Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подведение итогов. 2 страница




Однако и без этого систематизированные и обобщенные тре­бования, предъявляемые к педагогам педагогической этикой и культурой, приобретают, если вдуматься, столь всеобъемлющий характер, что встает вопрос: а возможно ли в принципе их вы­полнение, существует ли тот Идеальный Учитель, который мо­жет им соответствовать? И если нет, если в реальной жизни каждый из нас в той или иной мере вынужден будет нарушать эти требования, то стоит ли вообще говорить о них?

Наверное, все же стоит, причем именно так, немного максималистски, помня знаменитые слова Льва Толстого о том, то в морали надо действовать как на реке — грести чуть выше, чем тебе надо, потому что течение все равно снесет. И поэтому, возможно, стоит рассматривать все приведенные здесь рассуждения, аргументы и выводы как своеобразный тест для само­проверки и самооценки каждым из нас.

А еще, может быть, стоит хотя бы однажды, не смущаясь «высоким штилем», с гордостью задуматься о том, какая же все-таки это уникальная профессия — Учитель, если она требу-т столь высокой профессиональной и человеческой культуры.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ПРОГРАММА КУРСА

«ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ»

Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания

Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.

Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность. Частные принципы профессиональной этики. Специфика и разновидности про­фессиональной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.

Тема 2. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду

Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педагоги­ческой деятельности. Социальные задачи отбора (селекции), хранения (кон­сервации) и передачи (трансляции) знания. Опасность личного консерватиз­ма педагога. Творчество и проблема «конкурентоспособности» в педагогиче­ской деятельности.

Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специ­фики педагогической деятельности. Нравственный смысл вопроса о профес­сиональной пригодности. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя.

Тема 3. Этика отношений в системе «педагог - учащийся»

Отношения в системе «педагог — учащийся»: общение «по вертикали». Пере­ход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в общении педа­гога и -учащихся в условиях демократизации общества и гуманизации образо­вания. Специфика и «барьеры» общения «по вертикали». «Противоположность» установок педагога и учащихся. Необходимость учета различий взаимодейст­вующих сторон (особенностей возрастной психологии, интересов и потребно­стей, уровня культуры).

Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе «педа­гог — учащийся». Доброжелательность, доверие и терпимость к взглядам и лич­ности учащегося. Необходимость и умение управлять своими чувствами, вос­питывать в себе положительное отношение, чувство любви к учащимся. Недо­пустимость неприязни и равнодушия в общении с учащимися.

Нормы и требования к общению в системе «педагог — учащийся»: корре­ляция действий педагога с мнениями и ожиданиями учащихся; недопусти­мость унижения достоинства учащихся; «требования к требовательности» пе­дагога; проблема дистанции в современной педагогике.

 

Тема 4. Этика отношений в системе «педагог - педагог»

Общие морально-психологические основы профессионально-делового общения. Роль морально-психологического климата в коллективе: отрицательный и положитель­ный микроклимат, формальные и неформальные отношения в коллективе.

Структура коллектива. Социально-психологические слои коллектива. Коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные, изолированные — учет их особенностей в профессиональном общении. Статус личности в коллективе: «звезды», «предпочитаемые», «отверженные» и др. Рас­пределение «ролей» в коллективе («генераторы идей», «исполнители», «экс­перты», «критики» и др.).

Культура делового общения. Демократичность, компетентность, толерант­ность как общие принципы современных деловых отношений. Надежность, обязательность, гибкость мышления и поведения, порядочность и коммуни­кабельность как нормы поведения в деловом общении. Некоторые принципы и «секреты» делового общения.

Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по го­ризонтали» — с коллегами и «по вертикали» — с администрацией.

Этика общения в педагогическом коллективе «по горизонтали» — в системе «педагог — педагог» («отношения в учительской»). Общечеловеческие и про­фессиональные регулятивные нормы общения между педагогами. Диалогич-ность, плюрализм, толерантность как основа общения «по горизонтали».

Специфика взаимоотношений в педагогическом коллективе. Объективные факторы, определяющие эту специфику: сложности в оценке педагогического труда и их последствия: проблема «неравенства» в педагогическом коллективе; проблема педагогического авторитета и мастерства; проблема критики в педа­гогическом коллективе; общение с молодыми коллегами. Субъективные фак­торы, влияющие на микроклимат в педагогическом коллективе: разница в уровне общей и профессиональной культуры, во взглядах и убеждениях; «ин­дивидуализм» педагогической деятельности; обостренная потребность педаго­га в авторитете и «профессиональные заболевания» (амбициозность, максима­лизм, подозрительность, обидчивость). Штампы и стереотипы в поведении учителя. Недопустимость и преодоление в себе «педагогического чванства», высокомерия, самоуверенности и самолюбования, максимализма и беском­промиссности. Толерантность, тактичность, терпимость к инакомыслию, стрем­ление к взаимопониманию — необходимая основа педагогической культуры.

Отношения «по вертикали» — административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе. Роль «человеческих отношений» в административно-деловом общении. Стиль руководства: демократический, ав­торитарный, либеральный. Проблема лидерства и авторитета. Принцип соци­альной справедливости и демократичности и их проявление в общении руко­водителя с подчиненными в педагогическом коллективе.

Этикет делового общения. Служебный этикет, его нормы и правила. Про­блема субординации в педагогическом коллективе. Манеры поведения и внеш­ний вид педагога, его имидж.

Тема 5. Этика педагога и ученого в системе высшего образования

Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду: творческий индивидуальный подход, большая свобо­да действий, особенности взаимоотношений со студентами. Демократизация современного вузовского образования и переход от парадигмы «обучения» к парадигме «учения» будущих специалистов.

Научная деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе: педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и поведе­нию ученого: соблюдение научной объективности в исследованиях; честность и добросовестность (проблема ошибки, компиляции и плагиата); требование доказательности; скромность и самокритичность; уважение оппонентов и тру­дов предшественников.

Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллек­тиве. Психологическая совместимость и несовместимость и их роль в научном коллективе. Специфика конфликтов в научных коллективах. Основные причи­ны конфликтов: разномасштабность мышления, претензионизм, недоверие к научному потенциалу руководителя, неудовлетворенность оценкой своего труда, появление «варягов».

Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в на­учном коллективе: умение поставить задачу, аргументированно убеждать, рас­пределять «роли» в коллективе. Соблюдение руководителем этических норм общения и управления. «Искусство руководства» научными сотрудниками.

«Моральные кодексы» ученых и их роль в регуляции общения в вузовских научных коллективах.

Тема 6. Этика гражданственности и политическая культура педагога

Этика гражданственности как нравственное основание политической куль­туры учащихся. Политическая культура педагога.

Нормативный характер этики гражданственности. Основные понятия эти­ки гражданственности: гражданское общество, гражданин, гражданственность. Права и обязанности, свободы и ответственность гражданина. Понятия равен­ства и справедливости, чести и достоинства гражданина. Патриотизм и космо­политизм.

Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толе­рантность — основные моральные принципы политических отношений. Поли­тическая компетентность, историческая память, национальное самосознание — моральные качества и нормы гражданского поведения.

Гражданственность и формы социально-политической активности личности. Гражданственность и отношение к политической власти: этика сотрудничества и противостояния. Конформизм и нонконформизм. Насилие и этика ненаси­лия. Политический тоталитаризм и авторитаризм, экстремизм, национализм, терроризм, фанатизм как проявления антикультуры в политике.

Тема 7. Экологическая этика и экологическая культура педагога

Экологическая этика как нравственное основание формирования экологи­ческой культуры учащихся. Экологическая культура педагога.

Нормативный характер экологической этики; ее основные проблемы. Со­временная экологическая ситуация в обществе. Глобальность моральной ответ­ственности личности за экологическую ситуацию на планете.

Новое экологическое мышление. Формирование энвайронментальной этики. «Нравственно-понимающее» отношение к природе. «Этика благоговения пе­ред жизнью»: сущность и парадоксы.

Биоэтика и биомедицинская этика: «открытые проблемы».

 

Тема 8. Этика и культура межличностного общения педагога

Общение как нравственная ценность. Общение в профессиональной дея­тельности педагога. Роль общения в познавательно-когнитивной деятельности. Общение как способ профессиональной самореализации педагога и как сред­ство манипулятивного воздействия на личность учащегося.

Нравственные основания общения. Роль моральных принципов и норм в об­щении. Гуманизм и авторитаризм, альтруизм и эгоизм в общении.

Психо-эмоциональные основания общения: возрастные, половые, психиче­ские характеристики личности. Экстравертность и интровертность. Знание себя и другого как психологическая основа общения. Психологический тип лично­сти и его влияние на характер межличностного общения. Совместимость и несовместимость, симпатия и антипатия в общении.

Культура общения: понятие, признаки, структура. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма пе­дагога. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении. Антикультура в общении. Диагностика и преодоление «дефектных уровней» и «барьеров» общения. «Секреты» и «тайны» общения.

Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Педагог в про­блемном поле молодежной субкультуры: этика взаимопонимания и общения. Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной ре­альности: профессиональная готовность педагога.

Тема 9. Этикет в профессиональной культуре педагога

Понятие и предназначение этикета. Этикет как внешнее проявление внут­ренней культуры личности. Этика и этикет. Условно-согласительный характер этикета. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей общества.

Основные требования этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе.

Общие принципы и нормы этикетной культуры. Правила этикета в конкретных ситуациях. Приветствия, обращение, знакомство. Манеры, жесты, мимика, позы.

Этикет в речевой деятельности. Культура речи и речевой этикет. Этикет ведения беседы. Этикет телефонного общения.

Простейшие правила поведения в общественных местах, на улице, в транспор­те, кино, театре, дискотеке; в деловой обстановке — на занятиях и на работе.

Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Официальные прие­мы: организация и проведение. Правила поведения в ресторане и в гостях. Эти­кет застолья. Культура в одежде.

 

2. Планы семинарских занятий

Занятие 1. Этика отношения педагога к своему труду

1. Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического тру­да и проблема ответственности педагога.

2. Полифункциональный характер педагогической деятельности.

3. Возможности творчества в педагогической деятельности.

4.Моральные нормы отношения педагога к своему труду.

5. Проблема соответствия педагога требованиям современной школы.

 

Занятие 2. Этика отношений в системе «педагог - учащийся»

1.Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения в общении педаго­га и учащихся.

2.Гуманизм и демократичность — основные принципы общения в системе «педагог — учащийся».

3.Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с учащимися

4.Любовь и уважение к учащемуся — норма и форма проявления.

5.«Открытые» проблемы в системе отношений «педагог — учащийся».

Занятие 3. Этика отношений в системе «педагог - педагог»

1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе.

2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе.

3. Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные ре­гулятивные нормы общения между педагогами.

4.Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отно­шений в педагогическом коллективе.

5.Профессиональные «ловушки» и стереотипы в нравственной регуляции поведения педагога.

6. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Отношения «по вертикали» — административные отношения управления и подчинения.

7. Служебный этикет, манеры поведения и внешний вид педагога.

Занятие 4. Этика и культура межличностного обшения педагога

1. Общение в профессиональной деятельности педагога.

2. Нравственные основания общения. Моральные принципы и нормы об­щения.

3. Психо-эмоциональные основания общения. Знание себя и другого как психологическая основа общения.

4. Культура общения: понятие, признаки, структура.

5. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога.

6. Антикультура в общении. «Дефектные уровни» и «барьеры» общения.

Занятие 5. «Открытые» проблемы современной культуры общения

1. Формирование культуры обшения учащихся и роль педагога в этом про­цессе.

2. Проблемное поле молодежной субкультуры: особенности, этика взаимо­понимания и общения.

3. Проблемы общения в современном технизированном мире. Виртуальное общение: перспективы и опасности.

 

Занятие 6. Этикет в профессиональной культуре педагога

1.Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности.

2.Основные принципы и нормы этикета.

3.Правила этикета в конкретных ситуациях (приветствия, обращение, зна­комство). Манеры, жесты, мимика, позы.

4.Культура речи и речевой этикет.

5.Простейшие правила поведения в общественных местах.

6.Правила поведения за столом.

7.Культура в одежде.

 

3. Темы для рефератов и самостоятельной работы

 

Профессиональная этика педагога

1.Свобода и ответственность в деятельности педагога.

2.Педагог — профессия творческая?

3.Консерватизм — добро или зло в педагогической профессии?

4.Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.

5.Уважение и унижение ребенка — в чем они проявляются?

6.Внутренний и внешний имидж педагога.

7.Эмоциональный мир педагога.

8.Нравственные аспекты оценки педагогического труда.

9.Нравственные коллизии отношений в учительской.

Этика гражданственности

10.Мораль и власть.

11.Политическое насилие и нравственность.

12.Политика — «грязное дело»?

13.Нравственный принцип толерантности в политике.

14.Формы морального протеста в демократическом обществе.

15.Моральная демагогия и политические репрессии.

16.Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа.

17.Историческая память и исторический манкуртизм.

18.Нравственно-психологические основы тоталитаризма.

19.Конформизм и нонконформизм как индекс нравственной культуры.

Экологическая этика

20.Этика экологическая и этика биомедицинская: точки соприкосновения.

21.Проблема жизни и смерти как центральная нравственная проблема.

22.Гуманность как основа биомедицинской деятельности.

23.Морально-этические проблемы научно-технического прогресса в медицине.

24.Этические проблемы генной инженерии и клонирования.

25.Нравственные проблемы эвтаназии: гуманность и врачебный долг.

26.Хосписы — готовы ли мы к ним?

Этика и культура общения

27.Общение: искусство или наука?

28.Общение как ценность.

29.Творчество в общении и общение в творчестве.

30.Проблема понимания в общении.

31.Трагедия непонимания в общении.

32.Одиночество — альтернатива общения.

33.Симпатия и антипатия в общении.

34.Толерантность в общении: значение, границы, мера.

35.Человек - цель или средство общения?

36.«Барьеры» общения и их преодоление.

37.Общение и юмор.

38.Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.

39.Духовность и душевность в общении.

40.Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку.

41.«Секреты» общения в семье.

42.Отцы и дети: парадоксы общения.

43.Дружба как высшая нравственная ценность.

44.Любовь как отношение и влечение.

45.Любовь и ее парадоксы.

46.Любовь и верность, любовь и ревность.

47.Любовь, секс, эротика.

48.Любовь мужчины и любовь женщины.

49.Отношение к женщине как показатель уровня культуры личности.

50.Супружеские конфликты: способы выхода из них.

51.Реферат по книге Ю. Рюрикова «Три влечения».

52.Реферат по книге Э. Фромма «Искусство любви».

53.Реферат по книге «Русский эрос» (раздел по выбору).

Этикет и его нормы

54.Этикет: исторические корни и современный смысл.

55.Этикет народов мира.

56.Роль этикета в деловом общении.

57.Светский этикет.

58.Как вести себя в гостях.

59.Как принимать гостей.

60.Правила поведения за столом.

61.Современный речевой этикет.

62.Мода и этикет.


ЛИТЕРАТУРА

Профессиональная этика педагога

Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестн. высш. шк. 1987. №9.

Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей выс­шей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специа­листа: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003.

Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. Пособие для руководи­телей общеобразоват. школ. М.,2001.

Галицких Е.О. Становление интегрального стиля профессионального мышле­ния будущего педагога. // Становление сознания специалиста: междисциплинар­ный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

Кабуш В. Т. Ученическое самоуправление. Пособие для классных руководи­телей и педагогов. Мн., 1998.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодейст­вия: Метод, пособие. Мн., 1993.

Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Мн., 1996.

Кочигер Я С, Чампер В.И. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.

Кухарев И.В. Директор учитсяОбратная связь в педагогической системе. Мн., 1989.

Кухарев Н.В., Решетько B.C. Диагностика педагогического мастерства и педа­гогического творчества: Опыт, критерии измерения, прогнозирование. Мн., 1996.

Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Мн., 2001.

Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод, пособие для учителей. — Мн., 1998.

Лаптенок С.Д. Этическое просвещение: теоретико-методологические про­блемы // Весщ БелАА. 1997. № 1.

Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 1994.

Мамед-заде Р. Профессиональная этика учителя. Баку, 1990.

Мшаткта Т.В. Педагагічная культура: запрашэнне да роздуму // Адукацыя и выхаванне. 1993. № 10- 12.

Мишаткина Т.В. Проблемы преподавания этики // Методический бюлле­тень (Республиканский институт высшей школы БГУ). Мн., 1996.

Мишаткина Т.В. Этика. Учеб. пособие. Мн., 2002.

Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. Мн., 1997.

Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. Л.К. Аверченко. Новосибирск, 1997.

Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. А.В. Петров­ского. М., 1986.

Педагогическая этика. Владимир, 1985.

Педагогические нововведения в высшей школе: технологии, методики, опыт: Материалы III Всерос. науч.-методич. конф. Краснодар, 1998. Ч. 2

Педагогические технологии. / Под ред. B.C. Кукушкина. Ростов-на-Дону, 2002.

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1998.

Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Мн., 1986.

Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. М„ 1997.

Русецкий А.В., Гащенко Л.А. Формирование патриотических ценностей в высшей школе.// Вышэйшая школа, 2001, №6.

Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.

Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003.

Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961.

Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М., 1963

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Киев, 1969.

Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1982.

Университетское образование и наука в XXI столетии. Материалы между­народ, науч.-методич. конф. Минск, 2003.

Ларин С.С., БашлаковаЛ.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция ком­муникативной деятельности педагогов. Мн., 1996.

Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988.

Шейное В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. Мн., 1991.

Шумская Л.И., Завадская Ж.Е. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью. Мн., 2000.

Этическая педагогика: Сб. СПб., 1993.

Robert В. Ban, John Tagg. From Teaching to Learning: A New Paradigm for Undergraduate // Education. Change. November-Decembe. r. 1995.

 

Вспомогательная литература

Этика гражданственности

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Игра по правилам (политическая этика). М., 1991.

Бакштановский В.И, Согомонов Ю.В. Этика гражданского общества // Будь лицом: ценности гражданского общества. Т. 1. Томск, 1993.

Дейч М. Коричневые. Неофашизм в России. М., 2003.

Жакунова Т.С Политика и мораль. М., 1992.

Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. М., 1991.

Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2002.

Патриотические традиции русского народа. СПб., 1993.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Юнг К.Г. Современность и будущее. Мн.,1992.

Экологическая этика

Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993. Введение в биоэтику: Учеб. пособие. М., 1999.

Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1996.

Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1992.

Гор Л. Земля на чаше весов. М., 1993;

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // Соч. М., 1994.

Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М., 1990.

Клаузура ноосферы: Сб. тезисов и статей по естественнонаучному обосно­ванию общечеловеческой этики. М., 1990.

Коновалова Л.В. Прикладная этика: Биоэтика и экоэтика. М., 1998. Вып. 1.

Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотноше­нии природы и общества. М., 1988.

Леопольд А. Природная пирамида // Экологическая Антология. М., 1992.

Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. М., 1990.

Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1991.

По ту сторону смерти. М., 1994.

Проблемы биоэтики: Реферат, сб. / Отв. ред. Б.Г. Юдин. М., 1993.

Токар Б. «Зеленая» альтернатива: создание экологического будущего. М., 1990.

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

Экологическая альтернатива. М., 1990.

Этика и культура общения

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. СПб., 1997.

Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989. Виртуальная реальность. М., 1997.

Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество: Тренинговый практикум по конфликтологии. Мн., 1996.

Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М., 2002.

Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. М., 2002.

Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М., 2000.

Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.; Рига, 1997.

Каган М.С Мир общения. М., 1988.

Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей? Мн., 1990.

Козлов И.И. Как относиться к себе и людям? М., 1994.

Крутое Н.Н., Крутова О.И. Человек среди людей. М., 1989.

Леей В.Л. Искусство быть собой. М., 1991.

Леей В.Л. Искусство быть другим. М., 1980.

Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997.

Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым: Учеб. пособие по психотерапии и психологии общения. Ростов н/Д, 2002.

Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов н/Д, 2002.

ЛукьянЯ.А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. Мн., 1986.

Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре XX века. Мн., 2000

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Паламарь А. О. Мудрость общения. М., 1990.

Пиз А. и Б. Язык взаимоотношений. Мужчина-женщина. М., 2000. Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991.

Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. М., 1990. Умеете ли Вы общаться? М., 1991.

Шмидт Р. Искусство обшения. М., 1992.

Шостром Э. Антикарнеги. М., 1992.

Этика и этикет

Безруких М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. М., 1991.

Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим... М., 1991.

Основы этикета и искусство общения. СПб., 1993.

Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. М., 1991.

Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002.

Хороший тон: Сб. правил и советов на все случаи жизни. М., 1990.

Шепель В.М. Секреты личного обаяния. М., 1994.

Школа этикета: поучения на всякий случай. Екатеринбург, 1995.

Этикет: дома и в гостях. Мн., 1993.

Ягодинский В.Н. Как себя вести. М., 1991.


СОДЕРЖАНИЕ

Вместо введения. Прикладная этика как «практическая философия»... 4

Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ

ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ........... …………………….7

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА:

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ........ …………………….11

2.1.Специфика педагогической деятельности......... …………………….. 11

2.2.Этика отношения педагога к своему труду....... …………………….. 18

Глава 3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ

«ПЕДАГОГ-УЧАЩИЙСЯ»........................ ………………………………24

3.1. Основные принципы межличностных отношений

педагогов и учащихся................................................ ………………………24

3.2. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры»

его общения с учащимися.......................................... ………………………34

Глава 4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ

«ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ»..................................... …………………………..39

4.1.Этика служебных отношений «по горизонтали»………………….......39

4.2.Этика служебных отношений «по вертикали». ……………………….48

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ВУЗЕ....59

5.1. Специфика вузовского образования и этика отношений

в системе «педагог—студент».................................. ……………………….60

5.2. Вузовское образование и этика науки............... ……………………….73

Глава 6. ЭТИКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ………………………..88




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.175 сек.