Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности. 2 страница




Минимальная цена, по которой возможно отчуждение приватизируемого имущества (нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества) определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Закон содержит исчерпывающий перечень способов приватизации. К ним относятся:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Таким образом, действующее законодательство о приватизации исключает такие распространенные ранее способы приватизации, как выкуп арендованного государственного имущества и продажа акций приватизируемых предприятий их работникам.

Защита прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при проведении приватизации осуществляется в судебном порядке.

На основе федерального законодательства в г. Москве принят Закон г. Москвы от 11 апреля 2001 г. N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы"(с изменениями от 13 февраля 2002 г.), определяющий цели, способы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества в г. Москве.


5. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. 5.1. Необходимость и формы государственного регулирования экономики. Государственное регулирование хозяйственного оборота является неотъемлемым элементом любой развитой экономической системы. Можно выделить две основные причины необходимости государственного воздействия на рынок. Во-первых, государственное регулирование хозяйственного оборота позволяет устранить противоречие между частными интересами предпринимателей, стремящихся к получению прибыли, и публичными интересами. Осуществление предпринимательской деятельности не должно наносить ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан, нарушать их законные права и интересы, наносить вред обществу, его социальным, нравственным и правовым устоям, подрывать экономическую независимость и обороноспособность государства. Во-вторых, государственное регулирование призвано обеспечить защиту интересов отдельных участников рынка, когда обеспечение этих интересов иными способами оказывается не эффективным или невозможным. Например, государство регулирует деятельность так называемых естественных монополий с тем, чтобы не допустить с их стороны злоупотреблений, негативно влияющих на хозяйственный оборот.Различают прямое и косвенное регулирование предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование осуществляется посредством установления государственными органами определенных правил, требований и нормативов, которые должны выполняться всеми субъектами предпринимательской деятельности. К таким формам регулирования можно отнести, например, введение обязательной регистрации хозяйствующих субъектов, требование получения специального разрешение (лицензии) для осуществления определенных видов деятельности, установление обязательной сертификации отдельных товаров и услуг, введение различных квот и нормативов при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Косвенные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности применяются для стимулирования тех или иных видов деятельности или поддержки определенных хозяйствующих субъектов в целях реализации государственной экономической политики. К таким формам регулирования относятся, например, установление налоговых льгот, субсидий, дотаций, тех или иных ставок таможенных пошлин, введение упрощенной процедуры налогообложения для субъектов малого предпринимательства и т.д.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется не только в форме установления определенных требований, но также в форме контроля и надзора компетентными государственными органами за деятельностью хозяйствующих субъектов. Такой контроль и надзор должен осуществляться строго в пределах полномочий того или иного государственного органа, определенных соответствующими положениями об этих органах. В частности, органы исполнительной власти вправе издавать в пределах своей компетенции те или иные нормативные акты, упорядочивающие правоотношения в подведомственных им отраслях. Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г №763 установлено, что издаваемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликованию в официальных источниках. Согласно п.10. этого Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Контроль и надзор, осуществляемый государственными органами, в отношении субъектов предпринимательской деятельности не должен препятствовать хозяйственной деятельности этих субъектов и носить характер прямого вмешательства в эту деятельность. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» установлены ограничения при проведении органами исполнительной власти проверок выполнения хозяйствующими субъектами при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных законодательством. Так, в частности, указанный закон предписывает, что мероприятия по контролю за соблюдением хозяйствующим субъектом обязательных требований проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), в котором, в частности указываются, номер и дата соответствующего распоряжения (приказа), должностное лицо, уполномоченное на проведение мероприятий по контролю, наименование и данные лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю, цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю, правовые основания проведения мероприятия по контролю (с указанием нормативных правовых актов, обязательные требования которых подлежат проверке), дата начала и окончания мероприятия по контролю. Проверки могут проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) и не могут продолжаться более одного месяца (в исключительных случаях допускается продление срока проведения мероприятия по контролю не более, чем на месяц). Плановые проверки в отношении одного хозяйствующего субъекта каждым органом государственного контроля проводятся не чаще одного раза в два года. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся органами государственного контроля только в случаях, определенных законом (например, при сообщении об авариях, выходе из строя оборудования, нарушениях или изменениях технологического цикла, возникновении угрозы жизни и здоровью граждан, при наличии жалоб граждан и юридических лиц на нарушения хозяйствующими субъектами их прав и законных интересов, связанные с невыполнением обязательных требований, установленных законодательством).

При проведении контрольных мероприятий органы государственного контроля, в частности, не в праве проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к сфере их компетенции, осуществлять контрольные мероприятий в отсутствии должностных лиц, работников юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также их представителей, требовать представления образцов (проб) продукции, информации, документов, не относящихся к предмету проверки, и изымать оригиналы документов, превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю. По результатам проведения контрольных мероприятий должностным лицом органа государственного контроля, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Хозяйствующие субъекты обязаны вести журнал учета мероприятий по контролю. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать действия должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном или судебном порядке. Хозяйствующие субъекты, совершившие правонарушения при осуществлении своей деятельности, выявленные в ходе контрольных мероприятий, а равно органы государственного контроля и их должностные лица, в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю несут юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем указанный закон имеет ограниченную сферу применения. Его положения не распространяются на сферы налогового, валютного, бюджетного, таможенного, иммиграционного, лицензионного контроля, оперативно-розыскную деятельность, дознание, прокурорский надзор и иные формы контроля и надзора, установленные специальными законами и перечисленные в п.3 указанного нормативного акта.

 

 

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности является основным инструментом воздействия государства на рынок. Налоговое регулирование преследует две основные цели. Во-первых, налоговая система должна обеспечить нормальное функционирование всех государственных и социальных институтов, экономический суверинитет и обороноспособность государства. Во-вторых, налоговая система должна стимулировать рост производства, расширение товарооборота, увеличение инвестиций. Во многом эти цели носят взаимоисключающий характер. Увеличение совокупной налоговой нагрузки на граждан и юридических лиц стагнирует экономическое развитие, поскольку экономическая деятельность лишается стимулов. Возникает эффект «теневой экономики», когда большая часть финансовых средств выводиться из-под налогообложения. При значительном снижении налогового бремени государство лишается существенной части поступлений в бюджет и тем самым возможности проведения взвешенной экономической и социальной политики, часто прибегая к заимствованиям у международных финансовых институтов. Каждая экономически развитая страна самостоятельно определяет систему налогообложения, делая выбор между возможностью обеспечить высокие социальные гарантии для населения, дотирование убыточных отраслей хозяйства и стимулированием частного бизнеса, созданием благоприятного инвестиционного климата.

В последнее время налоговое законодательство в Российской Федерации претерпело существенные изменения. Вместо ранее действовавших многочисленных нормативных актов в области налогообложения принят единый кодифицированный закон Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из общей и особенной части.

Первая часть НК РФ от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изм. и доп.) содержит статьи, определяющие общие принципы налогообложения, систему и виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников налоговых правоотношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц.

НК РФ распространяется не только на властные правоотношения, которые возникают при взимании налогов и сборов, но также на правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. К отношениям, связанным с взиманием таможенных платежей, нормы кодекса применяются субсидиарно.

Под налогом в НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, основным юридическим признаком налога является его обязательность для налогоплательщика и безвозмездность, т.е. отсутствие каких-либо встречных обязательств государства перед конкретным налогоплательщиком. При уплате налога часть денежных средств плательщика безвозвратно (кроме случаев, когда произошла излишняя уплата налога) переходит в собственность государства или муниципального образования. Уплату налога следует отличать от взимания штрафов, пени или иной формы ответственности, которые применяются к лицу, совершившему правонарушение.

В отличии от налога сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Федеральное законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним других федеральных законов. При этом в соответствии со п.5 ст.3 НК РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только на основании самого НК РФ. Таким образом, судьба многочисленных налоговых льгот, не предусмотренных кодексом, но установленных иными неналоговыми законами (например, законом «Об образовании», законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС») остается неопределенной. Вопрос о применении этих льгот должен быть разрешен судебной практикой.

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ. Таким образом, субъекты федерации не в праве устанавливать особенности взимания и льготы по федеральным и местным налогам и сборам, указанным в ст.13 и 15 НК РФ, а органы местного самоуправления по федеральным и региональным налогам и сборам (ст.13, 14 НК РФ).

Определяя основные начала налогового законодательства НК РФ устанавливает, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы на основе принципа всеобщности и равенства налогообложения. Налоги сборы не должны иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Каждый налог должен взиматься с налогооблагаемой базы только один раз.

Важной нормой, закрепленной в кодексе, является признание экономического содержания налогов и сборов и недопустимости произвольного их установления, в том числе с нарушением конституционных прав граждан и юридических лиц. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выносил определения о несоответствии Конституции России норм налогового законодательства, устанавливающих чрезмерные ставки обязательных платежей во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов, а также чрезмерные штрафы для предпринимателей, нарушивших законодательство о применении контрольно-кассовых машин. Кодекс запрещает также устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. К ним относятся объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным случаям. При истолковании норм законодательства о налогах и сборах все содержащиеся в них неустранимые сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). При этом издаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Субъектами налоговых правоотношений являются физические и юридические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов, налоговые агенты, налоговые органы (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные отделения), таможенные органы (Государственный таможенный комитет и его территориальные подразделения), сборщики налогов и сборов (иные уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие прием и взимание налогов), финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов федерации и иные уполномоченные финансовые органы), органы государственных внебюджетных фондов.

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) иные права, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

К обязанностям налогоплательщиков (плательщиков сборов) относится:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с федеральным законом "О бухгалтерском учете";

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики – юридические лица и индивидуальные предприниматели - помимо этого обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

об открытии или закрытии банковских счетов - в десятидневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например, в соответствии со ст.116 НК РФ нарушение установленного срока постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей, при нарушении этого срока более, чем на 90 дней, штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Права, обязанности и ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внебюджетных фондов и их должностных лиц определены ст.ст. 31, 32, 33, 34, 34.1, 35 НК РФ, Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации №783 от 16 октября 2000 г.), Таможенным кодексом Российской Федерации от 18 июня 1993 г, Положением о Государственном таможенном комитете Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации №2014 от 25 октября 1994 г.), положениями о соответствующих государственных внебюджетных фондах.

В отличии от общей части НК РФ законодательное оформление второй особенной части кодекса, посвященной отдельным видам федеральных налогов, еще не завершено. Принятая вторая часть НК РФ от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями) содержит гл.21(налог на добавленную стоимость), гл.22 (акцизы), гл.23 (налог на доходы физических лиц), гл.24 (единый социальный налог). Федеральным законом от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ во вторую часть НК РФ были внесены изменения и добавлена гл.25 «Налог на прибыль организаций» (действует с 1 января 2002 года), законом от 24 июля 2002 г. №109-ФЗ Глава 26.2. «Упрощенная система налогообложения».и гл. 26.3. «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Налогообложение по другим налогам и сборам осуществляется на основании ранее действовавшего налогового законодательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.