Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издержки производства




О Q

Рп

S,

Г V

1 * ^^^

1DA **чрв

DA +B

О Q

aj Кривые индивидуального спроса

О

б) Совокупный спрос

Рис. 3—5. Индивидуальный и совокупный спрос

Q

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей,

чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру,

средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако

их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому

же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо

противоположное) влияние на различные группы населения.

Итак, подведем итоги Движение вдоль кривой спроса отражает

изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих

равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем

выше величина спроса (см. рис. 3—3). Сдвиг кривой спроса влево или

вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием

факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 3—4)

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся

Кривая на р ы н к е с о стороны предложения, то легко заме-

предложения тим> ч т о зависимость величины предложения от

цены прямая, чем выше цена, тем большее количество товара (при

прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например,

при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две единицы

блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене

50 долл — шесть единиц блага X. В общем виде

Qs=f(P),

где Qs — величина предложения (supply);

Р — цена.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта

называется законом предложения (law of supply). Зави-

86 Глава 3 Рыночная система: спрос и предложение

симость количества произведенных благ от уровня цен может быть

изображена графически. Кривая предложения (supply curve)

кривая, которая показывает, какое количество экономического блага

готовы, продать производители по разным ценам в данный момент

времени: В экономической теории принято откладывать независимую

переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение)

— по горизонтальной оси (см. рис. 3—6).

р

,

А^""

Е

С

\ /

0 2 4 6 Q

Рис. 3—6. Зависимость величины предложения от цены

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень

цен и объем продаж блага X в определенный момент времени

(например, на 1 января 1998 г.). Она имеет положительный наклон,

что свидетельствует о желании производителя продать большее

количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение

влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Функция предложения (supply function) onpe-

Функция деляет предложение в зависимости от влияющих

предложения на него различных факторов. Как мы уже выяснили,

важнейшим из них является цена на единицу блага в данный

момент времени. Изменение цены означает движение по кривой

предложения (см. рис. 3—7). В действительности на предложение

блага влияют не только цены самого блага, но и другие

факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология,

3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики,

4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов

и др. Величинапредложения является функцией всех этих факторов:

3.2. Спрос и предложения 87

Qs=f(P, Pr, К, Т, N, В),

где Рг — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы. s

(3.2)

О Q

Рис. 3—7. Кривая предложения (изменение величины предложения)

Например, повышение цен на факторы производства означает

сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S,.

Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет

увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S

в положение S2 (см. рис. 3—8).

О Q

Рис. 3—8. Функция предложения (сдвиг кривых предложений)

88 Глава 3 Рыночная система спрос и предложение

Напомним, что под затратами в микроэкономике понимаются оценки,

причем такие оценки, которые отражают ценность данных факторов

производства при их наилучшем альтернативном использовании

(подробнее см. главу 1). Поэтому функция предложения отражает затраты

ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене

лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы

ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает

изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше

(при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот,

чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис 3—7)

Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение

предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих

функцию предложения (см. рис. 3—8).

а) б) в)

Рис. 3—9. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а),

короткий (б) и длительный (в) периоды

Для понимания функции предложения важное значение имеет

фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный

(короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем

периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном

некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются

переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая

производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение

(понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но

не отражаетсяна величине предложения (см. рис. 3—9а). В условиях

короткого периода повышение спроса обусловливает не

только рост цен, но и увеличение объема производства, так как

фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в

соответствии со спросом (см. рис. 3—96) В условиях длительного

периода увеличение спроса приводит к значительному росту

предложения при постоянных ценах или несущественном повышении

цен (см. рис. 3—9в).

3.3 Равновесие спроса и предложения Эластичность 89

3.3. Равновесие спроса и предложения.

Эластичность

Равновесная цена В условиях рыночной экономики конкурентные

силы способствуют синхронизации цен

спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса

и объемов предложения.

Р..

Рис. 3—10. Цена предложения превышает цену спроса (Ps > PD)

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения

может значительно превышать цену спроса (рис 3—10), а объем предложения

не соответствовать" объему спроса (рис 3—11) В первом случае

максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар

(или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены,

которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок

для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно

богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае

максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема

предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно

поставлять товар в столь микроскопических количествах

Р

0 QD Qs Q

Рис. 3—11. Объем предложения превышает объем спроса (Qs > QD)

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного

приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом

играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой

90 Глава 3. Рыночная система, спрос и предложение

информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и

стандартизированными для всех участников рыночной экономики

(см. рис. 3—12). Точка равновесия обозначается Е (от латинского

Equilibrium).

Рс

Р,

0 QD Q

Рис. 3—12. Цена равновесия и отклонения от нее

В точке равновесия

_ Е •"• S X D'

где РЕ — равновесная цена;

Ps — цена предложения;

PD — цена спроса.

Это означает, что

QE = Qs = QD.

где Qp — равновесный объем;

Qs — объем предложения;

QD — объем спроса.

Равновесная цена (equilibrium price)цена, уравновешивающая

спрос и предложение в результате действия конкурентных

сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий

определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции

происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса

и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В

результате установления равновесия выигрывают и потребители,

и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально

предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша)

потребителя (consumer's surplus) графически можно изобразить

через площадь РтахЕРЕ (см. рис. 3—13) В свою очередь,

равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли

бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и

покупаются товары, равна РЕ, а объем проданного товара равен QE (см.

рис. 3—13). Следовательно, совокупная (общая) выручка (total revenue)

равна TR = РЕ х Q r Совокупные издержки (затраты) производителей

равны площади фигуры 0PmmEQE.

Излишек

Е (Equilibrium)

3.3. Равновесие спроса и предложения Эластичность 91

Излишек потребителя

S

Излишек производителя

Рис. 3—13. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

Разница между общей выручкой РЕ х QE (площадью прямоугольника

0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQ)

и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmlJ.

Зозможны как установление точной равновесной цены, так и

небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там

и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной

цены или количества продаваемых товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.