Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный внешний и внутренний долг




Российская Федерация как заемщик

Государственный долг Для покрытия бюджетного дефицита Россий-

ская Федерация длительный период времени была вынуждена при-

влекать заемные средства. В ст. 89 Бюджетного кодекса РФ государ-

ственные заимствования РФ определяются как займы и кредиты,

привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных го-

сударств, международных финансовых организаций, по которым

возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта

погашения займов (кредитов) другими заемщиками. В результате

заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг —- это долговые обязательства Правительст-

ва РФ перед физическими и юридическими лицами, иностран-

ными государствами, международными организациями и иными

субъектами международного права, включая обязательства по го-

сударственным гарантиям, предоставленным РФ (БК ст. 97).

Следует различать государственный и общегосударственный

долг. Более широкое понятие ≪общегосударственный долг≫ включает

задолженность не только Правительства РФ, но и органов управле-

ния низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служат все иму-

щество, составляющее государственную казну. Долговые обязатель-

ства РФ могут существовать в форме (ст. 98 БК РФ):

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени

РФ как заемщика с кредитными организациями, иностран-

ными государствами и международными финансовыми ор-

ганизациями;

• государственных займов, осуществляемых путем выпуска

ценных бумаг от имени РФ;

• договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и

бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджет-

ной системы РФ;

• договоров о предоставлении РФ государственных гарантий РФ;

• соглашений и договоров, в том числе международных, за-

ключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуриза-

ции долговых обязательств РФ прошлых лет.

На практике РФ привлекала заемные средства в основном дву-

мя путями: (1) размещением долговых ценных бумаг и (2) получе-

нием кредитов у специализированных финансово-кредитных ин-

ститутов. Порядок выпуска и размещения долговых ценных бумаг

регулируется Федеральным законом ≪Об особенностях эмиссии и

обращения государственных и муниципальных ценных бумаг* от

29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. В соответствии с этим Законом феде-

ральными государственными ценными бумагами признаются цен-

ные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и

вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по

долговым обязательствам национально-территориальных образова-

ний РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Форма долговых обязательств национально-государственных и ад-

министративно-территориальных образований РФ и условия их вы-

пуска определяются самостоятельно на местах.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БК

РФ делит их на две группы — внутренние и внешние, которые от-

личаются также видами заемных инструментов, условиями разме-

щения, составом кредиторов.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно высту-

пают физические и юридические лица, являющиеся резидентами

государства, хотя определенная их часть может приобретаться и

иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в на-

циональной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные

бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке.

Для дополнительного поощрения инвесторов используются различ-

ные налоговые льготы.

 

Государственные внутренние заимствования — это займы и кре-

диты, привлекаемые от физических и юридических лиц, ино-

странных государств, международных финансовых организаций,

по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщи-

ка или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщи-

ками, выраженные в валюте РФ (БК РФ, ст. 89).

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рын-

ках в валюте других государств. При размещении таких займов учи-

тываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

 

Государственные внешние заимствования РФ — это займы и кре-

диты, привлекаемые от физических и юридических лиц, ино-

странных государств, международных финансовых организаций,

по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика

или гаранта погашении займов (кредитов) другими заемщиками,

выраженные в иностранной валюте (БК РФ, ст. 89).

 

Внутренние займы Российской Федерации

 

В Законе о федеральном бюджете РФ на 2006 г. предельный

размер государственного внутреннего долга на 1 января 2007 г. ус-

тановлен в размере 1148,7 млрд руб.

Согласно ст. 98 БК РФ в объем государственного внутреннего

долга включаются:

• основная номинальная сумма долга по государственным

ценным бумагам;

• объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

• объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным

кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

• объем обязательств по государственным гарантиям, предос-

тавленным РФ.

Для финансирования дефицита федерального бюджета до сере-

дины 90-х годов использовались преимущественного кредиты ЦБРФ. В 1995 г. было принято решение о прекращении практики кре-

дитования Центробанком Правительства, и вся тяжесть покрытия

бюджетного дефицита была перенесена на финансовый рынок. Од-

нако уже в 1998 г. законодательные органы были вынуждена при-

нять решение о предоставлении кредитов ЦБ РФ на покрытие

бюджетного дефицита. В законах о федеральном бюджете на!999 г.

и на 2000 г. принимались аналогичные решения. В частности, За-

коном о федеральном бюджете на 2000 г. предусмотрено выделение

в целях покрытия внутригодовых разрывов между текущими дохо-

дами и расходами федерального бюджета разрешить ЦБ РФ приоб-

рести государственные ценные бумаги при их первичном размеще-

нии на сумму 30 млрд руб.

Рыночные ценные бумаги, выпушенные государством, образуют

рынок государственных ценных бумаг, который входит в состав фи-

нансового рынка. С помощью рынка государственных ценных бу-

маг обеспечивается реализация функций государственного кредита

как экономической категории, а именно:

• осуществляется заимствование временно свободных денеж-

ных средств юридических и физических лиц в целях финан-

сирования бюджетного дефицита;

• обеспечивается проведение денежно-кредитной политики

Центробанка;

• осуществляется регулирование ликвидности коммерческих

банков и финансовых институтов.

Классификация государственных ценных бумаг Выпущенные госу-

дарством ценные бумаги можно классифицировать по ряду призна-

ков.

(1) По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые

центральными и территориальными органами управления.

(2) По месту размещения — внутренние и внешние государст-

венные займы.

(3) Рыночные и нерыночные государственные заемные инстру-

менты. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они

являются основными при финансировании бюджетного дефицита.

Нерыночные облигации не могут свободно менять своих владель-

цев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и обычно

выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесто-

ров, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыноч-

ные государственные облигации выпускаются на Западе для моби-

лизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых

7. Государственный кредит 249

компаний, мелких инвесторов. В РФ последним признакам отвеча-

ют государственные сберегательные облигации.

(4) По сроку привлечения средств — краткосрочные (со сроком

погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет),

долгосрочные (от пяти лет и выше).

Краткосрочные займы используются для финансирования вре-

менных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расхо-

дов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное пра-

вительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти —

муниципальные. Б Италии казначейские векселя выпускаются сро-

ком на 3, 6, 12 месяцев; Японии — 60 дней; Великобритании — 91

день. Исключением является Германия, где казначейские векселя

выпускаются сроком до двух лет. В ряде стран для привлечения

средств на более длительный период используются казначейские

ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя.

В Италии они выпускаются со сроком погашения два-три года, в

США — от одного года до десяти лет. Привлечение средств на бо-

лее длительный период обычно осуществляется с помощью облига-

ций.

(5) По обеспеченности долговых обязательств — закладные и

беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным

залогом, например определенным имуществом. Такие облигации

наиболее часто выпускаются местными органами власти. Безза-

кладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обес-

печения служит все имущество государства или данного муниципа-

литета. Центральные органы управления обычно выпускают безза-

кладные облигации. Их надежность исключительно высока, и по-

этому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гаран-

тиях.

(6) По характеру выплачиваемого дохода — выигрышные, про-

центные и с нулевым купоном долговые обязательства. Выплата до-

хода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лоте-

реи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы

стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю слу-

чая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать

лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облига-

ции, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в

год на основе купонов. Большинство инвесторов отлают предпоч-

тение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют ку-

понов, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по

номиналу. Не имеют купонов и некоторые долгосрочные долговыеобязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой

основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются

со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облига-

ции получили название облигаций с нулевым купоном.

(7) По методу определения дохода — долговые обязательства го-

сударства с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фик-

сированная ставка по ценным бумагам является причиной роста

расходов государства на выплату процентов, в других случаях она

может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

(8) Обязательства с правом досрочного погашения и без права дос-

рочного погашения.

Эмитентом ценных бумаг от имени РФ выступает Минфин РФ.

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии

ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть вы-

ражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Согласно

ст. 98 Бюджетного кодекса РФ изменение условий выпущенного в

обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и

размера процентных платежей, срока обращения, не-допускается.

Отказ от использования средств ЦБ для финансирования дефи-

цита федерального бюджета РФ и ориентация на финансовый ры-

нок означали развитие рынка государственных ценных бумаг. В то

же время неуклонный рост дефицита бюджета, необходимость по-

гашения ранее выпущенных займов -за счет новых выпусков (рефи-

нансирование долга) вели к быстрому наращиванию этого сегмента

рынка ценных бумаг.

ГКО и ОФЗ Наибольший удельный вес в финансировании бюд-

жетного дефицита РФ до августа 1998 г. занимали ГКО и ОФЗ. Го-

сударственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) впервые

были выпущены в 1993 г. ГКО — краткосрочный заемный инстру-

мент. Первоначально они выпускались на три месяца, позднее ста-

ли выпускаться на шесть и двенадцать месяцев.

Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В це-

лях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номи-

налу. Погашение производится ЦБ РФ по номиналу. Таким обра-

зом, доход инвестора складывается за счет разницы между ценой

реализации (или ценой погашения) и ценой покупки. Основным

недостатком этих ценных бумаг был исключительно короткий пе-

риод их обращения — до одного года. Однако они сыграли исклю-

чительно важную роль в становлении отечественного рынка госу-

дарственных ценных бумаг.

Именно на базе ГКО проходил наладку весь механизм выпуска,

размещения, регулирования и погашения государственных ценных

бумаг, впервые создаваемый в России. ГКО стали тем инструмен-

том, на котором учились работать с ценными бумагами коммерче-

ские банки, население и другие инвесторы. Около пяти лет ГКО

обеспечивали финансирование дефицита федерального бюджета и

оставались основным заемным инструментом РФ на внутреннем

рынке.

В 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился еще

двумя облигациями — облигациями федерального займа с переменным

купоном (ОФЗ) (несколько позднее появились ОФЗ с постоянным

купоном) и облигациями государственного сберегательного займа

(ОГСЗ), выпущенными в целях активного привлечения средств на-

селения. Они выпускались в документарной форме на предъявителя

и предоставляли их владельцам право получения дохода сначала раз

в четыре месяца, а затем в шесть. Сначала ОФЗ и ОГСЗ выпуска-

лись сроком на один год, позднее — на два, а после финансового

кризиса 1998 г. появились ОФЗ со значительно большими сроками.

Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг

привело к значительному изменению его состава и структуры в сто-

рону увеличения доли долгосрочных ценных бумаг снижения, а

позднее и отказу от выпуска краткосрочных ценных бумаг. В на-

стоящее время он представлен следующими ценными бумагами

(табл. 7.1).

По срокам ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочны-

ми. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юри-

дические и физические лица. Владелец облигаций имеет право на

получение при их погашении суммы основного долга (номинальной

стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в

виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

Минфин РФ на основании данных Генеральных условий при-

нимает условия эмиссии ОФЗ и решение об эмиссии отдельного

выпуска. ОФЗ одного выпуска равны между собой по объему пре-

доставляемых их владельцам прав.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций

федеральных займов является ЦБ РФ.

Все сделки с ОФЗ заключаются и исполняются в порядке, уста-

новленном ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ через упол-

номоченные им организации на осуществление депозитарной, бро-

керской или дилерской деятельности с РФЗ (далее — уполномочен-

ные организации).

Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через ЦБ

РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные

организации в наличном и безналичном порядке, определяемом ЦБ

РФ по согласованию с Минфином РФ.

ОФЗ выпускаются в документарной форме с обязательным цен-

трализованным хранением. Документом, удостоверяющим права,

закрепляемые ОФЗ каждого выпуска, является глобальный сертифи-

кат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавли-

ваются Минфином РФ. Владельцы ОФЗ не имеют права требовать

выдачи их на руки.

ОФЗ с амортизацией долга впервые были выпущены в 2002 г.

Как и все ОФЗ, эти облигации являются именными купонными

среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от

пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами. Однако в

отличие от ранее выпущенных погашение их номинальной стоимо-

сти осуществляется частями в даты, установленные решением об

эмиссии отдельного выпуска облигаций.

Процентная ставка купонного дохода может быть фиксирован-

ной на каждый купонный период отдельного выпуска облигаций

или переменной. По облигациям с фиксированной процентной

ставкой купонного дохода величина процентной ставки и купонно-

го дохода по всем купонам объявляются не позднее чем за два ра-

бочих дня до даты начала размещения выпуска. По облигациям с

переменной процентной ставкой купонного дохода величина про-

центной ставки определяется исходя из официальных показателей,

характеризующих инфляцию-

По состоянию на 31 марта 2006 г. номинальная стоимость всех об-

ращающих на рынке облигаций РФ складывалась следующим образом:

(1) ОФЗ с постоянным купонным доходом 147 491 млн руб.;

(2) ОФЗ с фиксированным купонным доходом 109 835 млн руб.;

(3) ОФЗ с амортизацией долга 495 592 млн руб.;

(4) ОФЗ с амортизацией долга и переменным купонным дохо-

дом 24 099 млн руб.

Нерыночные ценные бумаги Кроме свободно обращающихся на

рынке государственных ценных бумаг, Минфин для обеспечения

инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударст-

венных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фон-

дов выпускает и нерыночные ценные бумаги. В настоящее время

нерыночные ценные бумаги представлены государственными сбере-

гательными облигациями (ГСО). Постановлением Правительства РФ

от 2 июня 2004 г. № 262 определены Генеральные условия эмиссии

и обращения государственных сберегательных облигаций. Облига-

ции являются именной федеральной государственной ценной бума-

гой, выраженной в рублях, выпускаются в документарной форме и

подлежат централизованному хранению.

Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигация-

ми каждого выпуска, является глобальный сертификат, который

хранится в депозитарии. ГСО могут быть краткосрочными, средне-

срочными и долгосрочными. Облигации не могут приобретать нере-

зиденты РФ. Владельцами облигаций могут быть следующие юри-

дические лица:

• страховые организации;

• негосударственные пенсионные фонды;

• акционерные инвестиционные фонды;

• Пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджет-

ные фонды РФ — в случае, если инвестирование их средств

в государственные ценные бумаги предусмотрено законода-

тельством

Владельцы облигаций и управляющие компании имеют право:

(1) на получение при погашении облигаций их номинальной

стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых

исходя из номинальной стоимости облигаций;

(2) предъявление облигаций к обмену на федеральные государ-

ственные ценные бумаги в порядке, предусмотренном уелопиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сро-

ки, определенные решением о выпуске облигаций;

(3) предъявление облигаций к выкупу в порядке, предусмот-

ренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объ-

емах и в сроки, определенные решением о выпуске облига-

ций.

В 2006 г. предусмотрен выпуск ОФЗ в объеме 186 млрд руб. и

ГСО на сумму 65 млрд руб.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.