Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Баланс рабочего времени 1 страница




 

Индекс Наименование затрат рабочего времени Фактич. Нормат. Излишки
мин. % мин. % мин. %
ПЗ ОП ОБС ОЛ Подготовительно-заключительные Оперативные Обслуживание рабочего места Отдых и личные надобности Тф. пр. з   Тн. пр. з   Тл. з Кл.з
НЗ ПН НД Непроизв. зависящие от исполн. Потери раб. вр. не завис. от исп. Нарушения труд. дисциплины Тп   Тп   Тп Кп
Тнаб. Время наблюдения         Тлзп К

 

Графа «фактич.» заполняется на основе группировки одноименных затрат.

Графа «нормат.» заполняется на основе нормативного баланса рабочего времени.

Тнаб. норм. = ТОП. норм. + ТОБС. норм. + ТОЛ. норм. + ТНЗ. норм. ,

т.е. на основе норм времени.

3.Организация оплаты труда

 

1. Сущность, принцип оплаты труда

2. Тарифная система оплаты труда

3. Формы и системы оплаты труда

4. Бестарифная система оплаты труда

5. Доплаты и удержание, состав ФЗП

 

[8] 452-465

 

1. Сущность, принцип оплаты труда

 

З/плата – (в общем виде) это оплата труда работников представляет собой компенсацию работодателем труда наёмного работника, соответствующую количеству и качеству выполняемой работы.

Объективно оплата труда зависит от эквивалента средств существования, необходимых для воспроизводства работника (стоимость рабочей силы). Реально оплата труда формируется под влиянием рынка труда (цена рабочей силы) от спроса и предложения раб. силы на рынке.

Различают номинальную и реальную з/плату.

Номинальная – это сумма денег которую получает работник за свой труд.

Реальная з/пл – показывает какое количество товаров и услуг можно приобрести за номинальную з/пл с учётом действующих цен и услуг предоставляемых государством и организациями из различных государственных и общественных фондов потребления.

Оплата труда на государственных предприятиях и АО материальной сферы организуется на основе следующих принципов:

- оплата пропорциональна количеству и качеству труда;

- стимулирование эффективной работы;

- регулирование оплаты труда в масштабах страны по мере возможности;

- соблюдение принципа опережения роста ПТ по сравнению с ростом з/пл, т.к. только при таком условии возможно расширенное воспроизводство.

На основе принципов следует, что номинальная з/пл зависит от:

- количества отработанного времени, объёма работ и услуг;

- качества труда (квалификации);

- условий труда;

- формы и системы оплаты труда;

- графика сменности и режима работы;

- возможности специальности;

- важности отрасли;

- конкурентности продукции;

- района расположения предприятия (климатических условий и района)

- важности участка на самом производстве;

- стажа работы.

 

2. Тарифная система оплаты труда

 

Основой оплаты по труду служит ТСОТ, включающая различные нормативы, которые позволяют определить уровень заработной платы в зависимости от количества и качества труда, его характера и условий, квалификации рабочего. ТСОТ включает в себя следующие элементы

1. Тарифно-квалификационный справочник содержит перечень всех работ, встречающихся в данной отрасли, характеристика их, тарификация каждой работы; требования, предъявляемые к работнику каждого разряда. В соответствии с ТКС каждому рабочему тарифно-квалификационная комиссия присваивает разряд.

2. Тарифная ставка – это min оплата труда в единицу времени (час). Тарифные ставки устанавливают правительством по отраслям.

Уровень tст(ч) зависит от:

- условий труда;

- формы оплаты труда;

- квалификации;

- важности отрасли;

- специальности;

3. Тарифная сетка

Служит для определения соотношения в оплате труда рабочих различной квалификации. Это совокупность тарифных разрядов и соответствующим им тарифных коэффициентов, которые показывают во сколько раз tст(ч) рабочего данного (любого) разряда больше tст(ч) рабочего первого разряда. Применение тарифной сетки стимулирует заинтересованность рабочих в повышении квалификации.

4. Районные коэффициенты они введены для межрайонного регулирования и стимулирования труда. Районный коэффициент зависит от отдалённости от центра России и от климатических условий (К=1 ÷ 2).

5. Система должностных окладов предназначена для оплаты ИТР и служащих. Она предусматривает разные оклады в зависимости от сложности производства, мощности предприятия, значимости отрасли и т.д. Все предприятия по уровню должностных окладов разделены на пять групп, цехи- на четыре. Оклад ИТР, занятых на работах с вредными условиями увеличивается на 15%, на работах с особо вредными условиями на 30%.

4. Формы и системы оплаты труда

Наиболее распространены две формы оплаты труда: сдельная с повременная.

При сдельной форме оплаты труда – оплата зависит от объёма выполненных работ.

При повременной форме оплата зависит от количества отработанного времени.

Сдельная форма включает в себя следующие системы:

- простая сдельная, з/пл=Р·Qфак;

- сдельно-премиальная, з/пл=Р·Тфак+Прем.

где Р – расценок за единицу работы;

Qфак – фактический объём работ;

Прем – премия.

или Р=tст(ч)·Нвр(ч)

- сдельно прогрессивная

з/пл=Р·Qплан+Р'(Qфакт – Qплан), Р'>>Р

- аккордная, при которой расценок устанавливается заранее на весь объём работ и даже может быть выплачена премия.

- подрядная разновидность аккордной.

Повременная форма включает системы:

- простая повременная з/пл= tст(ч)· Тфак(ч)

- повременно премиальная з/пл= tст(ч)· Тфак(ч)+Прем.

В зависимости от формы организации труда различают индивидуальную и коллективную форм (системы) оплаты труда.

При индивидуальной форме оплата ведётся отдельно каждого работника.

При коллективной заработная плата определяется на всю бригаду, а затем распределяется между отдельными членами бригады пропорционально КТУ.

 

5. Бестарифная система оплаты труда (БСОТ)

БСОТ позволяет устанавливать условия труда работников относительно конечного результата работы предприятия. По данной системе з/пл всех работников, от директора до рабочего – представляет собой долю работника в фонде оплаты труда (ФОТ) или всего предприятия, или отдельного подразделения.

Фактическая величина з/пл каждого работника зависит от ряда факторов:

- квалификационного уровня работника;

- фактически отработанного времени;

- коэффициента трудового участка (КТУ).

Система квалификационных уровней создаёт большие возможности для материального стимулирования, чем система тарифных разрядов, т.к. коэффициент может быть выше, чем по разряду. И он может повышаться в течение всей его трудовой деятельности.

КТУ выставляется всем, включая директора и утверждается Советом трудового коллектива.

Расчёт з/пл при бестарифной системе оплаты труда производится:

1. определяют количество баллов, заработанных каждым работником (Мί)

Мί=К·Т·КТУ

где К – квалификационный уровень

Т – количество отработанных часов

2. определяют общую сумму баллов

М=∑ Мί

3. еляют долю фонда оплаты труда, приходящийся на оплату одного балла (руб)

;

4. определяют з/пл отдельных работников: з/плί=З·Мί

Разностью бестарифной системы оплаты труда является контрактная система – заключение договора (контракта) на определённый срок между работодателем и исполнителем.

При заключении договора указываются обязательные и дополнительные условия.

 

5. Доплаты и удержание, состав ФЗП

 

ФЗП включает основной и дополнительный ФЗП.

Основной ФЗП – это сумма выплат за отработанное время:

1. оплата по тарифу, расценкам, окладам

Зт== tст(ч)· Тфак, Зт= Р·Qфак;

2. доплата в виде премии

, где Нп – норматив премии, %.

3. доплата за работу в праздничные дни

Зпр= tст(ч)· Тпразн.(ч)

4. доплата за работу в ночное время

Зн.в.= tст(ч)· 0,5·Тн.в.(ч)

5. доплата за переработку часов по графику:

Зпер= tст(ч)· 0,5·Тпер.(ч)

6. доплата за совмещение профессии

, где Нсов-норматив доплаты за совмещение, %.

и т.д.

Зо=Зт+Зп+Зпр+Зн.в+Зпер+Зсов+……

 

Дополнительный ФЗП – это сумма выплат за неотработанное время, предусмотренное законом:

- оплата дней отпуска;

- оплата дней выполнения государственных обязанностей;

- оплата ученических отпусков;

- доплата за сокращённый рабочий день;

- доплата за выслугу лет;

- доплата по районному коэффициенту.

В нашем случае з/пл=Зо·К

В ФЗП не включается выплаты в виде:

- оплата «больничных»;

- вознаграждение за внедрение новой техники;

- материальная помощь;

- премии из фонда потребления и прочие.

Удержания:

- подоходный налог;

- по исполнительным листам;

- возмещение кредита.

Стоимость рабочей силы – объективная основа оплаты труда, представляющая собой денежный эквивалент средств существования, необходимых для воспроизводства работника как социально-биологического субъекта на протяжение всего жизненного цикла его существования.

 

Цена рабочей силы – реально складывающуюся оплату труда работников, формируются под влиянием рынка труда и общественных регуляторов оплаты труда. Цена рабочей силы может отклоняться от стоимости рабочей силы.

 


Раздел 4. Маркетинговая деятельность организации (предприятия)

Тема 4.1. Маркетинг: его основы и концепции

 

Цель: 1.Иметь представление об основах маркетинга: принципах, целях,

функциях.

2. Задачи рекламы.

 

Вопросы. 1. Основы маркетинга: понятия, принципы, цели.

2. Функции маркетинга.

3. Реклама.

 

[8] с 284-313.

 

1. Основы маркетинга: понятия, принципы, цели.

 

Маркетинг- это система организации деятельности предприятия по разработке, производству, сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей в целях получения высокой прибыли. Термин «Маркетинг» (от английского market-рынок) означает деятельность в сфере рынка, сбыта. Однако, это более широкое понятие, это взаимодействие рынка и предприятия. Это всестороннее изучение рынка, активное воздействие на него, формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга.

Таким образом, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей по -средством обмена. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьётся производитель.

Производитель должен отыскать потенциальных потребителей, выяснить их потребности, а затем создать товары, как можно полнее удовлетворяющие эти потребности.

Главный принцип маркетинга – надо произвести такой товар экономично, и такой объём, который обязательно будет реализован, т.е. ориентир должен быть на установленный платёжеспособный спрос, т.е. на потребителя.

Схематично конкуренция сбыта, и маркетинг выглядят следующим образом:

 

Концепция сбыта

 

Товары---- сбыт и стимулирование продажи-----получение прибыли за

счёт увеличения объё-

ма продаж.

 

Концепция маркетинга

 

Потребители---- интегрированный маркетинг—получение прибыли

путём удовлетворения

потребностей покупателей

 

Исходя из сказанного, следует сформулировать основные принципы маркетинга:

- выбор целей и стратегий, направленных на эффективное сочетание производства новейшей продукции с уже выпускаемой, модернизированной и снимаемой с производства;

- увязка целей с ресурсами и возможностями предприятия;

- достижение оптимального сочетания в управлении централизованных и децентрализованных начал, постоянный поиск путей повышения эффективности производства и использование резервов производства.

 

2. Функции маркетинга.

 

На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции:

1. Изучение спроса на конкретный товар на определённом рынке или его сегменте (с учётом количества, качества, уровня цен и т.д.).

2. Определение оптимального ассортимента выпускаемой продукции на основе экономического расчета: издержек производства, эффективности капитальных вложений, возможности обеспечения ресурсами и получения прибыли.

3. Установление верхнего предела цены товара и рентабельности.

4. Разработка инвестиционной политики.

На предприятиях обычно маркетинговая служба несёт ответственность за следующие направления деятельности:

- разработка программ маркетинга по продукту;

- исследование рынка;

- разработка новых видов продукции и товарных знаков;

- определение цен на продукцию;

- осуществление рекламы и техобслуживания потребителей;

- организация сбыта;

- транспортировка товара.

 

3. Реклама.

 

Реклама – это комплекс средств и приемов, направленных на достижение конечной цели – реализацию товаров и услуг и создание спросов на них. Она предполагает установление контакта между продавцом и потенциальным покупателем в целях побуждения последнего приобрести эту продукцию. Реклама продукции имеет четкую цель. К целям рекламы относится создание и расширение рынка сбыта продукции, создание имиджа предприятия, повышение уровня собственной организации производства (внутрифирменная реклама).

Реклама должна содержать аргумент в пользу продукции, убеждать в необходимости её приобретения и использования.

Наиболее распространённые способы рекламы: прямая почтовая реклама, лично вручаемые информационные письма, листовки на переговорах и презентациях; выступление на семинарах, личные посещения руководителей специалистов предприятий; реклама в прессе, по радио, телевидению. Реклама решает не только торговую задачу. Она строит фундамент движения и доверия не только к фирме, но и к стране, которую представляет.

Никакая реклама не поможет продать продукцию вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя.

Для того, чтобы реклама имела успех, она должна быть правдивой, соответствовать действительности и выделять только те качества и достоинства, которыми обладает рекламируемый товар.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие маркетинга.

2. Цель, принципы маркетинга

3. Функции маркетинга.

4. Назначения рекламы.

5. Способы рекламы.

6. Требования, предъявляемые к рекламе.

 

 

Тема 4.2. Качество и конкурентоспособность продукции

 

Цели:

1. Изучить пути повышения качества и конкурентоспособности продукции.

2. Суть стандартизации и сертификации продукции.

 

Вопросы:

1. Значение повышения качества продукции, показатели качества продукции.

2. Управление качеством продукции.

3. Стандартизация продукции.

4. Сертификация продукции.

5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции.

 

[8] с 346-372.

[1]с 144- 158- 164

 

1. Значение повышения качества продукции. Показатели качества продукции.

 

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Выживаемость любой фирмы зависит от конкурентоспособности продукции, услуг. В свою очередь конкурентоспособность продукции связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции.

Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы НТП, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

От выпуска высококачественной продукции выиграет и национальная экономика, т.к. увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платёжного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.

Качество- это совокупность свойств определяющих пригодность продукции своему назначению.

Качество продукции, может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени, в зависимости от назначения и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Оценка качества основана на сравнении с эталоном.

Количественная характеристика свойств продукции, составляющих её качество, называется показателем качества продукции. Основными являются:

- показатели назначения (эксплуатационная характеристика: производительность) полезный эффект от эксплуатации;

- показатели надёжности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и функций. Это безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость (в пищевой промышленности особенно);

- показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско – технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий;

- показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем выше уровень унифицированности тем лучше, как для производителя, так и для потребителя, это говорит о взаимозаменяемости деталей и узлов;

- эргономические показатели отражают удобства эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических физиологических, и психологических свойств человека(расположение руля, освещенность, температура, шум, вибрация, излучения, влажность, и т.п.;

- эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия(дизайн, цвет, запах, стиль, и т.д.);

- показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки без нарушения его свойств;

- патентно- правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции;

- экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении(вредные примеси,излучение);

- показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации, хранения изделий. Покупатель, приобретая изделия, всегда сопоставляет компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качеств и затрат что можно представить:

Копт=Q/C,

где Q- качество изделия (квалиметрия – это наука по изучению);

С- затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

 

2. Управление качеством продукции

 

Управление качеством - действия осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

Схема управления качеством продукции

 

 

Блок сравнения и при нятия решений
Блок возде йствия

 


Информация о фактическом качестве

 

План п о качеству

 

 

 
 

 


Фактическое качество

 

 

К числу факторов, влияющих на качество относятся:

- станки, машины, другое производственное оборудование;

- профессиональное мастерство, знание, навыки, психофизиологическое здоровье работников.

К условиям обеспечения качества относятся:

- характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

- климатическое состояние окружающей среды и производственных мощностей;

- интерьер и производственный дизайн;

- характер материальных и моральных стимулов;

- морально – психологический климат в производственном коллективе;

- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

- состояние социально – материальной среды работающих.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством (стандарты ИСО серии 900,в которых отражён международный опыт).

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества включает 11этапов. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя и потребителя.

 


Схема управления качеством продукции

 

Политика предприятия в области качества

Система качества

 

Управление качеством

 

2. Проектирование, разработка продукции

Обеспечение качества
Улучшение качества

1.маркетинг 3. обслуживание.

3. материально-технич.

11.утилизация обеспечение.

 

10.тех.обсл. 4.подготовка и разраб-а

продукции.

9.монтаж и

эксплуатация. 5.изготовление.

 

8.реализация. 6.контроль, проведение

испытаний.

 

 

7.упаковка и хранение.

 

3. Стандартизация продукции.

Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация – нормативная деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

В государственные стандарта РФ включены следующие положения:

- обязательные требования к качеству продукции работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья, имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- обязательные методы контроля, требования к качеству продукции, работ услуг;

- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации;

- положения, обеспечивающие техническое единства при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохраняемость и рациональное использование всех видов ресурсов.

В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

1. Государственные стандарты РФ (ГОСТ).

2. Отраслевые стандарты (ОСТ).

3. Технические условия (ТУ).

4. Стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП).

5. Стандарты научно – технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и д.р. общественных организаций(СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его спецификации и содержания, разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на виды:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию и услуги;

- стандарты на процессы;

- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

 

4. Сертификацияпродукции.

Сертификация – это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий.

Сертификация – один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду (продукты питания, автомобили и т.п.)

Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе её изготовителя.

Самосертификация допускается для надёжного партнёра.

Сертификация третьей стороны, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе стороне.

Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:

- выдаётся документ – сертификат соответствия;

- продукция маркируется знаком соответствия;

- продукция заносится в список изделий, разрешённых к продаже, который имеется в сертификационных центрах.

 

5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции.

Конкурентоспособность предприятия – это его преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за её пределами. Это понятие относительное, это зависит от выбора базовых объектов для сравнения (фирмы – лидера). Такая фирма – лидер должна обладать параметрами:

- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции;

- соизмеримостью сегментов рынка;

- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. Иначе сравнение будет некорректным.

Далее конкурентоспособность характеризуется показателем рентабельности производства.

Для объективной оценки конкурентоспособности необходимо слежение рынка, но очень часто это невозможно из-за отсутствия доступа к информации(особенно на мировом рынке). А это приводит к самоуспокоению производителя.

Чтобы фирма была конкурентоспособной необходимы новые подходы в инвестиционной политике при проведении реконструкции и внедрении новой технологии.

Факторы влияющие на конкурентоспособность продукции можно разделить на:

- технико – экономические (качество, затраты на эксплуатацию, цена);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.193 сек.