Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D. Все ответы верны.??? 6 страница




 

После окончания врабатывания при работе, продолжающейся не менее 4–6 мин., возникает так называемое устойчивое состояние. При этом стабилизируется потребление кислорода, деятельность же других органов и систем устанавливается на относительно постоянном уровне.

 

Различают истинное и кажущееся устойчивое состояние. Первое возникает при работе умеренной мощности, второе при работе большой мощности.

 

Длительность работы, выполняемой спортсменом, зависит от ее интенсивности и от тренированности спортсмена. Однако работу максимальной и субмаксимальной мощности никто не может совершать длительное время, так как она быстро вызывает состояние утомления. Работа меньшей мощности, при которой может быть достигнуто устойчивое состояние (хотя оно часто и оказывается кажущимся), может продолжаться длительное время. После врабатывания через некоторое время возникают неприятные ощущения (человеку трудно дышать, он чувствует сильное сердцебиение, тошноту). Это состояние называют «мертвой точкой». Оно может быть преодолено волевым усилием и тогда наступает «второе дыхание» (человек чувствует облегчение).

 

Утомление – это физиологическое состояние, возникающее в организме человека в результате проделанной работы (физической или умственной) и выражающееся в снижении работоспособности, являющемся следствием дискоординации анимальных и вегетативных функций и нарушения гомеостаза. Утомление выражается не только в уменьшении совершаемой работы, снижении коэффициента полезного действия (уменьшении количества и снижении качества продукции, снижении эффективности спортивной деятельности), но и в нарушении координации движений, покраснении или побледнении покровов тела, повышении температуры тела, расходовании функциональных резервов адаптации организма. Поскольку работа предшествует и сопровождает утомление, то при нем наблюдается усиленное функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также системы терморегуляции. Но характерно для утомления не усиление функции этих систем, а недостаточная экономичность.

 

Сдвиги, возникшие при работе и явившиеся причиной утомления, после окончания работы постепенно исчезают – наблюдаются восстановительные процессы. Работоспособность восстанавливается до исходного уровня, а затем она повышается (гипервосстановление), с постепенным возвращением к норме. Процесс протекания восстановления зависит от объема и интенсивности проделанной работы и уровня тренированности организма, причем повторные нагрузки выгодно давать в фазу гипервосстановления и не выгодно в фазу полного восстановления.

 

 

8. Характеристика процесса тренировки и состояния тренированности

 

Спортивная тренировка как специализированный процесс всестороннего физического воспитания и развития в целях достижения высоких спортивных результатов может рассматриваться как в педагогическом, так и в физиологическом аспектах, причем педагогический аспект тренировки значительно шире физиологического. Физиологический аспект касается формирования состояния адаптированности, системы развития физических качеств путем совершенствования соответствующих резервов организма и формирования двигательных навыков. С педагогической точки зрения тренировка строится на общих и специальных принципах. К первым относятся: 1) активность, 2) сознательность, 3) наглядность, 4) систематичность 5) последовательность, 6) доступность и 7) прочность. Ко вторым – 1) единство общей и специальной физической подготовки, 2) непрерывность и цикличность тренировочного процесса, 3) постепенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок.

 

Годичный цикл тренировки делится в большинстве своем на три периода: 1) подготовительный, когда работа направлена на развитие необходимых физических качеств и совершенствование техники движений (объем и интенсивность тренировочных нагрузок постепенно повышаются), 2) соревновательный, когда работа направлена на сохранение и некоторое повышение достигнутого уровня тренированности и 3) переходный, когда соревнования отсутствуют, нагрузки снижаются (они направлены на сохранение некоторого минимального уровня тренированности, с которого можно начать следующий подготовительный период).

 

Тренированность с физиологической точки зрения – это состояние адаптированности, характеризующееся совершенной системой функциональных резервов адаптации организма и готовностью к ее быстрому и эффективному включению в функционирование, что отражается в высокой работоспособности. Тренировка в этом случае может рассматриваться как процесс развития физических качеств в процессе повторения упражнения и возрастания нагрузок путем использования организмом соответствующих резервов, а также формирования и совершенствования двигательных навыков на основе сложных комплексов условных и безусловных рефлексов.

 

По физиологическим показателям тренированность (спортивная форма) может быть оценена весьма приблизительно и относительно работоспособности человека. Без педагогических, психологических и медицинских наблюдений она не может характеризовать готовность спортсмена к соревновательной деятельности. При этом значение имеет лишь комплексная оценка физиологических сдвигов в организме с обязательным учетом специализации спортсмена. В связи с тем, что физиологические функции регистрируются во время работы с большим трудом и зачастую со значительными ошибками, изменения ряда функций следует определять не во время работы, а сразу после нее.

 

Особенности реакции организма у тренированных людей на физические нагрузки могут быть сведены к следующим.

 

Центральная нервная система. У тренированных после окончания работы скрытый период сенсомоторных реакций укорочен, способность к дифференцировкам повышена, явления последовательного торможения уменьшены.

 

Двигательный аппарат. Электрическая активность мышц у тренированных меньше и сконцентрирована во времени. Между движениями она уменьшается до минимума. Возбудимость и лабильность мышц либо не изменяется, либо повышается.

 

Расход энергии при стандартной работе у тренированных людей менее выражен.

 

Дыхание у тренированных лучше скоординировано с двигательной активностью; легочная вентиляция, кислородный запрос и кислородный долг меньше у них, чем у нетренированных.

 

Сердечно-сосудистая система. Меньший кислородный запрос и лучшая утилизация кислорода тканями у тренированных обеспечивают меньшие требования к органам кровообращения. В связи с этим при стандартной работе у них частота сердечных сокращений в абсолютных величинах меньше, чем у нетренированных, а в процентном отношении к покою может быть и больше.

 

Система крови. Изменения во внутренней среде у тренированных при стандартной работе меньше, чем у нетренированных. Все это свидетельствует о лучшей координации функций у тренированных, о более экономном расходовании резервов, в результате чего работа осуществляется более производительно.

 

При выполнении предельно напряженной работы резко возрастает потребление кислорода. Максимальное потребление кислорода у тренированных выше, чем у нетренированных. Максимальные величины составляют почти 7 л/мин (90 мл/кг мин-1), у стайеров высокой квалификации 5–6 л/мин (83–85 мл/кг мин-1), у нетренированных – 3,0–3,5 л/мин (менее 40 мл/кг мин-1). При МПК спортсмен может работать лишь ограниченное время. Обычно работа совершается при значениях, близких к 80% МПК. МПК растет от начала подготовительного периода к соревновательному, поэтому может характеризовать состояние тренированности (это особенно характерно для спортсменов не очень высокой квалификации).

 

Легочная вентиляция при предельной работе может составлять у тренированных мужчин 150–200 л/мин, у женщин – 90–130 л/мин. Коэффициент использования кислорода при этом не должен снижаться, что наблюдается у нетренированных. ЧСС у тренированных возрастает до 200 уд./мин, СО до 150–200 мл, МОК – до 30–35 л и более (у нетренированных соответственно 170–180 уд./ мин, 120–130 мл, 20–25 л). У нетренированных максимальный кислородный долг не превышает 5–7 л, а у тренированных может достигать 20 л и более. У тренированных возможно повышение молочной кислоты в крови до 250 мг% (у нетренированных до 150 мг%). При предельной работе уменьшается диурез, увеличивается проницаемость капилляров клубочков, в моче появляется белок, эритроциты и гемоглобин, что свидетельствует о несоответствии подготовки спортсмена выполняемой работе.

 

Контрольные вопросы по теме 2 (2-я первая)

 

Общая характеристика динамической и статической работы. Понятие кислородного запроса и долга. Физиолого-педагогическая характеристика различных движений. Общие сдвиги в организме при мышечной деятельности. Механизмы проявления и развития физических качеств. Механизмы и стадии формирования двигательного навыка. Предстартовое состояние, состояние врабатывания, устойчивое состояние, «мертвая точка», «второе дыхание», состояние утомления, состояние восстановления. Характеристика процесса тренировки и состояния тренированности.

 

Итак, еще раз и опять – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ – ЗДОРОВЬЕ?

 

 

Великие и не совсем во все времена говорили о здоровье много – всяко, но всегда уважительно, отдавая дань сути, ибо – годится ли ругать то, чем живешь?

 

Значимость здоровья для человека достаточно емко определил еще в дохристианский отсчет лет СОКРАТ (469 – 399 гг. до н. э.): "Здоровье это ещё не всё, но всё остальное без здоровья - ничто". Он же и примерно в то же время ответил на вопрос – "Что является для человека наиболее ценным и значимым в жизни - богатство или слава?" – "Ни слава, ни богатство не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля".

 

С Сократом трудно спорить. Его последователь и, видимо, во многом единомышленник АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг. до н.э.), конкретизировал суть тремя словами – “Жизнь требует движения".

 

Да, уже тогда хорошо понималось то, что если нас сделало людьми движение, то, чтобы оставаться ими, надо продолжать двигаться и, более того – уважать движение и, немаловажно – себя в движении.

 

Понималось, пожалуй, даже более, чем сейчас: было чуть ли не закономерным примерно час в сутки отдавать физической работе никакого отношения не имеющей к основному (жизне - обеспечивающему) роду деятельности, т.е. – плаванию, играм или просто – бегу.

 

Далее тоже были мысли и их словесные выражения по поводу здоровья, движения, включая автомобильное –

 

Академик А. Берг утверждает: "Если 100 лет назад до 96% всей работы человек выполнял сам, то сейчас двигательная активность служащего сведена до минимума и составляет 1%".

 

Американский учёный Поль Уайт ещё в 1940 году писал: "Опасность автомашины не столько в автодорожных происшествиях, как в том, что она отучает человека ходить".

 

Один из ведущих учёных в области здоровья К. Купер отмечает: "В течение многих тысячелетий человек формировал себя в физической работе. Сейчас, с драматической внезапностью, ломается модель человека, созданная эволюцией".

 

В 1940 году американский врач Г.Сигерист включил новый аспект в понятие здоровья. Здоровье - это способность адаптации к изменениям окружающей среды. Его определение: "Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствия болезней: это нечто положительное, жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возложила на человека".

 

Чтобы понять важность и глубину этой проблемы, необходимо ответить на главный вопрос: сколько лет должен жить современный человек? Ведущие геронтологи (наука, изучающая продолжительность жизни человека) мира А. Форсайт, И. Мечников, А. Богомолец и др. утверждают, что человек должен жить до 150 лет! Сегодня же средняя продолжительность жизни составляет 70 лет. При этом только 2% населения умирает от старости; 98% умирают от болезней, самосознательно участвуя в их для себя, образно говоря, «организации».

 

Вывод – мы не живём даже половины положенного нам Природой срока.

 

То есть человек, что называется, «попал»: с одной стороны, он должен бы заслуженно воспользоваться продуктами цивилизации (иначе, зачем было их создавать такими трудами-?), с другой – не может долго оставаться в положении сидя или лежа, поскольку они – эти положения – губительны для его биологического, а следом и социального бытия

 

Единственно, что утешает – мы не остановились: решающая важность движения сейчас так же, как и тогда, признается всеми; воплощается в форме утренней зарядки – многими; ежедневной часовой пробежки – единицами; хорошо просчитанной и оптимально достаточной дополнительной двигательной деятельностью – ну, очень редко...

 

Прогресс во всем, прогресс везде (прогресс и там, не нужно где): наши современники пересчитали время, определенное предками, на калории и определили, что сейчас человеку следует тратить на дополнительную двигательную деятельность ежедневно 1200 – 1300 килокалорий энергии

 

Зная энерготраты в различных видах деятельности, это можно представить во времени, то есть – наоборот – как до н.э. и, говорят, станет легче.

 

 

Энерготраты человека при различных видах деятельности.

 

Виды деятельности

Средние энерготраты (ккал/час)

 

1.

Состояние покоя (сидя)

70-75

 

2.

Утренняя гимнастика (15-40 мин)

50-150

 

3.

Ходьба (со скоростью 4 км/час)

200-230

 

4.

Игра в волейбол

250-300

 

5.

Плавание со скоростью 2-3 км/час

250-300

 

6.

Гребля со скоростью 2-3 км/час

240-280

 

7.

Катание на велосипеде со скоростью 10 км/час

280-300

 

8.

Игра в бадминтон

350-400

 

9.

Игра в большой теннис

400-450

 

10.

Катание на лыжах со скоростью 7-7,5 км/час

450-500

 

11.

БЕГ трусцой со скоростью 6 км/час

450-500

 

12.

БЕГ трусцой со скоростью 10-11 км/час

900-1100

 

 

Но не будем уподобляться поклонникам исключительно и только движения. Посмотрим на проблему шире и глубже; точнее – на ее разрешение.

 

 

Так, – ЧТО ДЕЛАТЬ?

 

Для составления обоснованного ответа на этот вопрос, имея немалый опыт разговоров и дел «во Имя Здоровья» мы, пожалуй, порекомендуем «формулу здоровья», предложенную профессором Ю.Ф. Змановским:

 

Э - эмоциональная устойчивость

 

Д - двигательная активность

 

Т - термозакаливание

 

П - рациональное питание

 

Б - болезни

 

К - курение

 

А – алкоголь

 

Р – способность приспосабливать собственные ритмы жизни к ритмам окружающей действительности.

 

Данная формула, естественно, условна (как, кстати, и четыре десятка известных на сегодняшний день определений понятия “Здоровье”), но она указывает на силу и знак влияния главных составляющих на Результат, что, следует согласиться, очень даже немаловажно.

 

И второй аргумент ЗА данный подход: ученые уверяют, что организм современного человека формируется примерно 25 лет.

 

Если наш собеседник – студент первого курса, которому еще и 18-ти “не стукнуло”, разговор в самый раз, поскольку он сам, сознательно контролируя данные составляющие, может ПЯТЬ ЛЕТ активно вмешиваться заинтересованным сторонником Природы в процесс “достроения” себя самого.

 

Если мы разговариваем с перешедшим четверть-вековой юбилей, то взаимно-полезный диалог тоже возможен, но речь уже будет идти не о строительстве (организма), а о его “ремонте”, что, в принципе, также не помешает.

 

Итак, главные составляющие здоровья –

 

Начнем с числителя.

 

 

ПИТАНИЕ. Жизнь человека связана с постоянным расходованием энергии и тканевых элементов. Если бы эти траты не возмещались с пищей, жизненные процессы в организме просто бы остановились. Нормальное питание обеспечивает правильный рост и развития организма, его функциональных возможностей, улучшает сопротивляемость к вредным влияниям внешней среды, способствует повышению работоспособности и продлению жизни.

 

Основные гигиенические требования к пище – она должна:

 

- потребляться в количестве, достаточном для возмещения энергетических трат организма

 

Калорийность суточного пищевого рациона для лиц

 

умственного труда (преподаватели, студенты и им п.) должна

 

составлять у мужчин (в возрасте от18 до 40 лет и весом

 

70 кг) – 2800-3000 ккал, у женщин (18-40 лет, 60 кг) –

 

2400-2600 ккал.

 

- содержать пищевые вещества, необходимые для построения тканей и

 

органов, и нормального течения физиологических процессов

 

Это белки, жиры, углеводы (в соотношении 1:1:4),

 

витамины, минеральные вещества и воду

 

- быть разнообразной – включать различные продукты животного и

 

растительного происхождения, содержать достаточное

 

количество клетчатки.

 

 

ТЕРМОЗАКАЛИВАНИЕ. Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холода, тепла, солнечной радиации и т.д.).

 

Закаливание – это своеобразная тренировка всего организма, и прежде всего – терморегулирующего аппарата, к действию соответствующих факторов. В процессе закаливания при многократных воздействия специфичных раздражителей развивается соответствующая приспособительная реакция организма.

 

Закаливания возможны в любом возрасте.

 

Закаливание воздухом – наиболее легкодоступная и безопасная процедура. Закаливание производится в помещениях и на открытом воздухе. Степень охлаждения (или согрева) контролируется по состоянию и нормируется закаленностью человека.

 

Закаливание водой – более интенсивная закаливающая процедура, так как вода обладает в 28 раз большей теплопроводностью, чем воздух. Виды водных процедур: обтирание, обливание, полоскание, душ, купание, растирание снегом.

 

Закаливание должно быть подчинено таким гигиеническим принципам, как систематичности (регулярности процедур), постепенности и последовательности увеличения требований.

 

 

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.

 

В данном случае лучше пойти от антонима – двигательной НЕактивности (по-научному это звучит, как гиподинамия или гипокинезия).

 

Так вот: отсутствие или ограниченная, низкая двигательная активность самым отрицательным образом влияют на живой организм. Ограниченная двигательная активность людей приводит к перерождению (атрофии) мышц, уменьшению прочности костей, ухудшению функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетатики и других систем организма.

 

Поэтому человек должен двигаться.

 

Сколько и в какую сторону бежать, как мы уже заметили, начали думать много тысяч лет назад. В результате этого многотысячелетнего эксперимента Аристотель и Сократ объявили свои бессмертные, выше приведенные, концепции.

 

Сейчас можно выбрать любой подход из большого множества известных.

 

Средств и методов нагрузиться физически вообще не сосчитать.

 

Основным средством физического воспитания является физическое упражнение, которое представляет собой какое-либо двигательное действие.

 

Напомним основные классы физических упражнений оздоровительной направленности:

 

- гимнастика (гигиеническая, вспомогательная, производственная, лечебная, спортивно-вспомогательная);

 

- игра (имитационная, элементарно-спортивная, спортивная);

 

- туризм (прогулки, экскурсии, туристские походы и лагеря);

 

- спорт (использование средств различных видов спорта с включением элементов соревновательного характера).

 

Принципы организации физического самовоспитания и самообучения известны тоже: это принципы сознательности и активности, систематичности, постепенности и последовательности, индивидуализации.

 

Контролировать нагрузку возможно временем, частотой сердечных сокращений (ЧСС), километрами, килограммами, калориями и просто – состоянием.

 

Только, пожалуйста, – на здоровье!

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ и коэффициент Р.

 

О нервной системе мы пока знаем немного. Конечно, хотелось бы иметь представление о ее мощности, резервах потенциале, о нервной энергии. Но, к сожалению, даже маститые специалисты в своих трудах не раскрывают, вероятно, только им известных секретов и ограничиваются общими рекомендациями типа – “...поменьше волноваться...”

 

Об эффективном способе предупреждения нервных перенапряжений говорит профессор В.М.Зациорский: “Известно, что многие варианты занятий физическими упражнениями, например, длительный равномерный бег, благотворно влияют на психическое состояние, снимают напряженность, улучшают самочувствие. Существует и весьма правдоподобная гипотеза, объясняющая это явление. Она подкрепляется большим количеством экспериментальных данных. Механизм улучшения самочувствия связывают с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорхинов, благотворно влияющих на психическое состояние человека.

 

Второй путь, который работает и тоже используется человеком для своего эмоционального комфорта – создание на основе своего опыта и знаний опыта других свода правил – помощников в саморегуляции эмоциональных состояний.

 

Приведем в качестве примера несколько из таковых, нам известных:

 

- Постарайся никогда не спешить. НИКОГДА. Организуйся.

 

- Не планируй много дел на короткое время.

 

- Будь хладнокровным при анализе допущенных ошибок. Предоставь эту неприятную работу только разуму.

 

- Незавершенное дело нервирует. Не оставляй таких. Вспомни об этом, когда будешь браться за новое дело.

 

- Не затягивай принятия решения: либо откажись, либо смирись, либо борись. Не оставайся в промежутке. Избавься от сомнений.

 

И другие подобные...

 

Есть, однако, третий путь, тоже достаточно эффективный, хотя он требует большей решительности и трудовой отдачи от «носителя» комплекса.

 

Это прямой и бескомпромиссный труд над способностями (Э и Р), то есть самообучение по конкретным Программам увеличения своей эмоциональной устойчивости и улучшения способности приспосабливать собственные ритмы жизни к ритмам окружающей действительности.

 

Ведущий принцип этой программы – не избегать «сюрпризов» реальности эмоционального и психогенного порядка, а встречать их по-бойцовски и провожать по-хозяйски. Ибо никому еще не удавалось научиться плавать не побывав в воде.

 

 

Теперь – знаменатель – то, что здоровье наше не улучшает, мягко говоря.

 

Вредные привычки почему-то называют вредными.

 

Так ли это? И почему?

 

Почему в США при страховании жизни с курящего взимают в среднем на 15% больше чем с некурящего?

 

Может быть потому, что он умирает в среднем на 17 лет раньше и просто не успевает полностью расплатиться с Государством за несколько сокращенный период жизни-? Или, потому что он, куря, сознательно портит нервную, сердечно-сосудистую системы, органы пищеварения, дыхания, чувств и пр., что тоже является в конечном счете собственностью страны

 

Или – тоже яд – алкоголь. Неужели ни глоточка коньяка, ни бокала шампанского на Новый год -?

 

Почему? Можно и глоток и бокал. Просто нужно помнить при этом, что:

 

n поступление в организм всего лишь 8 – 10 г алкоголя нарушает деятельность мозга, заметно ослабляя умственную работоспособность;

 

n употребление алкоголя отрицательно сказывается на всех без исключения системах и органах человека, ведет к отравлению, перерождению клеточной ткани, а нервные клетки – к гибели;

 

n при продолжительном употреблении алкоголя появляется хроническое «расстроенное» состояние организма и психики, ослабляется здоровье, деградируют умственные способности, волевые и физические качества, половые функции.

 

Последнее составляющее знаменателя – болезни – тема особая. Потому, что немалую роль в появлениях и проявлениях играет то, какое место они занимали в жизни наших родителей и прародителей. Здесь возможность поправить что-то вряд ли реализуема.

 

Однако, нельзя отрицать и таких аргументов:

 

1) если нормально организовать и наполнить свой пищевой рацион, то удастся избежать заболевания, связанные с нарушениями обмена веществ в организме;

 

2) повышение закаленности организма вследствие систематичных процедур поставят непреодолимый барьер простудным заболеваниям;

 

3) нормализация двигательной активности остановят болезни из-за гиподинамии.

 

Подводя итог приятной беседе, нельзя не заметить немалого прояснения нашего не только в представлении и понимании сущности феномена, но и аспектах его улучшения, поддержания и, в целом, контроля.

 

Контроля достаточно эффективного и, главное, – легко доступного каждому желающему того.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии

 

2. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека

 

3. Здоровье студента, его составляющие

 

4. Здоровый образ жизни студента включает?

 

-Содержательные характеристики составляющих ЗОЖ

 

-Режим труда и отдыха

 

-Организация сна

 

-Организация режима питания

-Организация двигательной активности

 

-Личная гигиена и закаливание (воздушные ванны, солнце, вода)

 

-Профилактика вредных привычек

 

-Критерии эффективности использования ЗОЖ

 

5. Наследственность и ее влияние на здоровье

 

6. Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие ЗОЖ

 

7. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка.

1. Объективные и субъективные факторы обучения

 

и реакция на них органима студентов

 

 

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов, объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную Нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

 

Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8––9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.

 

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации.

 

Критический и сложный для студентов экзаменационный период — один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования.

 

Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.177 сек.