очень странной. Но двоякий смысл в гипнотических паттернах моделей Милтона, которые мы сейчас рассмотрим, вызывает любопытство Бессознательного Ума и открывает прямой путь к диалогу с Подсознанием.

В качестве введения в Милтоновскую модель прочитайте, а еще лучше попросите кого-нибудь прочитать вам вслух следующий абзац, который написан с использованием гипнотического языка, допускающего двойное толкование.

«Я знаю, что тебе интересно... и это очень хорошо — интересоваться... потому что... это значит... что ты узнаешь много вещей... и все вещи, всё-всё... чему ты можешь научиться, что ты можешь узнать... вызывает у тебя множество новых мыслей, нового понимания. Ты можешь, правда? Кто-то может, ты же знаешь. И это гораздо полезнее. Ты сейчас сидишь здесь, слушаешь меня, смотришь на меня, и это значит, что ты можешь научиться всему, что тебе надо сейчас... или ты узнаешь это в течение следующих двух дней. Ты чувствуешь, что это то, что ты понимаешь? Потому что на прошлой неделе я встречался с Ричардом, который рассказал мне о своём тренинге в 1983 году в Денвере, и там он говорил с одним человеком, который сказал: «Стул может обладать чувствами...» Ты можешь услышать это сейчас».

Ниже детально разобраны все фразы языкового паттерна этой Милтоновской модели.

Гипноз

Милтоновская модель гипнотических языковых паттернов

1. СОЗНАНИЕ: Хочет знать мысли или чувства другого человека без осознания процесса, с помощью которого вы узнаёте их.

«Я знаю, что тебе интересно...»

2. ПОТЕРЯ ПЕРФОРМАТИВА1: Представление важного, ценного суждения без обозначения того, чьим именно это суждение является.

«И это очень хорошоинтересоваться...»

3. ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ: Утверждение, четкое или подразумеваемое, что одна вещь служит причиной возникновения другой. Этот паттерн включает:

a) Причину (П) и следствие (С) (Благодаря П случается С)

b) С происходит благодаря П

c) Если... то...

d) Так как ты... то тогда ты...

«Потому что...»

4. КОМПЛЕКСНАЯ РАВНОЗНАЧНОСТЬ:

Делаете две вещи равнозначными или говорите, что их значение равнозначно.

1 Перформатив (лингв.) — глагол, употребление которого в 1-ом лице наст, времени означает непосредственное совершение названного действия, например, «Я обещаю». — Прим. пер.

Языковые паттерны гипноза модели Милтона 33 «Это значит...»

5. ДОПУЩЕНИЕ: Логическая посылка. «Ты узнаешь много вещей...»

6. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ: Набор слов, который вводит понятие «все, всё» или «ничего».

«и все вещи, всё-всё...»

7. МОДАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР: Такие слова, как «можешь», «способен», «должен», которые подразумевают возможность или необходимость.

«чему ты можешь научиться...»

8. НОМИНАЛИЗАЦИЯ: Замена глаголов, выражающих пропесс, на соответствующие существительные.

«вызывает у тебя множество новых мыслей, нового понимания...» (Говорящий изменил глаголы думать и понимать, выражающие процесс, на существительные мысли и понимание).

9. НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ:

опускается глагол, или дополнение, или оба.

«и ты можешь.» (Можешь что?)

10. ПРИСОЕДИНЕННЫЙ ВОПРОС: Вопрос, завершающий заявление, поставленный так, чтобы «растворить» сопротивление.

2 - Тэд Джеймс

Гипноз

«Ты можешь, правда?»

11. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ССЫЛКА ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ССЫЛКИ: Использование слов, обозначающих группу или класс, которые не определяют конкретного человека. Примеры: люди, они, кто-то, кто-нибудь, те.

«Кто-то может, ты же знаешь...»

12. УСТРАНЕНИЕ СРАВНЕНИЯ (НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ СРАВНЕНИЕ):

Использование сравнительных слов без обозначения человека или вещи, с которыми проводится сравнение.

«И это гораздо полезнее...» (чем что?)

13. ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО ОПЫТА:

Описание того, что ощущает, переживает клиент в настоящий момент таким образом, что это невозможно опровергнуть.

«Ты сейчас сидишь здесь, слушаешь меня, смотришь на меня... и т. д.»

14. ДВОЙНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО (ВЫБОР БЕЗ ВЫБОРА): Иллюзия выбора, где любой выбор приведёт слушателя к совершению тех действий, которые предлагает говорящий.

«Ты можешь научиться всему, что тебе надо сейчас... или ты узнаешь это в течение следующих двух дней»

15. ДИАЛОГОВЫЙ ПОСТУЛАТ: Вопрос, на который возможен ответ «Да» или

Языковые паттерны гипноза модели Милтона 35

«Нет». Благодаря тому, что позволяем клиенту выбрать ответ, мы избегаем авторитарности.

«Ты чувствуешь, что это то, что ты понимаешь?»

16. РАСШИРЕННАЯ ССЫЛКА: Серия ссылок, соединённых в одно длинное предложение, где говорящий ссылается на одного человека, который говорит о том, что было сказано вторым человеком, который, в свою очередь, говорил о сказанном третьим и т. д.

«На прошлой неделе я встречался с Ричардом, который рассказал мне о своём тренинге в 1983 году в Денвере, и там он говорил с одним человеком, который сказал...»

17. ВЫБОРОЧНОЕ НАРУШЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ: Приписывание свойств сознания неодушевлённому предмету или приписывание существу такого способа общения, которым он не обладает.

«Стул может обладать чувствами...»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.