Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эк-ка и этика (Г. Шмолер, М. Вебер, Л. Брентано)




Г. Шмоллер делал особый акцент на роли хоз-го "этоса" (греч. "ethos" - обычай, нрав), т.е. на моральных и правовых рамках, в кот-х функц-ет эк-ка. Согласно его мнению, процесс экон-го (и в целом общ-го) разв-я закл-ся в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общ-х отн-й между людьми. Примерами таких норм явл-ся право частной собст-ти, запрет рабства и расовой дискриминации и т.д. Наличие хоз-го этоса явл-ся необходимым усл-ем для сущ-я свободного обмена денеж обращения, разд-я труда и других характеристик рын эк-ки. Все экон-ие отн-я явл-ся производными от этич-х и прав-х аспектов: напр, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этич-х отн-й у данного народа в данный момент времени. Г. Шмоллер критиковал классическую полит-ую экономию прежде всего за игнорирование ее представителями этич-го хар-ра хоз-х явлений и повышения роли правовых и морал-х норм по мере экон-го разв-я.

Особенно важным элементом подхода Г. Шмоллера явл-ся его учение о роли гос-ва. По его мнению, это учр-е, находящееся как бы "над" интересами разл-х соц-х групп и классов. Именно гос-во созд-т значительную часть хоз-го этоса (особенно то, что связано с прав-й сис-мой).

Во всем учении о хоз-ом этосе можно усмотреть зачатки конц-й старого и особенно нового институционализма. Так, само понятие хоз-го этоса близко неоинституциональному термину "институциональная среда", а опис-е роли гос-ва похоже на трактовку некот-х новых институционалистов этого учр-я как орг-ции.

Для возвеличивания капиталистических порядков Шмоллер прибегает к "этическому принципу", рекомендуя его экон-ой науке. Он утверждал, что «хоз-ая жизнь опред-ся не только природными и техническими, но также и моральными факторами: без твердых нравов нет рынка, денеж обмена, разд-я труда, гос-ва)». Исходя из "этич-ого принципа" в нац-ой экономии,) Шмоллер оправдывал сущ-е соц-х градаций и класс-х различий.

М. Вебер в знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма" показал, что в основе стан-я и разв-я капиталистической эк-ки лежит переворот, совершенный протестантами в этике. Проте-ая этика харак-ся им как более рациональная и ставящая во главу угла мирские ценности трудолюбия, накопления богатства и предпринимательства. В протестантизме появилась совершенно новая конц-я индив-го предопределения и спасения, которая ориентирована на мирскую деят-ть - избран Богом тот, кто имеет много денег (чья предпринимательская деят-ть сопровождается экон-м успехом и процветанием об-ва). Таким образом, в протестантизме были сформулированы совершенно новые критерии смысла жизни, связанные с предпринимательством, материальным успехом и накоплением, и отличающимся от идеи спасения через молитву, воздер-е и дух разв-е.

Он считал, что основную регулирующую роль соц-х механизмов в разв-и экон-ой жизни выполняют полит-е, этич-е и религ-ые институты. Именно они форм-т необходимые дух кач-ва, особые черты хар-ра, позволяющие не бояться нововведений.

Свои методологические принципы основывал на анализе ценностей об-ва. Он считал, что ценности выр-т общие установки своего времени. Они в его конц-и преломляются с категориями идеа-го типа и исп-ся как инструмент поним-я явл-й чел-го об-ва.

Вебер делает вывод, что пов-е Ч зав-т от его Мвз, а интересы, формирующие Мвз, обусловлены сис-мой ценностей, кот-ми Чи руков-тся.

Глав идея соц.фил-и Вебера – это идея экон-ой рацион-ти, нашедшей свое последовательное выраж-е в совр-м капиталистическом об-ве, с ее рац-ой протес-ой религией, рацион-м правом и упр-нием, рациональным денеж обращением, обеспечивающими возм-ть максимально рацион-ть пов-е в хоз-ой сфере, позволяя добиться предельной экон-ой эффек-сти.

Бюрократия одна их форм осущ-я влас-х фун-й в усложняющемся об-ве стала важным элементом механизма интеграции и соц-го регул-я в усл-х экспансии публичной власти и роста числ-ти проф-х управленцев.

Вебер противопост-т бюрократии протес-ую этику, идеи кот-й прон-т во все сферы межличн-х взаимоотн-й и культуры, оказывая на разв-е об-ва прогрессивное влияние. Протес-ю этику он считает религией, кот-я наиб полно отражает дух капитализма: накопление капитала, благоразумный непрерывный т руд, миролюбивая торговля, тщательный бухга учет и контроль.

Л. Брентано.

Явл-ся представителем немецкой истор-й школы полит экономии.

Л. Брентано известен своими иссл-ми вопросов, касающихся труда и з.п.

Он полагал, что раннее христианство возникло как религия враждебная экон-ой жизни. Если в традиционном римском праве и фил-и стремление Ч к богатству считалось мудрым, так как освобождало его от лишений и облегчало добродетельную жизнь, свободную для творчества, то хрис-во усматривало в богатстве опас-ть для души, что отвращает Ч от Бога. Богатство было искушением для Ч и чаще всего он поддавался этому искушению. Церковь проповедовала отречение от всей мирской жизни и обращ-е к жизни дух, поэтому и экон-ая деят-ть считалась не социально значимой. Особенно осуждалась торговля, ростовщичество (церковь прямо запрещала давать деньги под %). Церковь пыталась регул-ть этич-ми нормами процесс ценообраз-я – сущ-ло понятие нормальной цены, грешно было брать за вещи больше их стоимости.

Возн-е капитализма и свойственных ему этич-х норм экон-го пов-я Брентано связывает с изм-ем отн-й «свой - чужой»: примитивное и натур-е хоз-во всегда осущ-сь в рамках отд группы, отн-я с другими носили отлич-й хар-р – если со своих нельзя было брать высокую цену, то с чужих это надо было сделать. Христ религия также делила людей на верных и неверных, и все экон-ие этические нормы были применимы только к своим, что касается чужих по вере, то с них просто необходимо было брать цену выше нормальной или высокие %. Но постепенно утрачивалось единство общности, понятие «свои» исчезло из экон-го действия.

6). Эк-ка и религия (М. Вебер, Л.Брентано, В.Зомбарт).

Эк-ка предс-т собой историко-культурный феномен. Любая экон-ая сис-ма связана с реальными челов-ми потр-тями, надеждами и др. обязательными предпосылками и усл-ми хоз-я.

М. Вебер:

Подробно анализировал влияние на экон-ое пов-е людей таких институтов, как права, политика, этика и религия.

Он считал, что осн регулирующую роль соц-х механизмов в разв-и экон-ой жизни вып-т полит-ие, этические и религ-ые институты. Именно они форм-т необходимые дух кач-ва, особые черты хар-ра, позволяющие не бояться нововведений.

Свои методологические принципы основывал на анализе ценностей об-ва. Он считал, что ценности выр-т общие установки своего времени. Они в его конц-и преломляются с категориями идеал-го типа и исп-ся как инструмент понимания явл-й челов-го об-ва.

Разработал такие категории, как: власть, статус, авторитет, престиж, бюрократия, адм-ция, статусные группы, кот-е отраж-т общ-ый престиж групп, занимающих разное положение в об-ве. Власть явл-ся одним из важн-х компонентов жизни. В класс-м об-ве особое место зан-т полит-ая власть. При анализе данной категории опирается на свою теорию соц-го д-я. Те, кто управ-т, ожидают, что их командам будут повиноваться; те же, кем управляют, ожид-т опред-х указаний, директив. Так возн-т предпосылка рацион-го пов-я индивидов, позволяющая добиться опред-ой эфф-ти во взаимоотн-ях между управляемыми и управляющими.

Дает конкретную харак-ку стат-х привилегий и экон-х усл-й, от кот-х они зав-т. В частности, стат-е группы в фирмах, концернах, труд-х орг-ях – это субъекты, превращающие рац-ую эк-ку в бюрократизированную и пользующуюся поддержкой со стороны влас-х стр-р.

Выд-т 3 типа оснований власти, узаконенного порядка:

1)Власть авторитета, традиций, веры в деловую компетентность, основывающаяся на священном хар-ре институтов и их представ-в, кот-е в свою очередь опираются на опыт поколений.

2)Власть, основанная на прав-х нормах, обесп-щих эффек-е разв-е эк-ки.

3)Харизматическая власть – эмоц-ое признание власти и авторитета вождей, обладающих искл-м влиянием и господством.

На этих типах узаконенного порядка и держится стаб-ть об-ва.

В. попытался опред-ть влияние эк-ки на пол-ку и другие стороны соц-го разв-я. Он стремился в капиталистическом способе произ-ва выявить культурный генезис. Рез-том стала книга «Протес-ая этика и дух капитализма», где он провел иссл-е таких мировых религий как индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм и протес-ая этика.

Для конфуцианства главное – благополучная жизнь и отсутствие веры в загробную. Порядок и гармония – осн его принципы, применяемые к Ч и к государ-му уст-ву.

Рационализм протес-ой этики прямо способ-т рационализации экон-ой жизни, инициируя у людей стремление к труду, получению прибыли, рациональной дисциплине труда. Эта религия адекватна духу капитализма, так как она исключает идолопоклонство и мистицизм.

Вебер делает вывод, что пов-е Ч зав-т от его Мвз, а интересы, форм-щие Мвз, обусловлены сис-мой ценностей, кот-ми Ч и руководствуется.

Главидея соц.фил-ии В. – это идея экон-ой рацион-ти, нашедшей свое последовательное выраж-е в совр-ом капиталистическом об-ве, с ее рациональной протес-ой религией, рациональным правом и упр-ием, рациональным денеж обращением, обеспечивающими возм-ть максимально рацион-ть пов-е в хоз-ой сфере, позволяя добиться предельной экон-ой эффек-ти.

Бюрократия одна их форм осущ-я влас-х фун-й в усложняющемся об-ве стала важным элементом механизма интеграции и соц-го регул-я в усл-ях экспансии публичной власти и роста числ-ти профес-х управленцев.

Вебер противопоставляет бюрократии протес-ую этику, идеи кот-й прон-т во все сферы межличн-х взаимоотн-й и культуры, оказывая на разв-е об-ва прогрессивное влияние. Протес-ую этику он считает религией, кот-я наиболее полно отражает дух капитализма: накопление капитала, благоразумный непрерывный труд, миролюбивая торговля, тщательный бухг учет и контроль.

Л. Брентано.

Явл-ся представителем немецкой истор школы полит-ой экономии.

Б. полагал, что раннее христ-во возн-ло как религия враждебная экон-ой жизни. Если в традиционном римском праве и фил-ии стремление Ч к богатству считалось мудрым, так как освобождало его от лишений и облегчало добродетельную жизнь, свободную для твор-ва, то христ-во усматривало в богатстве опасность для души, что отвращает Ч от Бога. Богатство было искушением для Ч и чаще всего он поддавался этому искушению. Церковь проповедовала отречение от всей мирской жизни и обращение к жизни дух., поэтому и экон-ая деят-ть считалась не социально значимой. Особенно осуждалась торговля, ростовщичество (церковь прямо запрещала давать деньги под %). Церковь пыталась регулировать этич-ми нормами процесс ценообраз-я – сущ-ло понятие нормальной цены, грешно было брать за вещи больше их стоимости.

Возн-е капитализма и свойс-х ему этич-х норм экон-го пов-я Брентано связывает с изм-ем отн-й «свой - чужой»: примитивное и натур хоз-во всегда осущ-сь в рамках отд-й группы, отн-я с другими носили отличительный хар-р – если со своих нельзя было брать высокую цену, то с чужих это надо было сделать. Христ-я религия также делила людей на верных и неверных, и все экон-ие этич-ие нормы были применимы только к своим, что касается чужих по вере, то с них просто необходимо было брать цену выше нормальной или высокие %. Но постепенно утрачивалось единство общности, понятие «свои» исчезло из экон-го д-я.

В. Зомбарт.

нем экономист, социолог и историк, философ культуры.

Его глав трудом явл-ся «Совр-ый капитализм», предпринял попытку анализа всей истории капитализма, выделяя такие стадии разв-я рыночной эк-ки, как ранний капитализм (до пром-ой рев-ции второй пол XVIII в.), развитый капитализм (до пер мировой войны) и «поздний» капитализм.

З. выд-т понятия: Хоз-ая сис-ма — это абстрактно-теор-кая конструкция, очищенная от истор-х особ-тей и служащая основой для систематизации эмпир-х фактов. Хоз-ая эпоха — это реал-ая экон-ая сис-ма, служащая объектом эмпир-го иссл-я. Выд-е эпох осущ-ся только на основе сформ-х теор-х моделей — хоз-х сис-м, кот-е, по опр-ю З., харак-ся 3 группами элементов:

- духом, т.е. основными побудителями к хоз-ой деят-ти;

- формой, т.е. совок-тью соц-х, юрид-х, полит-х отн-й;

- субстанцией, т.е. технолог-м способом произ-ва.

В связи с этим он выд-т 3 ур-ня детерминации экон-х явл-й: социально-псих-ий (общ-ое созн-е, типы мышления, идеология), социально-орган-ый (институциональный), технико-экон-й.

Сис-ма капитал-ой эк-ки, базируется на след-х элементах: стремлении к максимальной прибыли (денежный выигрыш явл-ся дух основой экон-ой деят-ти); институциональной орг-ции, кот-я харак-ся преобладанием частной собст-ти, свободным распоряжением работником своей раб. силой, центральной ролью предпринимателя в произ-ве и распр-ии доходов, незначительной ролью гос-ва; техн-ой основой, вкл-щей в себя прогрессивные ср-ва произ-ва.

Зомбарт отмечал, что эв-ция хоз-ой сис-мы явл-ся многофакторным процессом, интегральным рез-том взаимод-я всех подсис-м. Фактором, играющим роль движущих сил в разв-и об-ва, явл-ся, ментальный, социально-психол-ий ур-нь или «хоз-ый дух», в кот-м при капитализме выд-ся 2 составляющие: «дух предпринимательства» и «бюргерский дух». Дух предпринимательства лежит в основе динам-ой модели капитализма и харак-ся готовностью к риску, богатством идей, умением комбинировать факторы произв-ва и сбывать товары. Бюргерский дух опр-т консервативную модель капитализма и вкл-т в себя бережливость, расчетливость, умеренность и т.д.

Смена хоз-х эпох происх-т при колич-м изм-и соотн-я отд-х элементов «хоз-го духа», перегруппировки его частей. Живыми носителями «капитал-го духа» считал евреев. Благодаря национальной религии — иудаизму, евреи сразу воспит-ся в духе рационализма, бережливости.

Рассматривая перспективы экон-го разв-я, выдвинул «теорию соц-го плюрализма», характеризующую хоз-ую эпоху, как взаимопереплетение разл-х форм хоз-ния: частного произв-ва (высококонцентрированного, мелкого, среднего), госуд-го сектора, кооперативного уклада. В рез-те возн-т «смешанное об-во», сочетающее рыночную эк-ку с элементами организованности, планомерности. Рост организ-х начал Зомбарт связывал с «рационализаторской деят-тью» крупных компаний, усилением возд-я гос-ва, в рез-те чего должно происх-ть сглаживание циклических колебаний, преодоление кризисов, безработицы. Капитализм стан-ся управляемым, регулируемым. Теория «соц-го плюрализма» легла в основу теории смешанной эк-ки, кот-я обосновывала возм-ть эволюционного прогресса капитализма.

Особое зн-е в сис-ме госуд-го регул-я отводил регул-ю соц-х отн-й между рабочими и предпринимателями в форме труд-го закон-тва, тарифных согл-й, контроля за усл-ми труда. Оздоровление об-ва он связывал с ограничением крупного произ-ва, содействием крест-ву и мелким производителям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.