Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензирование отдельных видов деятельности




Для обеспечения защиты публичных интересов государством осуществляется такой вид регулирования и контроля как лицензирование отдельных видов деятельности. Согласно ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности юридические лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии). Поскольку лицензирование является одной из форм ограничений правоспособности юридического лица, то такое ограничение может осуществляться исключительно на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В настоящее время в основе лицензирования отдельных видов деятельности как формы государственного регулирования лежит принцип отказа от необоснованных препятствий выходу хозяйствующих субъектов на рынок, а так же применения этой формы регулирования лишь в том случае, когда оно не может осуществляться иными методами. По сравнению с ранее действовавшим законодательством количество лицензируемых видов деятельности, предусмотренных ст.17 Закона о лицензировании, значительно сокращено.

Законодательство о лицензировании состоит из федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ (далее Закон о лицензировании), вступивший в силу с 11 января 2002 года., иных федеральных законов, предусматривающих лицензирование соответствующих видов деятельности, положений о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В Законе о лицензировании под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с законом. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование, согласно ст.5 Закона о лицензировании определяются Правительством Российской Федерации.

На лицензирующие органы возлагаются функции по выдаче лицензий, переоформлению документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлению, возобновлению и аннулированию лицензий, ведению реестра лицензий, контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензия выдается на осуществление каждого лицензируемого вида деятельности. При этом данная деятельность может осуществляться только тем лицом, которое получило соответствующую лицензию. Действие лицензии распространяется на всей территории Российской Федерации. Однако если лицензия выдана исполнительным органом субъекта Российской Федерации, то ее действие на территории другого субъекта может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В отличии от ранее действовавшего законодательства Закон о лицензировании устанавливает минимальный срок действия лицензии в пять лет. По окончании срока действия лицензии лицензирующие органы обязаны в десятидневный срок с момента получения заявления лицензиата о продлении срока действия лицензии переоформить документ, подтверждающий наличие лицензии. Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Закон о лицензировании содержит перечень документов, представляемых соискателем лицензии в лицензирующие органы для получения лицензии. В него включены:

заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя, лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;

копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;

справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариально);

документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Федеральными законами, содержащими требования о лицензировании соответствующих видов деятельности, указанный перечень также может быть расширен. Например, ст.14 закона «О банках и банковской деятельности» содержит перечень документов, которые должны быть представлены в Банк России для получения лицензии на право осуществления банковских операций.

Требование от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных Законом о лицензировании, иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается. При этом за предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган выносит решение о предоставлении или об отказе от предоставления лицензии в течение 60 дней после поступления заявления и всех необходимых документов от соискателя лицензии, если более короткий срок не установлен положения о лицензировании конкретных видов деятельности. В случае принятия положительного решения о предоставлении лицензии лицензирующий орган в течение трех дней после предоставления лицензиатом документа об оплате лицензионного сбора за предоставление лицензии бесплатно выдает ему документ, подтверждающий наличие лицензии.

Основаниями для отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Отказ в предоставлении лицензии соискателем лицензии может быть обжалован в административном или судебном порядке.

В процессе осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующие органы осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. Для этого лицензирующие органы вправе поводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, запрашивать у лицензиата необходимые документы, выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения в определенный срок, выносить предупреждения лицензиату.

При неоднократном или грубом нарушении лицензионных требований и условий со стороны лицензиата лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии с установлением срока устранения соответствующих нарушений. После подтвержденного устранении этих нарушений действие лицензии возобновляется.

Действие лицензии прекращается в случаях:

- прекращения юридического лица при его ликвидации или реорганизации (кроме преобразования), прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- аннулирования лицензии по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, если в течение установленного срока выявленные эти органом нарушения лицензионных требований и условий не были устранены лицензиатом;

- аннулирования лицензии по решению лицензирующих органов при неуплате лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее, чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату соответствующего документа. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, с внесением соответствующих изменений в реестр лицензий осуществляется лицензирующим органом в течение десяти дней с момента получения заявления лицензиата.

Осуществление лицензируемого вида деятельности без соответствующей лицензии или с нарушением условий лицензирования, когда это причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном (свыше 200 минимальных размеров оплаты труда) размере, является уголовным преступлением, предусмотренным ч.1 ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации. Максимальное наказание за данное преступление составляет до трех лет лишения свободы, а при квалифицированном составе преступления, предусмотренном ч.2 той же статьи, до 5 лет лишения свободы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.