Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы экономических систем. Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и




Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальным и нематериальных услуг.

Любое общество в процессе организации экономической деятельности сталкивается с необходимостью дать ответы на три вопроса: 1. что должно производиться и в каком количестве? 2. как будут производиться блага, товары и услуги (т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии)? 3. для кого предназначены производимые блага, товары и услуги, т.е. кто должен располагать ими и как они должны распределяться между индивидами и семьями?

Пытаясь найти наиболее оптимальные ответы на эти вопросы, общество использовало различные варианты экономических систем.

Самой древней является традиционная система. При таком способе организации экономической жизни земля и капитал находятся в общем пользовании, а в основе решения вопросов «что, как и для кого» производить лежат традиции и обычаи. В экономической жизни ценится прежде всего преемственность, придающая традиционной системе определенную устойчивость. Однако, на лицо недостатки: отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, ограниченность числа производственных благ.

В основе плановой системы лежит государственная монополия, т.е. господство государства в экономике. Государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым планом. Государство является собственником всех средств производства. Управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной товар. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем. Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в гос.бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает фиксированную сумму заработной платы. Несгибаемость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках. В то же время имеются и преимущества: 1. людям гарантирован необходимый минимум жизненных благ. 2. плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы.

В рыночной системе вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно. Рыночная экономика – экономика, в к-й решение самих производителей и потребителей определяет структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает данную систему саморегулирующейся и быстро развивающейся. При рыночной системе цены образуются в процессе рыночной игры и конкуренции, устанавливается некоторая равновесная цена на тот или иной вид товаров. В условиях рынка происходит «освобождение» от неэффективной и социально ненужной хозяйственной деятельности, а так же предполагается перетекание капиталов из менее выгодных отраслей производства в более прибыльные отрасли. Отрицательной чертой рыночной экономической системы является то, что она не позволяет решить целый ряд социальных проблем, ей чужды идеалы гуманизма.

В чистом виде та или иная экономическая система не встречается. Выделяют даже четвертый тип экономических систем: смешанная экономика. Земля и капитал в основном находятся в частной собственности, однако собственником определенной части экономических ресурсов является государство. Распределение ресурсов осуществляется как при помощи рыночного механизма, так и при значительном участии государства. (Швеция, Япония, Тайвань, Гонконг…)

6.Рынок: понятие, виды, функции

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок превратился в систему регулирования хозяйственной жизни.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Функции рынка:

- ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

- информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом;

- регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

- посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора, оптимального поставщику. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

- сСанирующая функция. Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Рыночную экономику можно представить как совокупность рынков, специализирующихся на в производстве определенных товаров или услуг.

Рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров.

Рынок услуг.

Рынок жилой площади.

Рынок средств производства.

Рынок инвестиций.

Рынок денег, валюты, ценных бумаг.

Рынок рабочей силы (труда).

Рынок инноваций.

Рынок духовного, интеллектуального продукта.

Виды:

1. По типу пр-ва: товарный (сырье и ср-ва пр-ва, потреб.товары, услуги), финансовый (ценн.бумаги, капиталы, валюта), научной продукции (новинки, научн.степени), бюрократический (власть).

2. По форме: коллективный: маркетинг, индивидуальный: челноки.

3. По емкости: местный, региональный, общенациональный, мировой.

4. По уровню развития: развитой и нет.

5. По степени насыщенности

6. По целям: продавца - определяющее – пр-во, гл.ячейка-предприятие. Покупателя – потребление. Семья

7. По факторам произв-ва: р.труда, капитала, земли, информации, научной продукции.

8. По вмеш-ву гос-ва: регулируемый и нет.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.