Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира




Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии.

Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел Х. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как науку о бытии вообще. Наряду с онтологией в метафизику Х. Вольфа включались рациональная теология («откровенное» знание о Боге, доказательство Его бытия и бессмертия души), рациональная космология как знание о происхождении мира, рациональная психология (изучение «метафизической природы» души).

Онтология – учение о бытии. В классической традиции – учение о бытии как таковом, выступающее, наряду с гносеологией, антроплогией и т.д., базовым компонентом философской системы; в современной неклассической традиции – интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом (онтология человека, онтология природы, онтология сознания и т.д.). «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.

О соотношении натурфилософии, метафизики и онтологии.

Исторически первоначальной предметной областью познания, в том числе и для философии, являлась именно природа. Умозрительное философское истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, носит название натурфилософии (лат. natura –природа). Она возникла как исходная форма философских представлений о мире и наиболее значительную роль играла в древности. Умозрительный характер натурфилософии вплоть до Нового времени, делал метафизику ядром философии.

Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В книге «Метафизика» Аристотель пишет о том, что «есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части…»[1]. Такой наукой у Аристотеля и является первая философия, т.к. в ее задачи входит поиск начал и высших причин по ту сторону физической реальности, в отличие от науки о подвижных структурах природы, названной им физикой или второй философией. С I в. до н.э. синонимом «первой философии» становится метафизика. Поэтому в истории философии термин метафизика часто употребляется как синоним философии.

В период своего формирования метафизика (тогда это практически вся философия) отождествлялась с учением о бытии, получившем в XVII в. название онтология, т. к. их предметы совпадали в силу фундаментальности вопросов о том, что такое мир? в чем смысл его бытия? что такое сущее? какова его природа? Можно сказать, что в классической философии онтология, как правило, содержательно совпадает с метафизикой.

Таким образом, если посмотреть на развитие классической философии со стороны, онтологических знаний, то в эволюции классической онтологии могут быть выделены два направления.

1. Онтология развивается как метафизика и представляет собой развивающуюся трансцендентальную философию: Бытие элеатов, платоновская концепция идей – образцов реальных вещей, схоластический реализм в средневековой философии, трактовка бытия как этапа развития Абсолютной идеи у Гегеля.

2. Онтология как философия природы (натурфилософия): учения о стихиях у ранних греков, установка на внетрансцендентальное постижение бытия в средневековом номинализме, натурализм философии Возрождения, философия природы Нового времени, тесно связанная с естествознанием.

В рамках классической философии переломной точкой развития онтологии была философия Канта. «Критическая философия» Канта дала новое понимание бытия, которое не могло быть познано, обнаружено вне соответствующих познавательных форм – априорных форм мышления. Согласно И. Канту, предмет познания находится не в бытии, а в понятиях и определениях и, таким образом, любое стремление построить только объективную онтологию является догматическим. В результате онтология, не уделявшая должного внимания субъективности, уступает место новой, гносеологически связывающей вопросы о бытии с разрешением проблем познания. Иначе говоря, Кант показал невозможность постановки онтологической проблемы без учета познавательных, мыслительных форм, в которых оно артикулируется (оформляется, предстает перед нами, обнаруживается, познается).

Это приводит к стиранию границ между учениями о бытии и познании, а разделение проблем на онтологические и теоретико-познавательные приобретает достаточно условный характер. Вся предшествующая онтология оценивается Кантом как «догматизм» онтологизации мыслительных конструкций природы. Именно Кант положил начало «кризису онтологии» (а, значит, и классической метафизики) в 19 веке.

Уже в неклассической философии кантовский антионтологизм был развит в позитивизме, который оценивал любое суждение метафизического характера как бессодержательное и не подлежащее верификации. Сохраняя свою семантику как учения о бытии, онтология оказывается плюральным учением с точки зрения содержания. В 19-20 в.в. в качестве онтологических объектов предстают психологические, логические, языковые и др. Эта ситуация характеризуется как принцип онтологической относительности (Куайн).


Радикально новый поворот в интерпретации бытия связан с неклассической философией ХХ века, сосредоточившей свой интерес на проблеме человека («антропологический поворот» в неклассической философии). Ушедшие было на задний план онтологические проблемы, актуализировал Хайдеггер, поскольку с его точки зрения, именно вопрос о бытии делает сознание индивида целостным, он центрирует сознание. Бытие констатируется Хайдеггером как человеческое бытие. Он разделяет бытие и существование: человек у него - «Пастух бытия», единственный, кто может осознать его, «услышать» его, «сказать» его и в этом его предназначение, оправдание существования, его отличие от животного.

Проблему бытия и существования человека продолжает экзистенциализм. В экзистенциализме бытие, с одной стороны, понимается как сфера человеческой заброшенности, с другой – как бытие человеческой экзистенции. Способы бытия-человека-в-мире (в боге, в свободе, в творчестве, в подлинности и неподлинности и т.д.) становятся центром онтологии.

Современная онтология сосредотачивает свое внимание на бытии человека в универсуме и исходит из следующих положений:


§ человеческое бытие как человеческая субъективность и сознание не выводимы в своей специфичности из законов мира и не могут быть поняты как часть мира, объясняемая этим же миром;

§ само сознание рассматривается как особый регион бытия, отличный от других объектов универсума, ибо оно не просто есть, а существует как проект и открывает самого себя в мире;

§ понимание человеческого бытия есть одно из его конституирующих моментов: человек, говорит М. Шелер, всегда стремится прорвать пределы своего здесь-и-теперь-так-бытия, в том числе и наличную действительность собственного Я.

Таким образом, если для классической философии интерес аккумулировался преимущественно в плоскости философского изучения природы и соответствующих ей форм бытия и их познания, то в постклассической философии в качестве центральной философской проблемы выступает бытие человека и его духовного опыта. В XX веке эта проблема получает наиболее детальную разработку в эк­зистенциально-феноменологической философии, основной темой исследования которой является аналитика человеческого бытия.

 

Культура постмодерна основана на постструктуралистской трактовке реальности как текстовой реальности. Постмодернизм утверждает, что мир, представленный в его знаково-символической форме (как знание, как текст), не имеет соответствующего устойчивого онтологического соответствия (соответствия означающего и означаемого, знака и объекта). Именно поэтому отрицает возможность онтологии как таковой, а значит и самой философии («смерть философии»). Возможность бесконечных культурных интерпретаций знака растворяет объект как качественную определенность, ведет к его «смерти», кончине. Например, яйцо в различных культурных средах может выступать в качестве символа жизни, Брахмы, Пан-гу, Солнца, земли и неба, зла, брака, змеи, фаллоса и т.д. Принятие тех или иных значений задает принадлежность человека к определенной культурной традиции и делает соответствующий объект значимым только для него. Не существует никаких однозначных, устойчивых идентичностей.

В этом контексте все предшествующие онтологии выступают как результат мыслительных объективаций, характеризующих конкретные культуры, своеобразные культурные «метанаррации» (большие рассказы), по Лиотару. Постмодерн противопоставляет классической онтологии программный плюрализм дискурсивных, культурных практик.

К числу основных проявлений (форм) бытия относятся природная, социальная и духовная реальность. Современная философия испытывает особый интерес к загадке человеческого бытия.

Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях монизма, дуализма и плюрализма. Монистическая традиция утверждает единственное начало бытия – материальное или идеальное. Дуалистическая позиция связана с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. В рамках плюралистиче­ского подхода признается существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия.


И философия, и наука нацелены на изучение мира природы, и совместно делается попытка дать картину этой реальности. Современная научная картина мира представляет некую модель универсума. Универсум с такими понятиями, как природа, объективная реальность.

Что входит в научную картину мира, какова ее структура?

В системе современных представлений о действительности особая роль принадлежит научной картине мира. Картину мира нам также рисуют и другие формы познания: религия, искусство, мифология. Эти картины мира в современной культуре стремительно уступают место научной картине мира. Это связано со спецификой развития современной цивилизации, где наука выполняет главенствующую роль.

Научная картина мира создается совместными усилиями науки и философии. Ту картину, которую дает только наука, надо вписать в культуру. Философская составляющая вписывает эти знания в культуру. Научная картина мира претендует на моделирование Универсума. Универсум – это мир природы, пропущенный сквозь сферу философского и научного познания. Научная картина мира занимает пограничное место между массивами философского знания и научного знания. В структуру научной картины мира всегда входят представления о природе материальных объектов, о характере взаимодействия, о пространственно-временном континууме, о характере причинно-следственных связей. Классическая наука: неделимая вещь (структуры нет) под воздействием внешней силы в некоторой системе координат претерпевает изменение, описывающееся однозначными законами динамического типа. Квантовая механика: однозначной детерминации нет, вместо этого вероятностная причинность, скорость взаимодействия ограничена.

Научная картина мира являет собой сложное структурированное образование. Важнейший блок ее связан с пониманием структурной организации материального мира. Нужно ввести понятия: система, элемент, структура. Классическая научная картина мира в начале 20 в. не могла объяснить многие эмпирические вещи. Поэтому родилась квантово-релятивистская картина мира.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.