Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции философии в современном мире




Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.

2. Классическая философия – до середины XIXв., постклассическая – следующий этап. В середине XIXв. в развитии философии мы наблюдаем разрыв, и поэтому стратегии, единые, цельные тоже развиваются, и поэтому имеет смысл говорить о исследовательских стратегиях классической философии отдельно, и о постклассической тоже отдельно, потому что постклассическая ф. кардинально отличается от классической.

3. Основные отличительные признаки. Классическая теория претендовала на охват всех проблем, строятся грандиозные системы в которых содержится знание о всех проблемах природного, социального, духовного развития. Для постклассики характерна фрагментаризация проблемных полей, постклассика в различных теориях направлена на решение отдельных «не больших» казалось бы, но очень важных проблем, проблемное поле дифференцируется – философия права, философия политики, фил. науки. Поэтому непрерывная стратегия разрывается в этой точке.

Постклассику от классики отличает отказ от одинарной позиции человек-мир, которая характерна для классики.

Ее отличает понимание познания, в классике это беспредпосылочное знание, знание с чистого листа, осуществляемое биологическим субъектом, в постклассике это социальное существо, знания опираются всегда на традиции, есть некие априорные формы знания, которые идут от культуры, противопоставление человека миру вообще снимается.

И снимается пресловутый вопрос «что первично материя или сознание, дух или природа» - этот вопрос не корректен для (пост (моя редакция))классической философии.

В классике рационализм, доведенный до жесточайшей степени, а в постклассической философии идеи иррационализма, хотя рационализм тоже сохраняется, но он не занимает собой весь массив философского знания, иррационализм – признание внерационального или не рационального начала в мире.

Понимание исторического процесса и социальной реальности: классика – идея исторического прогресса, линейной направленности человеческая история, исторический оптимизм (рождается цивилизация XVIIIв), постклассика – не линейные модели социального развития, в ряде случаев отказ от самого термина прогресс, в меньшей степени исторический оптимизм, в большей степени построение антиутопии, весьма пессимистического звучания, за этим различием скрывается перестройка оснований техногенной цивилизации, ее вхождение в новую фазу, кто говорит что это новая фаза, кто говорит что это новая цивилизация– информационное или постиндустриальное общество, но то что крупнейший цивилизационный сдвиг это очевидно, и этот сдвиг в нашем восприятии предстает в виде кризиса, кризис не как упадок, распад, кризис как перестройка оснований, ориентиров, это прежде всего духовный кризис, антропологический кризис, социальный кризис. В конце XX о кризисе мы знаем отовсюду – пресса, телевидение, значит цивилизация свой геном свои программы деятельности вынуждена перестраивать, иначе кризис экологический, иначе деградация, иначе гибель. Это мироощущение отличается от мироощущения в XVIII в и в начале XIX в.

4. Если это и разные явления, то все равно есть общность. Общность в выполнении своей основной функции, своего основного предназначения – рефлексии над основаниями культуры, и оценивая эти основания, рисует картины возможных миров, т.е. философия осмысливает бытие, узнает она о нем из науки, из мира искусства, из всех фрагментов духовной жизни общества, она их переосмысливает и продуцирует возможные варианты развития. Пример: современная постмодернистская философия рисует картину мира в этой картине мы видим истоки того, что уже есть, на основе этого вырастает мир – хаос, мир-калейдоскоп, мир, в котором господствует случай, мир, в котором нет никакой закономерности, эти мотивы из реальности, в которой живет современный человек и современное общество, далее в этом мире нет никакого прогресса, нет никакого направленного изменения, образ – ризома: движение во все стороны сразу, движение нелинейное, человек понимается, как номад-кочевник, в мире формаций, виртуальном пространстве, в коммуникациях (Интернете), отсюда человек это номад испытывающих эйфорию в коммуникациях. Это образ не воплощенный целиком и полностью, где больше, где меньше, в нашем обществе еще нет, на Западе в большей степени, и когда фил. предъявляет такой образ обществу, это зеркало, в которой общество может посмотреться, нравится – прекрасно, движемся в том же направлении, не нравится, значит надо что-то делать, постмодернистская философия не учит как надо поступать, она говорит, как меняется мир, и в этом ее заслуга, она полна критицизма, она этот мир очень критически представляет в своих теоретических построениях. Так вот основная функция философии именно в этом, посмотреть на мир, мир природы, мир об-ва, мир человека, увидеть в нем зародыши этого будущего. Философия всегда плюралистична.

Еще разок. Философию классическую и постклассическую объединяет рефлексия над миром полученной информации, в основании культуры, она все время работает с базисными понятиями культуры: человек, общество, благо, свобода, субъект познания, объект познания – это базисные понятия культуры, они еще называются универсалии культуры, основополагающие сквозь призму которых мы воспринимаем мир, и философия все время к ним возвращается, критически переосмысливает содержание, это ее всегда объединяет в разных версиях.

5. Классика базируется на противопоставлении человека внешнему миру, отправная точка – ОВФ, постклассика – проблема сама по себе соотнесение с классическим наследием и понимание своего предназначения – основания для выделения, т.е. не основной вопрос философии а другие параметры, если мы отталкиваемся от этих параметров, то круг вопросов, соотнесение с классикой, что принимаем, что отталкиваем, понимание предназначения, тогда 3 основные стратегии, характеристики стратегий по заданным параметрам

У классики свои стратегии развития, у постклассики свои. Они не могут быть общими, потому что принципиально отличаются друг от друга. Классика – основные стратегии:

Отправная точка классической философииОсновной Вопрос Философии – это отношение человеческого сознания к внешнему миру, человек – мир. Человека от всего мира отличает наличие внутреннего мира, сознания. Тогда ОВФ – это отношение сознания к внешнему (почему-то материальному, ну может быть для классической философии только к материальному), и тогда решения основного вопроса философии и задает стратегии. Первая сторона ОВФ – что первично материя или сознание, вторая сторона – познаваем ли окружающий мир, это и есть стратегии, в решении этого вопроса.

И возникают линии материализма и идеализма, они объединены общим подходом. Для материализма первичен мир вне человеческого сознания, сознание человека и надындивидуальное сознание производно. Общая стратегия идеализма: что бы не рассматривали, начиная Платоном и заканчивая Гегелем, первичным является духовное начало, тут вариации – объективный идеализм, субъективный идеализм, личностное сознание, связанное с самим человеком или надличностное сознание.

Следующий вопрос и стратегии постижения мира – познаваем ли мир. Мир в принципе познаваем, нет ничего в природе мира и человека что бы запрещало процесс познания, гносеологический оптимизм – мир в принципе познаваем, как сразу или по частям, хорошо или плохо, с успехом или нет не имеет значения, тезис сводится только к следующему – в природе мира и человека нет запретов на познание. Мир для человека открыт. Вторая версия Агностицизм – в разных своих вариациях, основной тезис: знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные, они для человека в глубинных своих основаниях не познаваемы.

Эта схема дополняется методом, основные методы классической философии: диалектический и метафизический методы. (ОВФ какова природа мира, Методы – как мы осваиваем в мышлении). Как мы этот мир осваиваем: Диалектика – ее основные ориентиры, пронизывающие собой всю историю начиная на площади небольшого городка-говударства вплоть до Гегеля.

Два основных принципа отличия от метафизики (диалектика не сводится только к ним просто это отличия) – принцип всеобщей связи явлений, принцип развития. При рассмотрении объекта диалектика говорит надо рассматривать связи с другими объектами в процессе развития. В метафизике нет названий у этих принципов, но понятно: что любой предмет надо рассматривать в изоляции от других объектов, вне процесса развития. Метафизический метод рождается в естествознании нового времени (странно, а я думал во времена Зенона), наука в этот период развития не изучает. В XVII-XVIIIв более всего развиты такие отрасли знания: классическая механика (изучает перемещение, но не развитие), биология(гербарии она собой представляет), геология (коллекции минералов). Наука начинает осваивать развитие и связь в природе – тепловые и механические явления – начало XIXв, электрические – в 20-30 г XIX в (Фарадей, Эрстед). И тогда метафизика отходит на второй план, но сохраняется, как ориентация в классической философии.

Совместим Метафизику и Диалектику, совместим эти две градации и построим еще более детальную схему основных стратегий. Материализм может сочетаться и с диалектикой и с метафизикой, идеализм и объективность, и субъективность – с м. и д., приведем теперь примеры: материалистическая диалектика – марксизм, метафизический материализм – весь материализм до Маркса (французы XVIII в, еще раньше Спиноза). Еще есть дуализм, который мы опустили потому что это не самостоятельная позиция. Дальше идеализм в сочетании с диалектикой – объективный идеализм и диал. – Гегель, объективный идеализм и метафизика – САМИМ НАЙТИ, субъективный идеализм и диал. – можно и Канта, но он не уложится, он и агностицизм, и гораздо сложнее, скорее Фихте, субъективный идеализм и метафизика – Беркли. Вся эта развертка – основные стратегии развития философии. Методологический оптимизм, пессимизм и агностицизм вообще говоря с этим совмещается весьма произвольным образом, не будем усложнять картину. Только обратим внимание для материализма возможна одна версия – оптимизма гносеологического, потому что любой агностицизм полагает что в мире есть нечто таинственное, не постижимое, а значит сверхъестественное (почему она так решила?), а материализм изначально отвергает все сверхъестественное. Т.е. в материализме принципиально все познаваемо, а в агностицизме есть что-то ограничивающее познание. Для идеализма – для объективного тоже оптимизм, а для субъективного ближе агностицизм, Но, классический пример, Гегель построил свою теорию познания. Вот это (еще раз) основные стратегии познания.

Постклассическая философия – предыдущая градация не подходит, тут проблемное единство и способ решения этих проблем. И тогда, вот этот период вторая половина XIX в это переходный период в постклассической философии, основные, зримые стратегии обозначаются вначале XX столетия. И к числу этих основных стратегий относятся: социально-критическая (исторически первая), аналитическая стратегия, экзистенциально-феноменологическая стратегия (от слова экзистенция). Каждая из этих стратегий из основного проблемного поля классики выбирает свою тему, при этом отказывается от каких-то стилистических особенностей классической философии, и по своему понимает свое собственное предназначение. По этим трем параметрам их можно отличить, отделить, т.е. не по решению ОВФ нет, основание для структурирования другое: какую проблему берем в качестве центральной, от какого наследия классики отказываемся, и как для себя понимаем свое предназначение.

Тогда берем по очереди в историческом плане, социально-критическая первая историческая версия Марксизм, проблематикаобщество, но в обществе самый важный вопрос генезис идеологии, проблема отчуждения, социализация в условиях репрессивных социальных прав, начиная с Марксизма, заканчивая современными версиями постмарксизма. Значит там идет Марксизм, Неомарксизм, Постмарксизм. Проблематика сквозная, отказываются в классике от: созерцательности. Как они понимают свое основное предназначение, свою основную функцию – содействие эмансипации человека, современная версия социально-критической стратегии сюда же попадает, например тот же феминизм, эмансипация всех видов угнетения по разным признакам, для Маркса это угнетение по социально-классовому признаку, а есть еще масса других видов угнетения человека, когда основания могут быть принадлежность к какому-либо этносу, к определенному полу, к определенному возрасту, к определенной сексуальной ориентации, таким образом, протест против угнетения по любому признаку и содействие эмансипации человека.

Вторая версия - Аналитическая, рождается в начале XXв: проблемное полеязыковая реальность, больше ничего, первоначально язык науки, потом язык обыденного общения. Сквозная традиция, в которой развивается философия науки – неопозитивизм, постпозитивизм, современная философия языка; от чего отказываются в классикеот рассмотрения проблемы субстанции мира, как устроен мир, в чем его первооснова, это задача науки, обращена только к языку, этот мир фиксирующий, описывающий, конструирующий, как угодно, в чем здесь задача, в прояснении языка, а следовательно, и мира, потому что классика целиком не отбрасывается и остается один из важнейших принципов классики, принцип тождества мышления и бытия, это все рождается в античности, мышление – бытие, мышление - язык, они тождественны в представлении античной культуры, этот термин античной культуры «ЛОГОС», отсюда и наука – логика, что такое логос – это путь по которому идет мир, это путь бытия, ЛОГОС – это закон нашего мышления, логика – наука о правильном мышлении, почему человек в состоянии силой мысли постичь мир, потому что они тождественны – это один и тот же логос в различных вариациях, и в классической философии мышление и язык тождественны, поэтому и с помощью языковых конструкций развиваемых по законам логики он в состоянии познать мир, вот эта программа лежит в основе античной культуры и соответственно рождает науку, на Востоке совсем по-другому поэтому наука там не рождается. Так вот Аналитическая философия вот этот принцип тождества бытия и мышления не отбрасывает и мышление языка, итак получается как можно изменить мир, совершенствуя язык, а следовательно проясняя мир. Задача анализа и совершенствования языка, из этого, кстати говоря, выросла проблема построения искусственных языков науки, формализованных языков, правила построения этих языков, родилась современная математическая логика из этих языков.

Экзистенциально-феноменологическая стратегия обращена к индивидуальному человеку, ее не интересует языковая реальность, ее не интересует жизнь социума. Ее интересует человеческая индивидуальность, точка приложения ее усилий Человек в Мире, это единый смысловой комплекс. Человек всегда рассматривается погруженным в мир, нет человека вне мира, в противостоянии мира, поэтому основной вопрос в принципе снимается. Итак проблема человек в «жизненном мире», жизненный мир – это не вообще вселенная, а это мир в котором мы участвуем, мир нашей судьбы индивидуальной, мир нашего ближайшего, пропущенную через нашу субъективность окружение, у каждого из нас разный жизненный мир, хотя мы погружены в один и тот же универсум, живем в одной и той же вселенной, от чего отказываются в классике. Свою задачу видит в первую очередь в обретении подлинности существования в этом мире, человек в мире искорежен, ведет не подлинное существование по Ясперсу, а ему надо вернуть его человеческую природу, тоже гуманистическая очень ориентация, очень внимательное и бережное отношение к человеку, вернуть человеку аутентичность бытия. Речь идет прежде всего о протесте против тех стандартов и всего того что превращает человека в одномерное существо, то что его расплющивает и сводит все богатство человеческой природы к выполнению одной единственной социальной функции – в техногенном мире это придаток к средствам производства, прежде всего этим интересен человек, его телесность нам настолько не интересна что в этой культуре она нас вообще не табуирована, и все рассуждения о человеческой телесности пропущенные через сферу религиозной морали, это вообще аморально, и вообще то что у человека есть тело европейская культура заметила во второй половине XXв., а раньше это было разумное, действующее, активное, но бестелесное существо. Так вот экзистенциализм пытается вернуть в рассмотрение человеческую природу во всей ее полноте.

6. Эти исследовательские стратегии, чистые линии последовательные, наблюдаются в середине XX столетия, они обособляются, они развиваются, а к концу столетия в культуре, в науке, кстати и в философии появляется междисциплинарный синтез, и возникает философия, так называемые гибридные образования. Тенденции к синтезу усиливаются, наука, например, начинает осваивать комплексные проблемы, за которыми скрываются сложные объекты, в рассмотрении этих объектов участвуют казалось бы отдаленные области знания, очевидно, на примере наших естественнонаучных дисциплин, более того в системе научного знания появляется, например психолингвистика, такое совершенно экзотическое знание, то же самое социальная психология, представляет собой взаимодействие разных потоков и традиций в освоении мира, то же самое и в философии появляются гибридные образования, в частности герменевтика – масса влияний, с одной стороны это философия языка, аналитическая традиция, с другой стороны это экзистенциализм, интерес к человеку, проблемам понимания человека.

Исследовательская стратегия – метафорическое выражение, в философию пришедшее из философии науки, там И.С. – совокупность научных теорий, обладающие общностью проблематики и стилевых особенностей, стилей научного мышления. Классическая механика – И.С., она представлена разными концепциями. Или теория эволюции, тоже И.С., существует несколько теорий (или областей применения, допустим генетические алгоритмы в программировании, или эволюция общества) – объединяет проблематика и стиль решения проблемы. Стиль мышления – это не только набор методов, это нормативы построения теории, обоснование доказательства, объяснения и описания. Но в принципе стилевые особенности – это особенности методов. Так вот в философии науки исследовательская программа – это совокупность концепций объединенных проблематикой и способом решения поставленной проблемы. Философия применяет этот термин для того чтобы показать некое общее единство, традиционность потоков знаний, переплетающихся между собой в общем массиве, т.е. мы идем по пути структурирования философского знания и выделяем в нем некие направления развития объединенные проблематикой и стилевыми особенностями. Пример Онтология – это не исследовательская стратегия, это проблематика. Онтология есть в античности, в новое время – это разные исследовательские стратегии. Исследовательская стратегия – это некая общность, объединенная предметным полем и стилем (способом) решения поставленных вопросов. Пример из физики – релятивистская теория – тоже исследовательская программа.


1. Философия – феномен в культуре человеческого общества, особая область знания, философия это знание, которое, будучи фрагментом духовной культуры общества (которое нацелено на освоение системы ЧЕЛОВЕК-МИР) претендует на выявление глубинных принципов бытия человека и мира, и связей в системе человек-мир.

2. Как явление духовной жизни общества это очень сложное системное образование, которое можно характеризовать с разных сторон, вот отсюда эта многомерность, с одной стороны мы все не охватим, в разных ракурсах, в разных плоскостях можно характеризовать этот феномен. Например, философию можно характеризовать: в историческом срезе можно говорить о классической и о постклассической философии, сквозь срез стратегий развития классики и постклассики.

3. Многомерность философии - это ее разные функции: мировоззренческая, методологическая, социально-критическая (каждая из них подразделяется в разных вариациях, например, методологическая: с одной стороны это аккумуляция знаний и построение на основании ее научной картины мира, с другой стороны это выработка основополагающих принципов, воплощающихся в развитии естествознания определенного исторического периода, в-третьих, это разработка категориального логического аппарата, прояснение этого аппарата).

4. Меняется проблематика, во-первых, смещаются акценты, более того проблемные поля преумножаются. Новые актуальные проблемы – проблемы коэволюции природы и человека, проблемы, связанные со становлением и развитием информационного общества, проблемы связанные с информационной компьютерной революцией, целый ряд новых морально-этических проблем, не только автоназии, все биотехнологии туда же относятся, еще проблемы цивилизационного развития, различных типов цивилизационной динамики. Все большее и большее значение в нашей жизни занимает виртуальная реальность, возникает так называемая виртуалистика, раньше в виртуальной реальности было только человеческое сознание, теперь эта виртуальная реальность в качестве своего субстрата избирает не человеческие системы. Наука играет все большую роль, отсюда философия науки, философия техники развивается, проблематика – наука как способ постижения мира, структура научного знания, методы научного познания, социодинамика науки, специфика научного описания, структура научной теории, проблемы научного сообщества, все что связано с наукой как знанием, деятельностью и социальным институтом.

Социальный статус в современном мире – не такой как раньше, потому что общество меняется. На этапе классической философии – западноевропейская философия выступала вот этим «обоснованием» проекта просвещения, она несла с собой мысль о возможности познания мира и преобразования на разумных началах, она обосновывала эту возможность, исследуя природу и самого человека и обосновывала этот тезис, который сквозным образом проходит через всю культуру техногенного общества вплоть до XXв, «Мы мир познаем и в состоянии его разумно преобразовать»– Огюст Конт, основатель позитивизма. В 20г XIXв появляется социальная физика, где отношения между людьми уподобляются отношениями в системе материальных точек, там точно так же действуют приложенные силы, результат. Дальше, что происходит с самим обществом? Проект просвещения не приносит желаемых результатов и все больше обнаруживает издержки: природу загрязнили, изуродовали, климат изменили. В XXв осуществили геноцид по разному принципу, и разрушительные войны продолжаются не смотря на то, что они носят локальный характер, они настолько существенны, что некоторые из них называют уже разворачивающееся 3-ей мировой войной. Человек стал массовым человеком, одномерным, процесс глобализации приводит к постепенному уничтожению этнических образований, культур. Существуют и многие другие издержки научно-технического прогресса и развития техногенной цивилизации. Проект просвещения с одной стороны очень хорошо воплощен, а с другой стороны эти надежды целиком и полностью не оправдались. В таких случаях сразу начинают искать виновного, философия не выполнила своего предназначения, философия не оправдала надежд, философия превращается в литературное творчество, в словесные игры и не более того. Все это привело к кризису, который переживает не только современная философия, но и вся духовная жизнь общества, все культурные программы. Мы находимся на точке бифуркации, перестраивается и должен перестроиться геном цивилизации, даже затрагивается незыблемое, святое – наука, Наука виновата, наука зло, науку надо изменить, в лучшем случае придать ей гуманистическую окраску, а вообще сильны антисциентистские настроения в разных версиях, вплоть до появления псевдонауки, отрицания роли и значимости науки в современном мире. И в этих условиях табу с философии не снимается, он по-разному оценивается, ее предназначение по прежнему остались практически теми же, но они разные на разных этапах развития. Например, в XVIII в осуществлялось освобождение от религиозных пут, вот эта задача которая осуществлялась Французским просвещением, основная функция была – мировоззренческая. В современных условиях, когда обществом переживается крупнейший цивилизационный сдвиг основная функция – социально-критическая: анализ наличного состояния человеческого общества, и человека в этом мире, не только в социальной среде; попытка прогнозировать, предвидеть, нарисовать возможные версии дальнейшего развития. Отсюда в современной философии эти исследования получают приоритетное значение, то, что называется глобалистикой в частности, поскольку мы стоим в истоках формирования нового типа цивилизационного развития. Это в данном случае перестройки оснований нашей цивилизации, и в зависимости от того, как выражался Тойнби «Как интеллектуальная элита сможет ответить на этот вызов» с большой буквы, от этого зависит не только благополучие отдельных государств, отдельных цивилизаций, от этого зависит существование современного человеческого общества, угрозы становятся достаточно весомыми. Вот современная глобалистика, кстати, говорит о том, что если человек жил в мире опасностей (со стороны природы), то сегодня человек живет в мире риска, риск связан с теми условиями которые мы создали сами, опасность исходит не извне, она исходит из нас самих. Вот вызов, с которым сталкивается человеческое общество, он и описывается в современной культуре, кстати, не только в философии, но и в религии. Идет увлечение заинтересованности ортодоксальными, восточными религиями – это поиск новых оснований для будущего цивилизационного развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.