Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы и расходы




Государственный бюджет является главным, центральным звеном в

финансовой системе каждого государства. Он представляет собой

экономическую, финансовую категорию, которая не меняет своих

внутренних свойств независимо от государственного устройства,

уровня экономического развития государства и его типа.

 

Государственный бюджет представляет финансовые (экономические) отно-

шения по перераспределению национального дохода страны и час-

ти ее национального богатства, в процессе которых формируются

финансовые ресурсы государства, необходимые ему для выполне-

ния своих функций, и используются в соответствии с проводимой

социально-экономической и финансовой политикой, обеспечивая

государственное финансирование решаемых страной задач.

 

Государственный бюджет — основной финансовый план любой

страны. Он объединяет финансовые ресурсы, которые формируются

в ходе финансовых отношений государства со всеми звеньями фи-

нансовой системы. С помощью государственного бюджета в разных

странах перераспределяется от 40% до 3/4 их национального дохода.

Государственный бюджет является основным механизмом перерас-

пределения финансовых средств страны, мобилизует их в самый

крупный централизованный денежный фонд и направляет на удов-

летворение общегосударственных потребностей, активно влияет на

общественное воспроизводство, обеспечивает финансирование со-

циально-экономического развития страны.

 

Особая роль государственного бюджета в жизни общества ведет

к особому вниманию со стороны правительства страны. Государст-

венный бюджет как главный финансовый план страны угверждает-

ся высшим законодательным органом — парламентом и является

обязательным для исполнения всеми участниками бюджетного про-

цесса по доходам и расходам.

 

Доходы и расходы государственного бюджета — это две взаимо-

связанные и взаимозависимые части. В государственном бюджете

сосредоточиваются самые крупные доходы. Расходы отражают ис-

пользование аккумулированных в бюджете ресурсов по наиболее

важным общегосударственным политическим и социально-

экономическим направлениям.

 

Доходы и основные налоги Состав и структура доходов государст-

венного бюджета зависят от методов аккумуляции средств, приме-

няемых каждой страной в конкретном периоде. Органы государст-

венной власти для формирования доходов бюджета используют че-

тыре механизма — налоговый, неналоговый, госкредитный и эмис-

сии, которые перераспределяют национальный доход от экономи-

ческих субъектов в доход государства.

Основным инструментом перераспределения являются налоги.

Они обеспечивают 70—90%, а иногда и более общей суммы доходов

бюджета. В государствах с федеративным устройством доля налогов

в бюджетах членов федерации и местных бюджетах существенно

меньше и составляет примерно половину.

Все доходы делятся на закрепленные и регулирующие. За госу-

дарственным бюджетом закрепляются главные налоги. По объекту

обложения выделяют пять основных групп налогов:

(1) имущественные;

(2) рентного характера (ресурсные);

(3) взимаемые с оборота или выручки с продаж;

(4) налоги на потребление;

(5) налоги на прибыль (доход) или капитал.

В странах с развитой рыночной экономикой к главным отно-

сятся: налог на прибыль корпораций, подоходный налог с физиче-

ских лиц, косвенные налоги — акцизы и НДС, таможенные по-

шлины. В одних странах R ~г"пдах центральных бюджетов преобла-

дают прямые налоги, в угих — косвенные. Так, во Франции, Ве-

ликобритании, Италии основными государственными налогами яв-

ляются косвенные.

В странах с федеративным устройством структура налоговых до-

ходов бюджетов членов федерации разнообразна. В бюджетах шта-

тов США значительное место занимают акцизы, налог с продаж

(косвенные налоги). В ФРГ главными налогами в бюджетах земель

являются отчисления от подоходного налога, налога на прибыль

(прямые налоги) и НДС.

Доходы местных бюджетов в основном формируются за счет по-

земельного, промыслового, подомового налогов, относящихся к

поимущественным прямым налогам. Налоги, поступающие в бюд-

жеты членов федерации и местных органов власти, считаются мест-

ными.

Практически во всех странах широко распространены имущест-

венные налоги, к которым относится также налог на имущество и

дарения, с довольно высокими ставкам. Его максимальный размер

может достигать 50% (США), 60% (Швеция), но во всех странах он__

имеет необлагаемый минимум или пониженную ставку для опреде-

ленной части стоимости наследуемого имущества. Затем применя-

ется основная ставка. Действует система налоговых льгот и скидок,

составляющая от 20 до 80% суммы налога. Такая система применя-

ется в Великобритании. В Италии налог на наследство и дарения

состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одновре-

менно. Сначала применяется налогооблагаемый минимум, после

него действует прогрессивная шкала. Порядок взимания зависит от

степени родства, состояния здоровья, трудоспособности и возраста

наследников.

Рентные, или ресурсные, налоги взимаются с предприятий до-

бывающих отраслей промышленности и по экономическому содер-

жанию представляют собой плату за добычу и использование при-

родных ресурсов. Они оказывают тройное воздействие на процесс

производства — фискальное, регулирующее и экологическое — и

предназначены для ограничения потребления природных ресурсов,

охраны окружающей среды.

Основным является налог на прибыль корпорации. По данному

налогу значительно расширяются налоговые льготы для монополи-

стических объединений, и его доля в доходах государственных бюд-

жетов развитых стран резко сократилась. Ставки налога на прибыль

корпораций отличаются по отдельным странам и составляют

30—50%. При подсчете облагаемой прибыли из валового дохода вы-

читаются обычные и производственные затраты, а также представи-

тельские расходы, расходы развлекательного направления для со-

трудников компании, расходы на периодическую консультацию по

финансовым вопросам компании, убытки коммерческого и неком-

мерческого характера и большинство затрат по научно-исследо-

вательским работам. Во всех развитых странах явно видна тенден-

ция стимулирования предпринимательской деятельности, для чего

используются такие методы, как понижение ставок налогов, при-

менение ускоренной амортизации, инвестиционных налоговых кре-

дитов, что значительно снижает уровень обложения. Характерным

является низкая доля (до 10%) этого налога в налоговых доходах

бюджета.

Наиболее распространенным налогом, дающим основной доход

при формировании государственных бюджетов, является подоходный

налог. Во всех странах, кроме Великобритании, его исчисляют у

источника выплат по прогрессивной ставке. В конце года его раз-

мер уточняется на основе налоговых деклараций. Широко приме-

няются необлагаемые минимумы, социальные и профессиональные

23. Финансы экономически развитых стран 647

вычеты. В разных странах применяются свои шкалы прогрессии.

Самые большие колебания во Франции: 10—56,8%.

Группа косвенных налогов включает НДС, акцизы, налоги с про-

даж и таможенные пошлины1. Преимущества механизма их взима-

ния привели к их высокой доходности, в результате чего они стали

вытеснять прямые налоги. При этом НДС стал ведущим налогом в

странах Евросоюза. Механизм его взимания унифицирован: охва-

тывает торговлю, промышленность и сферу услуг с правом стран

исключать из сферы применения отдельные отрасли. Применяются

как стандартные ставки (в Германии, Испании, Люксембурге —

15—16%; в Дании, Швеции — до 25%), так и пониженные на от-

дельные товары и услуги, к которым относятся продовольственные

и медицинские товары и медицинское оборудование, поставки при-

родного газа и электроэнергии и др.

На высокорентабельные товары и услуги во всех странах мира

устанавливаются монопольно высокие цены, что позволяет государ-

ству изымать в доход бюджета часть сверхприбыли, получаемой

производителями. Акцизы носят фискальный характер и во всех

странах применяются в двух целях: (1) для увеличения доходов

бюджета путем повышения ставок и (2) регулирования процесса

воспроизводства путем расширения сферы применения. Каждая

страна имеет свой набор товаров и услуг, подлежащих акцизному

обложению, но типичными являются алкогольная и табачная про-

дукция, ювелирные изделия и автомобили, нефтепродукты, игровой

бизнес и услуги сферы культуры, транспорт. Так, в США акцизами

облагаются воздушные перевозки и услуги дорог, во Франции кро-

ме стандартного набора подакцизными являются сахар, кондитер-

ские изделия, спички, зажигалки, летательные аппараты, в Герма-

нии — кофе и страховые сделки, в Италии — строй материалы и

бананы, в Греции — некоторые виды сельхозпродукции, в Японии —

проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих

источниках.

Налоги с продаж как основной вид косвенных налогов приме-

няются в отдельных странах (США, Канаде) и формируют феде-

ральные бюджеты и бюджеты штатов, Они могут использоваться в

качестве муниципальных сборов.

В теории налогов таможенные пошлины относят к группе кос-

венных налогов и применяют как инструмент государственного ре-

гулирования внешней торговли. Однако пошлинами являются обя-

зательные денежные платежи, уплачиваемые при совершении юри-

дически значимых действий — государственных услуг. Таможенная

пошлина взимается при пересечении товарами таможенной грани-

цы государства. Таможенные органы как представители исполни-

тельных органов государственной власти при соответствующем

оформлении в соответствии с таможенным законодательством дают

разрешение на провоз товаров через границу, что выглядит как ус-

луга со стороны государства. Вместе с тем, таможенные пошлины

имеют главное назначение. С их помощью государства регулируют

товаропотоки между странами. Товары, производство которых в

стране обходится дешевле и производится в избытке, свободно пе-

ресекают границу. Продавая их за рубежом по более высоким ми-

ровым ценам, государство получает дополнительный доход, кото-

рый поступает в госбюджет, увеличивая валовой общий продукт

страны, а именно — доходы от экспорта. Кроме того, если товаров,

материалов, сырья в стране не хватает или нет вовсе, а также про-

изводство их значительно дороже или невозможно, т.е. менее вы-

годно внутри страны или нецелесообразно, разрешается их свобод-

ный ввоз в страну, так как они способствуют развитию националь-

ной экономики. И наоборот, если товаров, материалов, сырья в

стране не хватает, то вывоз ограничивается высокими таможенны-

ми пошлинами. Аналогично, когда национальный рынок наполнен

отечественными товарами мирового уровня или производство кото-

рых только осваивается в стране, устанавливаются высокие тамо-

женные пошлины на импортируемые товары с целью поддержки

отечественных производителей в борьбе с иностранными конкурен-

тами. В этом случае государство гоже получает дополнительный

доход, выравнивая условия конкурентного производства. Для разви-

тых стран, имеющих высокий уровень производства и перенасы-

щенный национальный рынок, характерно отсутствие таможенных

пошлин на большинство экспортируемых и импортируемых товаров

и услуг с высокими ставками на отдельные виды. В результате в

общем объеме доходов госбюджетов таможенные пошлины состав-

ляют небольшую долю — 1—4%.

В зависимости от организации бюджетного устройства государ-

ства налоги классифицируются на федеральные, региональные и

местные. Для стран с федеративным устройством характерна боль-

шая доля местных налогов (в США — до 60%), для стран с унитар-

ным устройством характерна более высокая степень централизации

налогов в госбюджете. Так, в Японии на долю местных налогов

приходится 30%. Можно отметить большое разнообразие видов мест-

ных налогов (до 100 по всем странам): имущественный, поземель-

ный, подушный, промысловый, на автомобили, на профессию, с

наследства и дарений, налог с продаж, на зрелища, собак, вывоз

мусора и др., регистрационные и лицензионные сборы. Их доля в

доходах местных бюджетов по разным странам различна. Исключе-

нием является только Великобритания, у которой один местный

налог — имущественный. На его долю приходится 40% всех дохо-

дов местных бюджетов.

В условиях мировых интеграционных процессов на всех уровнях

хозяйствования развивается стремление унифицировать условия и

механизмы мирохозяйственных связей с целью обеспечить свобод-

ное движение товаров и капиталов через национальные границы.

Основным барьером для этих потоков являются национальные на-

логовые системы. Для устранения налоговых ограничений страны

заключают двусторонние соглашения, в которых вырабатывают об-

щие подходы в проведении международных операций, унификации

налоговых систем и налогового законодательства, избежании двой-

ного налогообложения международных потоков товаров и капита-

лов, поскольку оно является избыточным налогообложением и рез-

ко ущемляет интересы товаропроизводителей и государств, выхо-

дящих на международный рынок, препятствуя их экономическому

росту и ведя к дополнительному перераспределению национальных

доходов в пользу стран с более льготными системами налогообло-

жения.

Неналоговые доходы занимают гораздо меньшую часть в доходах

государственных бюджетов. В разных странах на их долю приходит-

ся от 30% до нескольких процентов. К ним относятся: доходы от

государственного имущества, доходы от внешнеэкономической дея-

тельности государства, лицензионные сборы, доходы от лотерей и

др. Доходы от государственного имущества включа'ют: доходы в ви-

де арендной платы за передаваемое в аренду государственное иму-

щество; дивиденды, получаемые по акциям, принадлежащим госу-

дарству; доходы от продажи земельных участков, облигаций.

Расходы Второй важнейшей частью государственного бюджета яв-

ляются расходы. С их помощью происходит дальнейшее перерас-

пределение мобилизованных в распоряжение государства централи-

зованных финансовых ресурсов. Государство, финансируя расходы,

использует их на проведение социально-экономической политики в

стране, вмешиваясь в хозяйственные процессы через финансовыймеханизм.

 

Расходы государственного бюджета имеют свою соци-

ально-экономическую сущность, которая выражается в том, что

расходы являются инструментом, с помощью которого государство

активно влияет на перераспределительные процессы, способствуя

развитию экономики, осуществляя ее структурное регулирование,

повышая конкурентоспособность экономики, стимулируя экспорт-

ное производство, решает социальные задачи, обеспечивая воспро-

изводство рабочей силы.

Структура расходов государственного бюджета зависит от уров-

ня социально-экономического развития страны, ее административ-

но-территориального устройства, конкретной ситуации в стране, ее

экономического потенциала, исторических и национальных тради-

ций, бюджетного механизма и проводимой правительством финан-

совой политики.

Все расходы классифицируются по различным признакам. Ос-

новными видами классификации являются:

(1) министириальная (ведомственная) — по министерствам и

внутри ведомства;

(2) предметная (отраслевая) — по отраслям хозяйства и управ-

ления;

(3) экономическая — по хозяйственным признакам или произ-

водственным элементам;

(4) смешанная _______(комбинированная) — сочетает ведомственные и'

предметные признаки.

В последнее время появились новые виды классификации —

целевая и по функциональным признакам. Целевая основывается на

распределении расходов по общенациональным, политическим,

экономическим и социальным целям (программам). В основе клас-

сификации по функциональным признакам — концепция государст-

венных финансов, распределяющая государственные ресурсы по

направлениям политики правительства на социальные расходы,

здравоохранение, обеспечение занятости, транспорт, связь, внут-

ренние дела, оборону.

В классификации по финансовым признакам расходы подразде-

ляются на безвозвратные, временные и условные. По политическим

признакам расходы делятся на нейтральные и активные.

В развитых странах наиболее часто применяется целевая клас-

сификация бюджетных расходов. В соответствии с ней все расходы

бюджета подразделяются на восемь основных групп: экономиче-

ские; финансирование социально-культурной сферы; содержание

правоохранительных органов, государственной власти и управле-

ния; финансирование науки; финансирование обороны; расходы по

23. Финансы экономически развитых стран 651

внешнеэкономической деятельности; расходы по обслуживанию

госдолга; создание резервных фондов.

В разных странах структура расходов бюджета отвечает их нацио-

нальным целям, приоритетам и решаемым государством задачам.

В современных условиях в многих странах государственные

бюджеты имеют хронический дефицит, поскольку расходы бюджета

превышают его доходы.' При этом в промышленно развитых странах

он постоянно увеличивается и составляет от 0,0 в Японии и Испа-

нии ло 13,5% в Финляндии. Это ведет росту государственного долга

и к росту его доли в ВВП. В некоторых странах она составляет от

40 до 70%. В отдельных промышленно развитых странах имеется

бюджетный профицит.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.