Вопрос 5. Сравнительный анализ содержательных и функциональных особенностей философии и искусства.
Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд “изнутри” в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Известный философ М. Мамардашвили считал, что благодаря искусству, происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в периоды кризисов. Именно с этой позиции следует рассматривать соотношение философии и искусства. Художественным зеркалом ХХ века считается модернизм. О кризисе искусства заговорили многие мыслители: немецкий философ О. Шпенглер (а еще раньше - Г. Гегель),голландский культуролог Й. Хейзинга, испанский культуролог Х. Ортега-и-Гассет, американский социолог П. Сорокин. Пессимизм и тяжелые предчувствия пронизывают произведения А. Камю и Ж. Сартра, С. Дали и Э. Ионеско, А. Шенберга и К. Пендерецкого, В любом справочном пособии можно прочитать, что мировоззренческой основой модернизма являются иррационализм, психоанализ и экзистенциализм. Однако, взаимосвязь философии и искусства значительно глубже: культура современной эпохи такова, что вместиться в рамки реалистического искусства она не может. Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство.
Философия как наука, определяя основные направления западной и отечественной философии, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, создает свой срез осмысления науки. Как направление современной философии она представлена множеством концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Вместе с тем она сосредоточена главным образом на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности. Философия науки испытывает влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок, проводимых в рамках западной философии. Исходя из этого, основными характеристиками философии науки, на наш взгляд, являются следующие. Философия науки имеет статус в большей степени исторического социокультурного знания, хотя ориентирована и на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философию науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Она выявляет изменчивость и глубину методологических установок и расширяет границы самой рациональности. Философия науки означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки — получение истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта. В ее рамках ведется обсуждение вопроса о том, как возможно достижение истины. В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер считал, что центральная проблема философского знания, по крайней мере с эпохи Реформации, состояла в том, как оценить притязания конкурирующих теорий или верований. Однако круг проблем философии науки широк. Все проблемы философии науки можно разделить на три подвида. К первым относятся проблемы, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, эти интенции наследует и философия науки. Она рассматривает науку в ее глубинной сущности и подлинных основах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии. При этом предполагается наличие определенной мировоззренческой позиции. Вторая группа проблем возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. Это в основном проблемы познавательной деятельности: теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем. К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и неразрывных связей во всех возможных плоскостях. Особенно заметно влияние философии в эпохи так называемых научных революций. Это в частности: эпоха возникновения античной математики и астрономии; коперниканский переворот — рождение гелиоцентрической системы Коперника; эпоха становления классической научной картины мира. В таком разрезе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя такие ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению. Типология представлений о природе философии науки предполагает различение той или иной ее ориентации, к примеру, онтологически ориентированной (А. Уайтхед) или методологически ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера). С точки зрения дескриптивного подхода философия науки есть описание разнообразных ситуаций, имеющих место в науке: от гипотез «ad hoc» (для данного, конкретного случая) до исследования по типу «case studies», ориентирующегося на анализ реального события в науке или истории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. Преимущество такого подхода состоит в его доступности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление