Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И его дефиниция 2 страница




Таким образом, факт признания прав человека Российской Федерацией порождает особый вид правовых отношений – правозащитные отношения, специфика которых, наряду с другими факторами, и обусловливает создание адекватной системы правового регулирования – правозащитного регулирования со свойственным этой системе единым методом, конкретизирующимся в соответствии с вышеописанной логикой на подотраслевые способы регулирования отношений, складывающихся в связи и по поводу осуществления права человека на правовую защиту.

Мы полагаем, что изложенное о сущности юридической природы и регулятивной ценности института защиты прав человека, а также характеристика общего понятия "метод правового регулирования" в совокупности с приведенными нами доводами в пользу существования единого метода регулирования правозащитных отношений, позволяет утверждать, что правозащитный метод может быть понят как гарантированный государством и международным сообществом способ регулятивного воздействия на правозащитные отношения, в целях обеспечения правовой защищенности личности с помощью комплекса правовых средств, организующих реализацию права человека на правовую защиту.

В юридической науке методы правового регулирования классифицируются по самым различным основаниям: а) в зависимости от исходных правовых позиций субъектов все методы подразделяются на метод субординации и метод координации; б) по специфике правового содержания нормативных предписаний – на методы запрета, ограничения, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения и т. п.; в) в зависимости от видов регулируемых правоотношений – на методы дозволения, координации, стимулирования, рекомендаций, принуждения, превенции, юридической ответственности. Этот же критерий, но уже в совокупности с отраслевой принадлежностью нормативной основы способа регулирования позволяет выделить методы конституционного, уголовно-процессуального, уголовно-правового, гражданско-правового, трудового и иных отраслевых методов регулирования т. д. [254]

Существует и вертикальная классификация методов правового регулирования. В ее основе лежит тезис о существовании общеправового метода регулирования общественных отношений как единого и потому предельно обобщенного способа воздействия всей национальной системы правового регулирования на общественные отношения. Такую позицию, в частности, отстаивает Ф. Н. Фаткулин. По его мнению, существует один общеправовой метод и отраслевые методы. При этом под общим методом он понимает систему"специфических средств, способов, приемов и форм выражения государственной воли в различных структурных элементах правовых норм и во всех их прямых производных, используемых законодателем при юридическом опосредствовании упорядочиваемых общественных отношений в зависимости от их сферы, рода, вида и иных особенностей"[255]. С точки зрения Ф. Н. Фаткулина, "выражения «единый метод» и «отраслевой метод» правового регулирования отнюдь не исключают друг друга, поскольку первое из них обозначает всю систему юридических средств, способов, приемов и форм, имеющихся в распоряжении законодателя для воздействия на общественные отношения в целом, а второе – тот специфический набор из этой системы, который типичен для той или иной сферы общественных отношений и норм соответствующей ей отрасли…права"[256].

Аналогичного мнения придерживается и А. М. Витченко. Исходя из того, что проблему правовых методов следует разрабатывать в двух направлениях – как в направлении обоснования общего метода, так и в направлении развития отраслевых методов, он полагает, что понятие "общий метод правового регулирования" – это "комплексное собирательное понятие, которое охватывает в качестве своих составных частей важнейшие элементы специфически юридического воздействия права на общественные отношения"[257].

Эти высказывания Ф. Н. Фаткулина и А. М. Витченко по проблеме классификации методов правового регулирования представляются нам весьма перспективными. Основное достоинство данного подхода заключается в том, что с этой позиции вся система правового регулирования предстает как система взаимосвязанных методов, которыми право в целом и его структурно-нормативные подразделения воздействуют на общественные отношения.

Вместе с тем общий метод правового регулирования и отраслевые методы не исчерпывают всего многообразия способов правового регулирования. Так, если исходить из того, что отраслевой метод правового регулирования – "это совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия отрасли права на общественные отношения, направленные непосредственно на формирование и выражение вовне возможного и должного поведения субъектов в регулируемых данной отраслью права отношениях"[258], то отсюда со всей очевидностью следует, что в эту схему не укладываются такие методы, как метод юридической ответственности, метод запретов, метод поощрения и др. Поэтому классификация методов, предложенная Ф. Н. Фаткулиным и А. М. Витченко, должна быть, по нашему мнению, дополнена еще одной группой методов – особыми методами правового регулирования. Их основной отличительный признак заключается в межотраслевом характере нормативной основы и регулируемых правом общественных отношений.

Общий метод правового регулирования представляет собой функционально-направленное выражение общего правового регулирования. Его специфика заключается в том, что право регулирует поведение людей и их коллективов посредством нормативного установления прав и обязанностей, обеспечиваемых государством. Смысл и значение выделения общего метода состоит в том, чтобы привести к общему знаменателю действие всей национальной системы правового регулирования в сфере общеправовых отношений. Общий метод правового регулирования содержит в себе в свернутом виде отраслевые и особые методы. Поэтому отраслевые и особые методы являются, по своей сути, специализированными формами выражения общего правового метода регулирования.

Выделение отраслевых и особых методов правового регулирования диктуется потребностью регулируемых правом общественных отношений в адекватном их специфике воздействии системы правового регулирования. "Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, – пишет В. М. Корельский, – порождает различия в методах и способах юридического воздействия"[259].

Мы поддерживаем широко распространенный в юридической науке вывод о том, что каждая отрасль права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Вместе с тем признаем, что наряду с отраслевыми методами регулирования существуют и иные, предмет которых формируется следующими двумя основными путями. Во-первых, посредством выделения из предметов различных отраслей права той или иной группы однородных общественных отношений и последующего их объединения в один комплекс. Такова, например, логика складывания методов юридической ответственности, правового поощрения и др. Во-вторых, в результате появления в различных отраслях права новых, ранее неизвестных правовой системе общественных отношений, требующих однотипного правового регулирования. В качестве примера такого пути складывания метода правового регулирования можно привести процесс формирования методов частноправового и публично-правового регулирования.

В группу особых методов правового регулирования входит и правозащитный метод, который, как было установлено, имеет свой предмет и набор соответствующих средств правового воздействия. Характеристике предмета правозащитного метода, а также его сущностным чертам и особенностям действия посвящены второй и третий параграфы настоящей главы.

§ 3. Сущность правозащитного метода

регулирования общественных отношений

Регулятивное воздействие института защиты прав человека на общественные отношения основано на юридически значимых, регулятивных свойствах права человека на правовую защиту. Само же это право вовлекается в правовую систему общества в форме субъективного права с последующим приобретением им свойств права объективного. Данные обстоятельства, наряду со специфическим характером правозащитных отношений, в решающей степени определяют особенности сущности правозащитного метода регулирования общественных отношений.

Научная и практическая важность постановки вопроса о сущности правозащитного метода регулирования общественных отношений обусловливается потребностью четкого обозначения всех тех юридических средств, которые, во-первых, по своей природе являются предметным содержанием именно правозащитного регулирования (т. е. вытекают из права человека на правовую защиту и в своей совокупности образуют регулятивный срез всего института защиты прав человека), а во-вторых, функционально предназначены для достижения такого рода воздействия на общественные отношения.

В специальной литературе категория "сущность метода правового регулирования общественных отношений" не получила должного самостоятельного исследования. Вместе с тем надо отметить, что в общем виде вопрос о наиболее специфичных и устойчивых чертах того или иного метода ставился давно[260]. По этому поводу С. С. Алексеев пишет: "Метод правового регулирования в концентрированном виде собирает в единый фокус правовые особенности данной отрасли права, отражая то основное, что характеризует его правовую сущность" [261]. Более того, в ряде случаев некоторые авторы прямо говорят о сущности конкретных методов. Так, В. М. Горшенев описывает сущность рекомендательного[262], поощрительного[263], принудительных[264] и иных методов регулирования общественных отношений.

Однако следует признать, что в современном отечественном правоведении отсутствует развернутая и сколько-нибудь удовлетворяющая потребности теории и практики характеристика сущности метода правового регулирования. Свидетельством этого является анализ научных исследований, который выявляет значительный разнобой во мнениях и выводах ученых относительно того, что собой представляет главная, т. е. сущностная черта метода регулирования, и в какой плоскости правовой действительности она располагается. В процессе обобщения высказываний ученых обнаруживаются три основных варианта понимания сущности метода правового регулирования. С определенной долей условности эти варианты можно назвать нормативным, функциональным и поведенческим.

Особенность нормативного понимания сущности метода правового регулирования вытекает из утверждения о том, что "методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они выражают самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования; следовательно, в системе права они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения – в отрасли права"[265]. С этой точки зрения, главная характеристика метода заключена в нормативно-регулятивных особенностях институтов права (отраслях, институтах – вплоть до отдельной правовой нормы)[266] и понимается как нормативный способ воздействия права на общественные отношения.

Функциональный подход основан на признании методологической роли функций правового регулирования по отношению к методу. Под таким углом зрения вполне логичным выглядит утверждение о том, что сущность метода – это форма, способ осуществления функций правового регулирования[267].

Специфика "поведенческого" толкования категории "сущность метода правового регулирования" состоит в признании того, что главное в назначении метода – это определение поведения людей. "В методе правового регулирования как способе воздействия на сознание и волю людей, – пишет А. И. Процевский, – проявляются два свойства права: определение поведения людей вообще и определение их поведения применительно к данному виду общественных отношений"[268].

Таким образом, спектр предлагаемых решений охватывает практически все звенья системы правового регулирования – от указания на принадлежность сущности метода к нормативной форме бытия права до ее понимания в качестве регулятора, реализующегося в конкретном правомерном поведении субъектов правоотношений. Однако, с нашей точки зрения, обозначенные подходы носят неоправданно абстрактный характер и способны высветить лишь внешние свойства сущности метода правового регулирования[269], т. е. его фактическое содержание, а не скрытое и закономерное в нем.

Вместе с тем нельзя не заметить, что между нормативной, функциональной и поведенческой характеристиками сущности метода регулирования имеется нечто общее, характеризующее их изнутри как единый процесс воздействия права на общественные отношения. Этим общим являются пути воздействия права (институтов права) на общественные отношения. К числу таких обязательных путей относятся: 1) предоставление лицам субъективных прав; 2) возложение на лица юридических обязанностей; 3) угроза применения мер государственного или общественного воздействия; 4) обеспечение государственного принуждения[270]. Анализируя эти пути воздействия права на общественные отношения, В. Ф. Яковлев приходит к выводу, что приемы их осуществления представляют собой сущность метода правового регулирования. С его точки зрения, приемы, во-первых, олицетворяют в методе наиболее устойчивое и закономерное, а во-вторых, отражают в себе специфику упорядоченного, целенаправленного и обеспеченного государственным принуждением способа правового регулирования общественных отношений. "Все отраслевые методы, – пишет В. Ф. Яковлев, – сохраняют основное качество правового регулирования, состоящее в установлении обеспеченных государством прав и обязанностей участников регулируемых отношений. Но в разных отраслях права установление прав и обязанностей и обеспечение их государственным принуждением происходит по-разному"[271].

Однако мы полагаем, что прием правового регулирования (или их совокупность) не может выступить выразителем сущности такого явления, как метод правового регулирования. В основном наше возражение связано с тем, что понятие "прием правового регулирования" характеризует "техническую" сторону метода, а не его ценность как направленного распределителя прав и обязанностей между субъектами права. В то время как общепризнанно, что основное назначение метода заключается в том, чтобы осуществить целенаправленное возложение на субъектов прав и обязанностей. По этому поводу В. Н. Кудрявцев пишет: "Основной метод правового регулирования – возложение на субъектов юридических обязанностей и предоставление им прав"[272]. Именно в том, что метод правового регулирования является способом распределения между субъектами прав и обязанностей, и состоит, по нашему мнению, его сущность. По отношению к ней пути и приемы – это средства ее реализации. Таким образом, можно утверждать, что сущность метода правового регулирования заключена в целенаправленном и результативном воздействии права на общественные отношения путем распределения (возложения) между его сторонами прав и обязанностей.

Определяя исходные точки выявления и исследования сущности правозащитного метода, необходимо подчеркнуть и еще одно обстоятельство. Дело в том, что в рамках нормативного, функционального и поведенческого понимания сущности метода областью ее бытия признается только объективное право. В то же время не вызывает сомнений, что метод как способ правового регулирования в равной мере может вытекать как из объективного права, так и из права субъективного[273]. В этой связи следует согласиться с В. Ф. Яковлевым, который пишет: "Поскольку метод представляет собой способ воздействия…права на поведение людей, то он неизбежно выступает также и как способ организации правовых связей субъектов. …Поэтому он должен быть раскрыт не только в плане объективного, но также и субъективного права"[274]. Это, на наш взгляд, принципиальное положение, без учета которого невозможно понять сущность, раскрыть структуру и особенности действия правозащитного метода. Именно благодаря данному обстоятельству появляется возможность преодолеть представления об обязательной жесткой связанности метода правового регулирования с объективными свойствами позитивного права. С этой точки зрения становится понятным, почему такое субъективное право человека, как его право на правовую защиту, будучи только признанным международным сообществом и государством, но еще не закрепленным в национальном действующем законодательстве, фактически осуществляет регулятивное воздействие на поведение людей. Это реальное проявление особенности правозащитного метода регулирования, которое не свойственно ни одному ни другому внутриотраслевому методу, нашло нормативное закрепление в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Закрепляясь в Конституции РФ в качестве одного из принципов, данное положение трансформируется далее и в отраслевое законодательство, формируя в нем и соответствующие сегменты правозащитного регулирования. При этом, в какой бы форме ни находились права человека и в каких бы источниках они ни закреплялись, они объявляются высшей правовой ценностью. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства", – установлено в ст. 2 Конституции РФ. Более того, Конституция РФ прямо закрепляет и такой принцип: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Таким образом, для субъективных прав человека (в том числе и для права человека на правовую защиту) создается особый режим регулирования, отличительной чертой которого является закрепление статуса универсальности их действия.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что сущность правового метода регулирования не может быть исчерпана указанием на одно какое-либо его свойство – нормативность, функциональность или способность метода осуществляться в реальном правомерном поведении субъектов правоотношений. Она аккумулирует в себе эти качества и концентрированно выражается в целенаправленном распределении с помощью различных юридических средств, прав и обязанностей между субъектами права. Благодаря этому метод правового регулирования превращается в авторитетное и эффективное средство упорядочения общественных отношений путем целенаправленного воздействия как объективного, так и субъективного права на волю и сознание людей.

С этих позиций становится очевидным, что проблема сущности правозащитного метода регулирования в главном и основном сводится к характеристике тех закономерностей, в рамках которых осуществляется: 1) приобретение человеком права на правовую защиту, как юридически гарантированного варианта поведения, состоящего как в пользовании правовой защищенностью своих интересов, так и в возможности преодоления и устранения препятствий в реализации его прав, в том числе и средствами правового принуждения; 2) формирование и возложение на лиц юридических обязанностей, корреспондируемых с правом человека на правовую защиту.

Отметим, что поскольку правозащитный метод регулирования выражает целенаправленность всего правозащитного регулирования, то не вызывает сомнений, что его цель располагается в плоскости сущности. В этой связи следует особо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 2 Конституции РФ основной целью правовой системы нашего общества является правозащитная цель. Однако указание на цель не исчерпывает всей специфики сущностных черт метода правозащитного регулирования. Его отличительные особенности вытекают и из принципов правозащитного регулирования[275]. Все эти принципы закреплены в Конституции РФ: принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека (ч. 2 ст. 17); принцип непосредственного действия прав и свобод человека (ст. 18); принцип личной неприкосновенности человека (ст. 22); принцип гарантированности правовой защиты прав и свобод человека (ст. 45); принцип гарантированности правовой помощи (ст. 48) и др.

Указанные цель и принципы правозащитного регулирования сообщают соответствующие особенности содержанию метода и его действию. В совокупности они придают ему статус особого способа правового регулирования правозащитных отношений. Среди них наиболее отчетливо выделяются такие свойства: 1) универсальность действия правозащитного метода. Она основана на том, что юридическая природа и регулятивная ценность права человека на правовую защиту обеспечивают способность этого права воздействовать на действия государства и иных лиц безотносительно того, в какой форме оно, это право, существует и где оно реализуется; 2) обусловленность правозащитного метода особыми, правозащитными отношениями, сфера функционирования которых выходит за рамки национальной правовой системы и не укладывается в предмет регулирования какой-либо одной отрасли права; 3) комплексность нормативно-правовой основы правозащитного метода; 4) соответствие правового регулирования защиты прав человека международным стандартам правового обеспечения защиты прав человека.

 


Глава 2. Предмет регулирования и особенности

действия правозащитного метода

§ 1. Предмет регулирования правозащитного метода

Как известно, факт существования того или иного метода правового регулирования обусловлен наличием особой группы волевых общественных отношений, которые объективно нуждаются в регулятивном воздействии со стороны права. Именно эта группа и рассматривается как предмет правового регулирования. "Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в данных социально-политических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования"[276]. При этом следует иметь в виду, что общественные отношения способны выступить предметом правового регулирования при условии понимания их в качестве формы осуществления волевой деятельности человека, в данном случае правовой деятельности[277]. "Существенная особенность регулируемых правом общественных отношений, – поясняет С. С. Алексеев, – заключается в том, что они могут быть предметом правового воздействия лишь постольку, поскольку выступают в качестве волевых отношений"[278].

Предмет и метод правового регулирования находятся в жесткой взаимосвязи. Это обстоятельство позволило С. С. Алексееву сделать важный вывод о том, что метод выступает свойством предмета регулирования. Отсюда вытекает, что общественные отношения не просто детерминируют метод регулирования, но и выражаются в нем сообразно его собственной природе.

Наиболее содержательное выражение в методе правового регулирования находят сложившиеся в общественных отношениях общие правовые дозволения, запреты и обязывания. Они, выступая своеобразным мостиком между предметом и методом правового регулирования, предопределяют приемы, каким метод может и должен воздействовать на свой предмет. А складывающаяся на их основе система метода правового регулирования представляет собой не что иное, как реализацию этих, по своей природе социально-юридических, общих правовых "предписаний". В этой связи надо согласиться с С. С. Алексеевым, который пишет: "И ОБД и ОБ3 принадлежат, судя по всем данным, к глубинному пласту механизма правового регулирования, к той его плоскости, которая расположена "ближе" к экономике, другим определяющим факторам социальной жизни. ОБД и ОБ3 – уже в рамках права – передают вместе с принципами права импульсы от метаюридических определяющих факторов ко всем звеньям механизма правового регулирования"[279]. Поэтому трудно согласиться с В. Л. Кулаповым, который утверждает, что нормы права являются первичным источником метода правового регулирования[280]. Очевидно, следует сказать по-другому: нормы права являются первичным формально-определенным юридическим источником.

Исходя из логики вышеизложенных рассуждений, нужно признать правильным утверждение о том, что существенное значение в формировании защиты прав человека как метода правового регулирования (правозащитного метода) представляют те общественные отношения, в которых, во-первых, складываются первичные (общие) предписания (обязывания, дозволения и запреты), выражающие как свою естественно-социальную основу притязания человека на защиту его природных, душевных и духовных свойств, а во-вторых, формируется правозащитная направленность регулятивного воздействия всего набора правовых средств – инструментального оснащения реализации правозащитных полномочий. В связи с этим, перефразируя известное выражение В. Д. Сорокина, можно сказать, что существование и функционирование правозащитного метода регулирования общественных отношений связано со следующими факторами: признанием права человека на правовую защиту (общее дозволение); соблюдением этого права всеми субъектами общественных отношений (общее обязывание); запрещением его нарушения под угрозой применения мер принуждения (общий запрет)[281]. Эти первичные предписания, конкретизируясь в юридическом содержании правозащитного отношения, и образуют главное, исходное в содержании метода правозащитного регулирования. Реально это выражается в следующем. Под действием общих предписаний складывается юридическое содержание правозащитных отношений, и далее они самым прямым и непосредственным образом "участвуют" в формировании правозащитного сегмента в законодательстве, системе права и юридической практике и, таким образом, с необходимостью образуют адекватную себе систему правозащитного регулирования с присущим ей методом воздействия на общественные отношения. "Представляя собой самостоятельные, особые, субстанциональные правовые явления, – пишет С. С. Алексеев, – (они одновременно имеют черты и юридических норм, и юридических прав и обязанностей, но не сводимы ни к тому, ни к другому), общие дозволения и общие запреты выполняют в правовом регулировании общую регулятивно-направляющую роль, и, выступая для субъектов в виде определенной меры свободы (долга), они одновременно действуют и через всю систему связанных с ними юридических норм и их комплексов"[282].

В юридической науке права человека и их защита еще не подвергались анализу в плоскости общих правовых предписаний, однако то обстоятельство, что именно они являются социально-юридическими формами опосредования связи социально-природных основ прав человека и их защиты с соответствующими правоотношениями, не вызывает сомнений.

Правозащитные отношения – явление новое в нашей правовой системе, а потому фактически еще не исследованы специалистами. Отмечая это обстоятельство, Н. И. Матузов пишет: "Необходимо сказать, что практика реализации фундаментальных естественных прав человека у нас пока небогата, поскольку сами эти права официально признаны и законодательно закреплены сравнительно недавно. Этой практике еще предстоит сложиться, а науке придется ее изучать и обобщать"[283].

Анализ правозащитного отношения в интересующем нас аспекте предполагает, во-первых, выделение его из общего ряда правоотношений, а во-вторых, установление и исследование состава правозащитного отношения. При этом необходимо соблюдать следующее правило, сформулированное Л. Д. Воеводиным: "Выявляя нужное правоотношение из всей массы смежных с ним отношений, необходимо заботиться о том, чтобы установить все существенные признаки фактического состава данного правоотношения, которые в своей совокупности дают полную его картину, без каких-либо изменений, таким, каким оно имеется в реальной действительности"[284].

Правозащитные отношения – во многом особые правоотношения. Но это именно правоотношения, поскольку им присущи все обязательные черты последних, преломленные через их специфику. Укажем на следующие их особенности: 1) они возникают на основе такого юридического явления, как право человека на защиту. Это право порождает правозащитное отношение независимо от того, зафиксировано оно в национальном законодательстве или нет. В любом случае индивид вправе и самостоятельно, и с помощью других субъектов осуществлять защиту своих прав, инициируя осуществление в рамках этих отношений правозащитных полномочий как внутригосударственных, так и международных правозащитных органов и организаций[285]; 2) они характеризуются юридической связью сторон, в которой управомоченная сторона (субъект права на правовую защиту) возлагает соответствующую юридическую обязанность на другую; 3) осуществление права человека на правовую защиту и исполнение связанной с ним юридической обязанности обеспечены возможностью государственного и международного принуждения, но могут быть реализованы и без вмешательства правозащитных органов и организаций.

Указанные черты позволяют выделить правозащитные отношения из всей массы правоотношений, складывающихся в самых различных областях системы правовых отношений. К их числу прежде всего надо отнести следующие: отношения между государством (его органами) и каждым отдельно взятым человеком, социальными группами и обществом в целом; отношения внутри государства, между его органами по поводу нормативно-правового и организационно-правового обеспечения прав человека; волевые отношения между людьми, вовлеченными в процесс реализации права человека на правовую защиту; отношения между государством и международным сообществом в лице его правозащитных организаций; отношения между государствами по поводу и в связи с обеспечением прав человека.

Наиболее полно своеобразие правозащитных отношений выражается в элементном составе – объект, субъект и содержание. Специфика свойств этих элементов прямо подводит к выводу о том, что правозащитные отношения являются тем материальным основанием, который, во-первых, обусловливает необходимость существования именно правозащитного метода регулирования, а во-вторых, предопределяет его сущность, основные черты и особенности действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.