Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудиторные занятия и методика организации самостоятельной работы 1 страница




Часть 2.

 

1. Календарно-тематическое планирование по дисциплине

(очная, очно-заочная, заочная формы) нужное подчеркнуть

 

Факультет: юридический

Наименование дисциплины: история государства и права зарубежных стран

 

Специальность Отделение Наименование разделов и тем Всего аудиторных часов В том числе Самостоятельная работа Календарные сроки выполнения
Лекции Практические Лабораторные
Юрис пруден ция очное Возникновение государства и права           сентябрь
    Государство и право Древнего Египта           сентябрь
    Государство и право Древней Месопотамии           октябрь
    Государство и право Древней Индии           октябрь
    Государство и право Древнего Китая           октябрь
    Государство и право Древней Греции           ноябрь
    Государство и право Древнего Рима           ноябрь
    Государство и право стран Западной и Центральной Европы в Средние века           ноябрь
    Государство и право средневековых стран Востока           декабрь
    Государство и право европейских и американских государств Нового времени (XVII-XIX вв.) (общая характеристика)           декабрь
    Правовое оформление конституционной монархии в Англии в XVII-XIX вв.           декабрь
    Государство и право США в XVIII-XIX вв.           февраль
    Государство и право Франции в XVIII-XIX вв.           февраль
    Конституционное законодательство Германии XIX в.           февраль
    Государство и право стран Азии XVII-XIX вв.           март
    Государство и право европейских и американских государств Новейшего времени (XX в.) (общая характеристика)           март
    Веймарская республика и государство и право фашистской Германии           март
    Становление и развитие современной политико-правовой системы в Великобритании           апрель
    Становление и развитие современной политико-правовой системы во Франции           апрель
    Становление и развитие современной политико-правовой системы в США           апрель
    Становление и развитие современной политико-правовой системы в Италии             май
    Становление и развитие современной политико-правовой системы в Японии            
    Современные тенденции в развитии государства и права           май

 

2. Методические рекомендации (по разделам)

 

Методические рекомендации по самостоятельной работе:

В изучении истории государства и права зарубежных стран ничто не может заменить студенту знакомства с первоисточником, с тем или иным судебником древности, феодальной хартией, бyржуазной кодификацией или конституцией, с историческими особенностями их форм, понятий, языка и стиля. Без самостоятельной работы над первоисточником, как бы ни был содержателен соответствующий раздел учебника, студент не может в должной мере закрепить знания по предмету.

Рекомендуется следующий порядок подготовки студента:

1. Изучение соответствующих разделов учебной литературы учебников, учебных пособий.

2. Непосредственная работа над первоисточником: усвоение фактов, их анализ, осмысление, сопоставление. По каждому источнику желательно составление краткого конспекта с четким указанием места и времени появления правового документа, его характеристик с конкретными ссылками на отдельные статьи закона.

Особую ценность составляют выводы студента, полученные им ходе анализа и сопоставления отдельных правовых материалов, выявление общих тенденций государственно-правового развития отдельных стран.

Большую помощь в правильном понимании первоисточника могут оказать записи прослушанных лекций и изучение дополнительной литературы, как общеисторической, так и историко-правовой, особенно новейшей, расширяющей материал отдельных разделов учебника. При подготовке ко всем семинарским занятиям необходимо использовать базовый учебник и основную литературу.

 

Государство и право Древней Месопотамии

 

При освещении проблемы источников права студент должен установить типологическое сходство и преемственность источников права Древнего Междуречья, в частности, Законов Хаммурапи (ЗХ) и Законов Ур-Намму, Липид-Иштара, Эшнунны. В общих и особенных чертах этих источников воплотились наиболее существенные элементы права Древнего Востока. ЗХ представляют, главным образом, запись норм обычного права, установления судебной практики, царских узаконений.

Студенту следует выявить, особенности системы изложения правовых норм в памятниках права Древнего Вавилона, внутреннюю логику, на которой строилось их изложение.

Следует обратить внимание и на другие особенности ЗХ: казуистичность норм, формализм, связь с религией, моралью и ритуалом, с символической процедурой и др.

В силу многоукладного характера экономики стран древнего Востока, наличия относительно обособленных производственных комплексов (царского, храмового, общинного хозяйства), тесных контактов многочисленных культурно-этнических общностей и ряда других факторов, ЗХ отразили сложность и своеобразие социальной структуры древневосточных обществ.

При ответе на второй вопрос студент должен рассмотреть правовое положение различных групп свободного и зависимого населения. Анализируя нормы ЗХ, следует выявить правовые различия в положении свободных: авилум и мушкену, в правовом статусе купцов (тамкаров), их агентов (шамаллум), арендаторов, наемных работников, жрецов, воинов и др., особо подчеркнуть различия в нормах права, касающихся свободных и рабов, а также закабаленных должников и др.

На основе анализа правовых материалов необходимо обратить особое внимание на правовое и социальное положение рабов по ЗХ (напр., ст.15-18, 129 ЗХ и др.).

При рассмотрении данного вопроса студенты должны иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах Древнего Востока выступала земля, являвшаяся главным средством производства. Это нашло свое отражение в ЗХ. При ответе на этот вопрос студент должен выявить характерные особенности экономического строя Древнего Вавилона, наличие здесь государственной собственности на землю. ЗХ регулируют главным образом те отношения, которые связаны с царско-храмовым хозяйством, не рассматривая внутриобщинные поземельные отношения, хотя кроме царя право владения на землю в Вавилоне имели храмы, общины в целом (ст. 9, 25, 53), общинники-землевладельцы (ст. 39, 60, 65 и др.), что и следует показать на основе анализа соответствующих норм права, подчеркнув при этом весьма специфический характер землепользования воинов (ст. 26, 27, 29 и др.).

Следует подчеркнуть, что как право владения свободного общинника на землю в Вавилоне, были весьма широкими, близкими к правам собственника. Студенту необходимо рассмотреть вопрос о том, как защищались правом эти различные формы земельной собственности и землевладения с конкретными ссылками на ЗХ.

Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, гарантии выполнения и т.д. Студент должен уметь объяснить, каким образом эти общие условия преломлялись в конкретных видах обязательств — в договоре займа (ст. 48-51, 113-119 ЗХ и др.), в договоре личного и имущественного найма (аренды), договоре поручения, хранения, товарищества и т.д. Необходимо обратить внимание на особу регулирующую роль древневавилонского государства в обязательственных отношениях, проявлявшуюся в твердой фиксации ставок вознаграждения за труд врача, оплаты найма ремесленника, скота, установление твердых процентных ставок ростовщикам и др. На этих примерах студент должен обосновывать степень развития товарно-денежных отношений в древневавилонском обществе.

Раскрывая четвертый вопрос, студенту необходимо на основании конкретных норм выделить основные черты брака и семьи в странах Древнего Междуречья: их патриархальный характер, что проявлялось, например, в ярко выраженном неравенстве членов семьи, в приниженном положении женщины и детей, в тесном переплетении семейных отношений с рабовладельческими (ст. 146, 171 ЗХ).

Следует остановить свое внимание и на весьма характерных для ЗХ нормах права о брачном договоре, о последствиях его невыполнения, об условиях действительности браков (ст. 154, 155, 157, 158), об основаниях развода. С нормами семейного права непосредственно связаны нормы, регулирующие наследственные отношения. Уже в ЗХ отражено возникновение института наследования по завещанию (ст. 150 и др.).

Общее понятие преступления лишь начало складываться ко времени появления ЗХ и трактовалось как общественно опасное деяние, направленное против государства, царя (ст. 275, 280, 289), храмов, религии, либо против личности, собственности, семьи и т.д. В ЗХ отражены некоторые общие принципы уголовного права, такие, как формы вины (ст. 206, 207), соучастие (ст. 16, 109), обстоятельства, усугубляющие ответственность (ст. 25).

При ответе на пятый вопрос студент должен на основе анализа отдельных норм права выявить характер наказания по ЗХ, зависимость тяжести наказания от сословной принадлежности преступника и потерпевшего и тяжести преступления.

 

Государство и право Древней Индии

 

 

При освещении проблемы источников права студент должен установить типологическое сходство и различия источников Законов Хаммурапи (ЗХ) и Законов Ману (ЗМ). В общих и особенных чертах этих источников воплотились наиболее существенные элементы права, тем не менее, ЗМ являются традиционным литературным произведением, написанным жрецами (брахманами-риши), которые с позиций своего сословно-варнового правосознания, с учетом многочисленных обычаев толковали священные книги индусов (Веды). Дхармашастры, написанные брахманами для своих учеников, лишь со временем приобрели характер источников права.

Необходимо выявить соотношение дхармашастр с другими источниками права Древней Индии: артхашастрами, обычаями, царскими узаконениями, судебной практикой, а также объяснить, в силу каких исторических причин развитие права Древней Индии пошло по такому необычному пути.

Студенту следует выявить, особенности системы изложения правовых норм в вышеуказанных памятниках права, внутреннюю логику, на которой строилось их изложение.

Следует обратить внимание и на другие особенности этих памятников права: казуистичность и условный характер норм ЗМ, тесную связь с представлениями о ритуальной чистоте, с символической процедурой и др.

В силу многоукладного характера экономики стран древней Индии, контактов многочисленных культурно-этнических общностей ЗМ и Артхашастра отразили своеобразие социальной структуры древневосточных обществ. При ответе на второй вопрос студент должен рассмотреть правовое положение различных групп свободного и зависимого населения, должен проследить процесс зарождения варнового деления в Древней Индии как специфической формы социального неравенства, выявить правовой статус отдельных варн (применительно к роду их деятельности, правовым и религиозным привилегиям и ограничениям и др.), рассмотреть соотношение таких понятий, как варна и каста и проиллюстрировать это отдельными шлоками (стихами) из ЗМ.

На основе анализа правовых материалов необходимо обратить особое внимание на правовое и социальное положение рабов ЗМ (ст. 415, 416.XIII ЗМ и др.).

При рассмотрении третьего вопроса студенты должны иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах Древнего Востока выступала земля, являвшаяся главным средством производства. Это нашло свое отражение как и ЗХ, так и в ЗМ. При ответе на этот вопрос нужно выявить характерные особенности экономического строя Древней Индии.

Следует выявить также специфический характер отношений земельной собственности в Древней Индии, в которой выделялись государственные земли, находящиеся в непосредственной собственности царя-раджи, и земли, находящиеся во владении общин или отдельных крестьян-общинников, в отношении которых правитель выступал как верховный собственник (что и реализовывалось в получении им от общин ренты – налога (бали)). Следует подчеркнуть, что владельческие права индийского общинника, отличались широтой и были близкими к правам собственника.

Необходимо рассмотреть и вопрос о способах защиты прав на земельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на ЗМ и Артхашастру.

Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, гарантии выполнения и т.д. Важно уметь объяснить, каким образом эти общие условия преломлялись в конкретных видах обязательств — в договоре займа (ст. 140-142 гл. VIII, ст. 117 гл. Х, ЗМ и др.), в договоре личного и имущественного найма (аренды), договоре поручения, хранения, товарищества и т.д. В ЗМ различные виды договоров были закреплены в основном в казуистической форме. На конкретных примерах обосновывается степень развития товарно-денежных отношений в древнеиндийском обществе.

Раскрывая четвертый вопрос необходимо на основании конкретных норм ЗМ выделить основные черты брака и семьи в Древней Индии: его патриархальный и сословно-варновый характер, что проявлялось, например, в ярко выраженном неравенстве членов семьи, в приниженном положении женщины и детей. Сословный характер брака наиболее ярко воплотился в нормах ЗМ (гл. III), где особо унизительным было положение детей, рожденных от «смешанных» браков — «пратилома», когда варновый статус жены был выше статуса мужа. В стремлении авторов ЗМ закрепить нормы, направленные на сохранение ритуальной чистоты каст наглядно проявилась тесная связь норм права и религии.

Общее понятие преступления лишь начало складываться ко времени появления ЗМ и трактовалось как общественно опасное деяние, направленное против государства, царя (ст. 275, 280, 289 гл. IX ЗМ), храмов, религии, либо против личности, собственности, семьи и т.д.

Студент должен на основе анализа отдельных норм права выявить характер наказания по ЗХ и ЗМ, зависимость тяжести наказания от сословной принадлежности преступника и потерпевшего и тяжести преступления.

 

Государство и право Древнего Рима

 

При освещении проблемы источников права необходимо изучить историю возникновения государства в древнем Риме. В середине V в. до н.э., когда составлялись Законы ХП таблиц, Рим представлял небольшое государство, в котором шел бурный процесс социальной дифференциации и борьбы плебеев за свои права. В связи с этим необходимо вспомнить содержание реформ Сервия Туллия и их значение в становлении рабовладельческого государства.

Важнейшими источниками Законов были обычаи и судебная практика. При характеристике Законов надо отметить наличие пережитков родового строя и незавершенность процесса развития рабовладельческих отношений (таблицы III и IV), формализм норм и влияние религии на право (таблицы I, VI, X, XII).

Основными социальными группами в древнем Риме изучаемого периода были патриции, плебеи, клиенты и рабы. Кроме того, в Риме проживали и иностранцы, так называемые перегрины. При освещении этого вопроса необходимо: а) выявить происхождение этих групп; б) объяснить их правовое положение; в) указать на источники рабства.

Рассматривая вопрос о вещном праве (собственность и владение) необходимо уяснить различие между этими понятиями, а также определить значение деления вещей на движимые и недвижимые, которое играло большую роль и при заключении договоров и при установлении сроков давностного владения, а также деления на манципируемые и неманципируемые вещи, что имело значение для способов их отчуждения.

Для уяснения понятий: собственность и владение – студенты должны проанализировать содержание пп. 1, 3, 4, 56, 7, 8 таблицы VI, а также пп. 4, 86, 9, 96, II таблицы VII.

Особое внимание следует уделить вопросу о собственности на землю и уяснить правовые различия ее форм в связи с длительным существованием в Риме так называемой общественной земли, провинциальной собственности и др.

Следует также уяснить институт сервитута (таблица VII), который представлял собой ограничение прав собственника.

Рассматривая обязательства по Законам XII таблиц, студентам необходимо:

а) четко уяснить содержание понятий договора и деликта; б) при этом следует учитывать, что в эпоху составления Законов XII таблиц товарно-денежные отношения в Риме были развиты еще слабо, несовершенна была и юридическая техника.

Сохранившиеся отрывки из Законов XII таблиц дают возможность выяснить, что в древнем Риме существовали уже различные виды договоров: займа (таблиц III пп. 1-6), купли-продажи (таблица VII п. 1, II), хранения (таблица VIII п. 1а), товарищества (таблица VIII п. 27). По-видимому, были и другие виды договоров, но о них сведения крайне скудны.

Необходимо более подробно остановиться на договоре займа, который часто заключался в виде самозаклада должника кредитору для обеспечения исполнения договора (таблица III). Следует рассмотреть размер процентов и порядок ограничения их взимания по Законам XII таблиц,

В эпоху составления законов XII таблиц основанием для значительного числа обязательств оставались деликты. Деликт — противоправное причинение вреда имуществу или личности. В Законах XII таблиц еще не было проведено четкого разграничения между деликтом и преступлением. К частным деликтам были отнесены кража, нанесение телесных повреждений, неумышленное повреждение чужого имущества и др. (таблицы VI, VII), к публичным — лжесвидетельство, убийство, умышленный поджог и др.

Древнейшей формой процесса в Риме был легисакционный процесс. Его характерными чертами были: строгий формализм и деление процесса на две стадии. При освещении этого вопроса студент должен проанализировать пп. 1-3, 7, 8 таблицы 1; пп. 1,2 таблицы II; пп. 1, 2, 5а таблицы VI и 22 таблицы VIII.

Законы ХII таблиц регулировали порядок вызова в суд, рассмотрение дела перед магистратом и перед судьей, а также точное перечисление видов доказательств.

Студент должен охарактеризовать названные Гаем источники права (Гай, кн. 1, п. 2-7), указав их появления. При этом надо выявить место каждого источника в том или ином периоде истории римского права, проследив прямую связь между изменением формы правления римского государства и характером источника права.

Особое внимание надо уделить преторскому праву, объяснив причины его появления и механизм действия.

Рассмотрение второго вопроса необходимо начать с обоснования деления древнеримского общества на рабовладельцев и рабов. При характеристике рабства необходимо раскрыть содержание общего принципа римского права: рабы суть вещи.

Что касается свободного населения, то его деление на различные группы определялось прежде всего принадлежностью к той или иной территории римского государства.

Прежнее деление на патрициев, плебеев и клиентов исчезает, однако в праве находят отражение сословные различия римских граждан, латинов, перегринов. Студент должен выявить общие и особенные черты в их правовом статусе.

Римское гражданство приобреталось: а) рождением от римских граждан; б) освобождением от рабства и в) путем пожалования римского гражданства (за заслуги перед народом) иностранцу (Гай, кн. 1, п. 10, 11, 19). При рассмотрении этого вопроса необходимо показать, что переход в разряд римских граждан был чрезвычайно трудным и сложным. Во-первых, освобождение раба на свободу сопровождалось сложной процедурой (Гай, кн. 1, п. 36, 37, 38, 40, 42, 43, 44). Во-вторых, вольноотпущенник, хотя и считался римским гражданином, не пользовался всеми правами свободных римских граждан.

В заключении следует раскрыть понятие правоспособности римских граждан (физических лиц). При этом надо не только перечислить элементы (статусы), из которых слагалась правоспособность (состояние свободы, состояние гражданства и семейное положение), но и раскрыть три вида ее ограничения.

При ответе на третий вопрос студенту надо раскрыть понятие права собственности, его основные элементы, способы передачи и приобретения.

Особое внимание надо обратить на различие института собственности по квиритскому и по преторскому праву. Следует рассмотреть также вопрос о появлении бонитарной собственности, устранение чрезмерного формализма квиритского права и формулярный процесс. Давая характеристику институту владения, надо указать на его особенности применительно к залоговому праву, рассмотреть формы ограничения права собственности, сервитуты. Студент должен уметь объяснить различия между личными и вещным сервитутами, назвать их основные виды и пр.

Отвечая на четвертый вопрос, студент должен рассказать о классификации договоров и выделить вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. При этом надо усвоить, какие договоры входили в ту или иную группу, и дать подробную характеристику каждому из них.

Особую трудность обычно представляет разграничения между реальными и консенсуальными контрактами. Для понимания этого различия необходимо уяснить момент переход права собственности на вещь в том или ином договоре, а также, какое значение в данном случае имело деление вещей на индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками.

При рассмотрении различий этих групп контрактов надо объяснить, на какую из сторон и когда ложится риск случайной гибели вещи, а также, какие последствия наступали при неисполнении обязательных условий договора и пр.

При анализе вербальных контрактов особое внимание надо уделить стипуляции.

Обязательства из деликтов претерпели в эпоху Гая значительные изменения, большая их часть перешла в разряд преступлений. Какие из деликтов остались в числе обязательств?

Теме семьи и брака в Институциях Гая отводится много места. Студенту следует изучить содержание соответствующих разделов Институций и рассмотреть какие формы брака существовали в древнем Риме и как они изменялись исторически, как менялся характер власти мужа над женой и отца над детьми, институт развода и приданного; в чем заключались различия между агнатами и когнатами, форм завещания, определение обязательной доли.

 

Государство и право стран Западной и Центральной Европы в Средние века

 

Салическая правда – судебник, руководство для судей, запись норм обычного права. Несмотря на свое практическое предназначение, она не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни франкского общества. Написанная в форме конкретных юридических казусов, Салическая правда особое внимание уделяет преступлениям против движимого имущества, описанию различных процедур и ритуальных действий, соответствующих обвинительному характеру судебного процесса у германцев.

Ответ на этот вопрос должен быть основан на анализе конкретных правовых норм, на знании различных процедур и ритуальных действий, отразивших те глубинные процессы, которые происходили в варварском обществе франков. Здесь особое внимание следует уделить титулам XLV, VII, LVIII, LX и др.

При изучении проблемы стратификации общества студент должен, прежде всего, показать на конкретных примерах различия в правовом статусе между свободными и различными категориями несвободных или полусвободных членов франкского общества (рабы, литы и др.), а также социально-правовых различий среди самих свободных (зарождающаяся знать, королевские сотрапезники, служители церкви и пр.). Эти различия носили скорее «сословный» характер, ибо были связаны, главным образом, с правовым статусом лица или той социальной группы, к который это лицо принадлежало, в частности, с отношением к королевской службе, королевской дружине, складывающемуся государственному аппарату. Соответствующие сведения студент может почерпнуть из тех титулов, которые относились к отдельным видам преступлений и наказаний за них.

В Салической правде отсутствует однозначное понятие собственности. К движимому имуществу, перешедшему уже в собственность отдельных лиц, применяется термин suus («свой»), в отличии oт alienus («чужой»). Процессы развития частной собственности на землю нашли отражение в различном правовом статусе приусадебных участков, пахотной земли, лугов и лесов. Эти различия и следует выявить на основе анализа соответствующих титулов Салической правды, в частности, титулов IX, XI, XXXIV и др.

Рассматривая вопрос о преступлениях и наказаниях, студент должен уяснить условность этих понятий применительно к Салической правде, в которой под преступлением понимались обида, вред, причиняемый личности или имуществу другого человека, и нарушение «королевского мира». Соответственно, наказание – это, прежде всего, возмещение (композиция) за обиду, за вред, например, вергельд за убитого.

Следует выяснить также, существовали ли у франков такие общие понятия, относящиеся ко всем правонарушениям, как формы вины, умысел и неосторожность, покушение на преступление, соучастие, смягчающие вину обстоятельства и пр. Рассматривать отдельные виды преступлений целесообразно по установившейся в уголовном праве классификации: преступления против государственной власти, личности, собственности, нравственности и пр. При рассмотрении наказания следует выяснить, в какой мере его тяжесть зависела от социального положения преступника и потерпевшего и от тяжести совершенного преступления.

У франков существовали как общинный (сотенный), так и королевский суды. О судебной системе франков говорят, в частности, титулы XVIII, XLVI, LVII и др. О состязательности, институте соприсяжничества, ордалиях, свидетельских показаниях и пр. ярко характеризующих судебный процесс франков, имеются свидетельства в титулах I, XLVIII, XLIХ, LIII, LVI и др. Их надо проанализировать и истолковать применительно к особенностям социальной структуры древнегерманского общества.

Не менее значима проблематика, связанная со средневековой Англией. Наиболее значимым документом является Великая хартия вольностей. При изучении источников и общей характеристики документа необходимо пользоваться полным тестом Хартии, который имеется в соответствующих сборниках документов по истории зарубежного права. Квалифицированный анализ положений хартии возможен только на основе рассмотрения основных особенностей развития английского государства после норманнского завоевания. Необходимо остановиться на тенденциях к укреплению государственной централизации и усилению королевской власти, диктовавшихся общим ходом исторического развития страны в конце XI – начале XIII вв. Особого внимания при этом заслуживают мероприятия Вильгельма Завоевателя и Генриха II, направленные на укрепление прерогатив английской короны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.