Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка и планирование конкурентоспособности предприятия туризма




Поведение предприятий туризма на рынке и их эффективность зависят от экономического потенциала предприятия. В общем смысле экономический потенциал представляет собой совокупность материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. В процессе функционирования происходит формирование модели экономического потенциала предприятия. Модель экономического потенциала – определенное соотношение между материальными, трудовыми, финансовыми и информационными ресурсами предприятия. Количественные параметры этой модели у различных предприятий неодинаковы, так же как и у предприятий одного типа, что и определяет их успех и конкурентоспособность на рынке. Возможности экономического потенциала определяются рядом условий:

§ Объемом и составом ресурсов и резервов, вовлеченных и невовлеченных в обслуживание

§ Экстенсивными или интенсивными факторами наращивания объема производства и обслуживания

§ Способностью руководства (менеджмента) соединять в единый творческий процесс труд и капитал; способностью организовать хозяйственный процесс, определить стратегию и тактику.

Возможности экономического потенциала зависят от:

§ Объема и состава основных и оборотных фондов

§ Численности занятых, их образовательных, квалификационных, психофизиологических и мотивационных характеристик

§ Нематериальных ресурсов предприятий

§ Инновационных способностей руководства

§ Его финансовых и информационных ресурсов

Совокупность названных элементов определяет выбор стратегии и тактики поведения предприятия на рынке, его конкурентоспособность. Оценивать конкурентоспособность предприятия можно на основании экономических социальных показателей.

К числу основных экономических показателей можно отнести уровень рентабельности предприятия, оборачиваемости оборотных средств, уровень издержек, фондоотдачи, производительности труда.

К числу социальных показателей можно отнести потребительную оценку значимости предприятия направления его деятельности; оценку конкурентами деловой активности предприятия; внутреннюю оценку предприятия его работниками и зарубежную оценку деятельности предприятия. Сумма названных параметров характеризует уровень экономической и социальной конкурентоспособности предприятия. В процессе анализа для оценки конкурентоспособности индивидуальные показатели каждого предприятия сопоставляются с аналогичными средними показателями или со стандартами, сложившимися на данном сегменте рынка.

12.Понятие инвестиций, их назначение; источники формирования, направления использования инвестиций в туризме.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Объекты инвестиций выступают, с одной стороны, как инвестиционные ресурсы, с другой стороны – они представляют собой вложения (затраты) в объекты предпринимательской или иной деятельности.

В составе ресурсов, т.е. имущественных и интеллектуальных ценностей, можно выделить следующие группы инвестиций:

ü денежные средства и финансовые инструменты (целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги);

ü материальные ценности (здания, сооружения, оборудование и другое имущество);

ü имущественные, интеллектуальные и иные права, имеющие денежную оценку (нематериальные активы).

С точки зрения затрат инвестиции включают:

ü основной и оборотный капитал

ü ценные бумаги и целевые денежные вклады

ü нематериальные активы

Выделяют внутренние и внешние источники инвестирования. К внутренним источникам относят национальные источники, в том числе собственные средства предприятий, ресурсы финансового рынка, сбережения населения, бюджетные инвестиционные ассигнования; к внешним источникам – иностранные инвестиции, кредиты и займы.

Все источники финансирования инвестиций делят на 3 основные группы: собственные, привлеченные и заемные. При этом собственные средства предприятия выступают как внутренние, а привлеченные и заемные средства – как внешние источники финансирования инвестиций. Структура источников финансирования инвестиций изменяется в зависимости от фазы делового цикла: доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в период экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита.

Одной из важнейших форм финансового обеспечения инвестиционной деятельности фирм является самофинансирование. Оно основано на использовании собственных финансовых ресурсов, в первую очередь прибыли и амортизационных отчислений.

Прибыль выступает как основная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. После уплаты налогов и других обязательных платежей в распоряжении предприятий остается чистая прибыль, часть которой может направляться на инвестиции. Как правило, часть прибыли, направляемая на инвестиционные цели, аккумулируется в фонде накопления или других фондах аналогичного назначения, создаваемых на предприятии.

Амортизационные отчисления образуются на предприятиях в результате переноса стоимости основных производственных фондов на стоимость готовой продукции. Функционируя длительное время, основные производственные фонды постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями. Денежные средства, высвобождающиеся в процессе постепенного восстановления стоимости основных производственных фондов, аккумулируются в виде амортизационных отчислений в амортизационном фонде.

К привлеченным относят средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде дивиденда, процента) и которые могут практически не возвращаться владельцам. В их числе можно назвать: средства от эмиссии акций, дополнительные вносы в уставный капитал, а также целевое государственное финансирование на безвозмездной или долевой основе.

Под заемными понимаются денежные ресурсы, полученные в ссуду на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процента. Заемные средства включают: средства, полученные от выпуска облигаций, других долговых обязательств, а также кредиты банков, других финансово-кредитных институтов, государства.

13.Предприятия туризма как субъекты рынка: их классификация, назначение и функции.

Ключевой фигурой экономической системы, призванной удовлетворять общественные потребности в товарах и услугах, является предприятие. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединенное предприятие для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. С позиции государства предприятие создается с целью удовлетворения общественных потребностей и экономических интересов государства; а с позиции предприятия – для удовлетворения собственных экономических интересов через прибыль, посредством удовлетворения общественных потребностей.

Предприятие – юридическое лицо, за которым может стоять как гражданин, так и их объединение. Коммерческое предприятие как юридическое лицо обладает следующими признаками:

1. имущественная обособленность, т.е. наличие обособленного баланса, р/с в банке, полной самоокупаемости, самофинансирование.

2. самостоятельная имущественная ответственность

3. самостоятельность выступления в гражданском обороте от своего лица, т.е. право и возможность заключать хозяйственные договоры от своего лица

4. определение и устойчивые организационные структуры, закрепленные организацией.

Предприятия индустрии туризма классифицируются по разным признакам:

ü по организационно-правовой форме (в соответствии с ГК РФ: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия)

ü по типам, видам и категориям

ü по размерам экономического потенциала

ü по формам собственности:

· частные

· государственные

· муниципальные

· смешанные

В дополнение к названным признакам классификации предприятий в каждой отрасли существует своя классификация предприятий по типам и видам.

Гостиница. Классифицируются по следующим признакам:

ü по обслуживаемому контингенту и функциональному назначению

ü по уровню комфорта и цен

ü по размерам предприятия

ü по месту расположения

В соответствие с утвержденным положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения, все гостиницы делятся на следующие виды:

ü собственно гостиницы

ü мотели

ü молодежные гостиницы

ü дома отдыха

ü пансионаты

ü гостиницы с оказанием лечебных услуг

Средства размещения – предприятия различных организационных форм и индивидуальные предприниматели, занимающиеся временным размещением туристов, имеющие не менее 5 номеров. По уровню комфорта гостиницы подразделяются на 5 категорий, условно обозначаемых звездами, мотели – 4 категории.

Предприятия питания классифицируются по следующим признакам:

ü характер производства торговой деятельности

ü уровень обслуживания

ü обслуживаемый контрагент

ü ассортимент продукции (специализация)

ü формы обслуживания

ü место расположения

Предприятия туризма делятся по организационным признакам на туроператоров и турагентства. Туроператор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который осуществляет свою деятельность, связанную в основном с формированием туристского продукта, а также его продвижением и реализацией. Турагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который на основании лицензии осуществляет деятельность, связанную в основном с продвижением и реализацией турпродукта.

Для осуществления своей деятельности каждое из предприятий формирует свое имущество, которое может принадлежать ему либо на правах полного хозяйственного ведения, либо на правах собственника. Получая в свое распоряжение имущество, предприятие использует его в своих интересах для достижения главной цели, т.е. для получения прибыли, при этом решая проблему конкурентоспособности и эффективности предприятия. Для выполнения свих функций предприятие вступает в экономические отношения (связи) со всеми субъектами рынка (поставщиками, финансовыми и банковскими структурами, страховыми компаниями, юридическими и банковскими структурами) с одной стороны. С другой – вступает в контакт с потребителями своей продукции и услуг. По своей экономической природе предприятие всегда представляет собой единство экономических отношений, направленных на производство продукции и услуг, регулируемые действиями объективных экономических законов.

Все предприятия не зависимо от их создания и сферы деятельности испытывают на себе действие объективных экономических процессов. Если они в своей деятельности отвечают требованиям этих законов, то обеспечивается единство экономических интересов и экономических отношений, достигается баланс интересов всех субъектов рынка и эффективность функционирования каждого экономического субъекта и всей системы в целом. Реальное соотношение между экономическими интересами, экономическими отношениями и объективными экономическими законами возможно, если предприятие обладает определенными чертами.

Черты предприятия:

ü Полная юридическая самостоятельность и независимость всех субъектов рынка и абсолютная зависимость от результатов своего труда

ü Горизонтальные отношения между всеми субъектами рынка и договорные отношения как формы хозяйственных связей

ü Право на свободное установление цен, регулируемых рынком – это не исключает участия государства в регулировании цен

ü Конкурентоспособность экономического потенциала предприятия и конкурентоспособность продукции или услуг

ü Полный охват деятельности предприятия рыночными отношениями, т.е. функционирование предприятия в условиях рынка рабочей силы

ü Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия

ü Право свободного выхода на внешний рынок, участие во внешнеэкономических связях в соответствии с российским законодательством

Совокупность всех названных выше черт предприятия, их реальное воплощение в практике свидетельствует о подлинности рыночных отношений и создает возможность для эффективного функционирования каждого субъекта рынка функция отдельности и всей системы в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.