Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размер дохода




И совокупная выручка

Эластичность спроса по цене

И совокупная выручка

Спроса по цене

Эластичность

3 4. Эластичность спроса и предложения 99

TR = Р X Q, (3.5)

где TR (total revenue) — совокупная (общая) выручка (доход);

Р (price) — цена;

Q (quantity) — количество.

Цена Р

Ценовая

эластичность

PовыбQщр —уачяк а

Количество Q

Рис. 3—23. Эластичность и общая выручка

Если спрос по цене эластичный (Ер>1), то снижение цены вызывает

рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по

цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной

выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем левом

углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное

изменение цены — велико.

Если спрос по цене неэластичен (ED< 1), то снижение цены

приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос

по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки.

Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного

и неэластичного спроса отражено в табл. 3—1.

• • оо Глава 3 Рыночная система спрос и предложение

Таблица 3—1

Величина

эластичности спроса

по цене

Е°>1

E,D=1

Е°<1

Влияние изменения цены на совокупную

выручку (TR)

Увеличение цены

(РТ)

Уменьшение цены

(Pi)

TRl TRt

TR — const

TRT TR4-

Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значение

для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти

такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия,

монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация

Факторы, влияющие Факторами, влияющими на эластичность,

на эластичность являются: _

у Наличие заменителей' чем больше

товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако

при этом следует учитывать, насколькоузко определены границы

данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера

соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль

"Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая

не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с

успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом,

в первом случае практически отсутствуют товары-заменители,

во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти

гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые

в разных странах).

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем

выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши

(спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом

необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).

Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали

следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов

первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество,

потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь —

0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность,

равную 1,87, фарфор — 1,54.

5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6 Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде

потребление электроэнергии неэластично (Ер=0,13), то в долгое-

3 4 Эластичность спроса и предложения 101

рочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное

различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не

можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников

и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако,

если цена за электричество стремительно растет, вы при

покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость

и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.

Эластичность спроса на одно благо относи-

t „??Л?^™~? телъно цен на другое благо называется переэластичность

крестной эластичностью (cross elasticity):

dQx/Qx dQx p

Еи = —— = — х — у— • (3.6)

*>У dP / P dP Q v

У

Если Е° > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты),

если Е°< 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше сте-

D пень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Е х.У = + °°, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность,

тем больше взаимодополняемость (если Ех = - °°, то мы имеем

пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и

взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших

ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно

снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб,

бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и

на мебель. Тогда Ех < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует

их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При

исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрестной

эластичности более точную оценку дополняемости или

заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу).

Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два компонента,

характеризующие эффекты дохода и замещения (уравнение

Слуцкого в коэффициентах эластичности).

Эластичность спроса В современной экономической науке исполь-

относительно дохода 3Уе т с я т а к ж е п о к а з а т е л ь эластичности

спроса относительно дохода (income elasticity

of demand):

AQ/Q (3.7) л.. — • 1 Д1/1

Если показатель эластичности спроса относительно дохода

является отрицательным (Е1 < 0), то увеличение дохода приводит к

падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является

102 Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение

низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным

и необходимым заменить его другим, более качественным товаром.

Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом,

отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими

овощами (огурцами, помидорами и т. д.).

Если показатель эластичности спроса относительно дохода

положителен (Е: > 0), благо является нормальным.

Если 0 < Ej < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что

типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При

Е, > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения

(предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном

уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости

от дохода одни и те же блага могут давать численные значения

эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные

единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для

каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы

(0 < Et< 1), должно существовать благо с Е, > 1 для конкретного

потребителя, называется законом Энгеля.

Рассмотрим теперь эластичность предложения.

пЭ г» р г л еадслтиочжнеонситяь c Э нiе л tнy а и с еo т f и, о ч бs*u н ъ pе о с l т аy, ь ) п п. р п р еод е лкл д ао л зжы о е ж вна е ие н ят и я п оо п т = д > о н о ц - в + сл е ии н тя е не ил (\p еь г м r н i о c е e из e ми l з a ем s н t ее i - - ния

цены на один процент.

Ц--1У2-. (3.8,

р АР/Р

Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения

важное значение имеет фактор времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно

неэластично (Ер = 0). Поэтому повышение (понижение)

спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается

на величине предложения (см. рис. 3—9а).

В условиях короткого периода предложение более эластично.

Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не

только рост цен, но и увеличение объема производства, так как

фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии

со спросом (см. рис. 3—96).

В условиях длительного периода предложение почти совершенно

эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному

росту предложения при постоянных ценах или несущественном

повышении цен (см. рис. 3—9в).

Теория эластичности имеет важное значение для

Практическое определения экономической политики фирм и

значение теории правительства.^Это наглядно видно на примере

эластичности налоговой политики государства. Допустим, государство

вводит определенную (фиксированную) сумму налога на

единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S

вверх до S' (см. рис. 3—24).

3.4. Эластичность спроса и предложения 103

Цена

Платят

потребители

Платят

производители




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.