Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корпоративные акты организации




Важным способом регламентации правовой работы является разработка корпоративных актов, оформляемых внутренними до­кументами организации. В настоящее время существование тако­вых основано на косвенных упоминаниях в ФЗ об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью. Так, п. 19 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» к компетенции обще­го собрания акционеров относит «утверждение внутренних доку­ментов, регулирующих деятельность органов общества», однако какова природа этих документов, остается не ясным. Проект из­менений ГК РФ планирует расширить сферу их использования, установив право юридических лиц создавать регламенты и иные внутренние документы. В отношении природы внутренних доку­ментов организации и в юридической литературе существуют спо­ры — их рассматривают как особый источник права, поднорматив- ные акты, разновидность договора.

Признаки корпоративных актов:

1) принимаются юридическим лицом через свои органы, дей­ствующие в пределах компетенции;

2) имеют ограниченную сферу применения (распространяют свое действие на заранее известный круг лиц);

3) фиксируются в письменном документе.

По кругу субъектов, на которых направлено действие корпора­тивного акта организации, можно выделять;

направленные на регламентацию деятельности органов управления (Положение о совете директоров),

направленные на регламентацию деятельности самой орга­низации по отношению к третьим лицам (Положение о по­рядке урегулирования конфликтов с акционерами).

Природа этих актов различается в каждом из случаев. Корпо­ративные акты, направленные на регламентацию деятельности органов управления, должны соответствовать законодательству и уставу организации. Адресатом таких корпоративных актов явля­ются члены органов управления, деятельность которых регламен­тируется, а также сама организация, которая должна обеспечить выполнение требований соответствующих актов. Например, для


организации обязательно Положение о вознаграждении членов совета директоров, утвержденное общим собранием акционеров, в части порядка расчета размера вознаграждения членов совета директоров. Директор, полагающий, что его права на вознаграж­дение, установленные Положением, нарушены, вправе требовать взыскания суммы причитающегося вознаграждения в судебном порядке. Поскольку полномочия органов управления могут уста­навливаться только в уставе, но не в положениях, то задача кор­поративных актов такого рода состоит в регламентации процедуры созыва и проведения заседаний коллегиальных органов.

Вторая группа внутренних документов организации, адресо­ванных вовне — третьим лицам, вступающим в правоотношения с корпорацией, имеет юридическую природу односторонней сделки (аналогичной объявлению конкурса, публичному обещанию на­грады). Такая сделка создает последствия для самой организации в виде юридической обязанности самой организации подчиняться разработанным ею правилам.

8. Правовые средства: понятие, классификация

Поскольку правовая работа имеет своим содержанием создание и практическое применение правовых средств для достижения за­данных целей, следует определиться с понятием «правовое сред­ство» и классификацией данных средств.

В литературе можно встретить разные определения данного понятия, нередко серьезно отличающиеся друг от друга. Неопре­деленность в понимании правовых средств приводит к серьезным ошибкам и просчетам в правовой организации экономики, к не­эффективному использованию данных средств в хозяйственной практике.

Как и многие иные юридические понятия, правовые средства сначала стали анализироваться на отраслевом уровне. Первы­ми ими заинтересовались специалисты по гражданскому праву, так как многолетний опыт хозяйственной практики убеждал, что грамотное и умелое применение названных средств являет­ся необходимой предпосылкой эффективности хозяйственной деятельности. Основоположником российской теории граж­данско-правовых средств хозяйственной деятельности является Б. И. Путинский. Его работа «Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях», вышедшая в свет в 1984 г., по сей День продолжает оставаться одним из самых авторитетных тру­дов, посвященных изучению данной проблематики. Впослед­ствии категорию «правовое средство» разрабатывали такие оте­чественные ученые-юристы, как С С. Алексеев, В. И. Гойман, А. В. Малько, В. А. Сапун, С.Ю. Филиппова, К. В. Шундиков и некоторые другие.

Известно, что категория «средство» является необходимым атрибутом любой человеческой деятельности. Она связывает иде­альное (цель) с реальным (результат), образуя, таким образом, неразрывную системную связку «цель — средство — результат». Именно с помощью средств люди достигают реальных результатов своей деятельности, при отсутствии таких средств никакие цели достигнуты быть не могут.

Отсюда следует, что правовое средство позволяет обеспечить практическую связь между правовой целью (т.е. тем правовым ре­зультатом, к которому стремится субъект) и реальной действитель­ностью, в которой должны произойти необходимые для субъекта изменения.

Разные субъекты ставят перед собой разные правовые цели. По­этому используемые ими правовые средства различаются.

Государство в лице уполномоченных органов исполнительной, законодательной и судебной власти использует специфические публично-правовые средства, к которым можно отнести: а) лицен­зирование определенных видов деятельности; б) государственную регистрацию; в) регламентацию бухгалтерского учета и отчетно­сти; г) разработку и внедрение технических регламентов; д) анти­монопольное регулирование, е) административное производство, и) судебное производство и др. С помощью таких средств государ­ство стимулирует и (или) принуждает субъектов к определенному поведению.

Специфика публично-правовых средств состоит в том, что они внедряются в поведение субъектов путем их навязывания (публич­ного принуждения). По этой причине операциональный эффект данных средств значительно слабее, нежели эффект частнопра­вовых средств, особенность которых в противоположность пуб­лично-правовым средствам состоит в том, что субъекты сами их выбирают, присваивают или создают и, наконец, практически ис­пользуют в своей деятельности.

Из изложенного становится понятно, что важнейшим содержа­тельным аспектом правовой работы является применение частно­правовых средств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.