Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размышляем вместе




Резюме

 

Антропологический подход является одним из методологических в современной педагогике. Педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Развитие, социализация, формирование личности происходит в результате комплексного взаимодействия внутренних (наследственность, деятельность, общение, отношения личности) и внешних (среда, воспитание) факторов. Соотношения социального и биологического в формировании личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития и в разных жизненных ситуациях.

Воздействие различных факторов на развитие личности во многом обусловлено половозрастными и индивидуальными особенностями растущей личности. Педагогу необходимо учитывать в своей практической деятельности закономерную связь между возрастными, типологическими и индивидуальными психическими возможностями и особенностями ребенка и предлагаемыми содержанием, средствами и способами его образования.

Наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности у детей с особыми образовательными потребностями. К ним относятся одаренные дети, трудновоспитуемые (в том числе социально и педагогически запущенные) дети, а также дети с особенностями психофизического развития. Всех они - так называемые «исключительные дети» (exceptional children), находящиеся выше или ниже нормы. К таким детям и подросткам нельзя подходить со средними мерками, использовать стандартные методы и технологии обучения.

В истории образования просматриваются две педагогические позиции в решении проблемы становления субъектности растущей личности в своем развитии и воспитании. Для первой свойственны признаки социетарной, знаниевой, педоцентристской парадигм, то есть взгляд

на человека как на объект педагогического процесса. Воспитание при этом трактуется как

влияние, воздействие, управление, и недостаточно учитывается фактор саморазвития личности.

Вторая позиция представлена культурологической, человекоориентированной, детоцентристской и собственно гуманистической образовательными парадигмами и рассматривает растущую личность в качестве субъекта педагогического процесса. Это приводит к пониманию процесса воспитания как создания условий для саморазвития, самореализации субъектов педагогического процесса.

Высшим уровнем проявления субъектности личности в воспитании является самовоспитание. Поэтому формирование способности и умений растущей личности к самовоспитанию и самообразованию – важнейшая задача педагога.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Докажите, что современная теория развития личности является антропологическим базисом педагогики.

2. Какие концепции развития личности предложены в зарубежной и отечественной педагогике? Раскройте их содержание.

3. Каковы основные закономерности развития личности?

4. Раскройте значение наследственности, среды и воспитания в развитии и формировании личности. Приведите примеры.

5. Обоснуйте утверждение о том, что деятельность является важнейшим внутренним фактором развития личности. Какова структура деятельности?

6. Охарактеризуйте функции разных видов деятельности в развитии личности.

7. Почему важно организовать деятельность как выражение тех или иных отношений воспитанников к себе и окружающему миру? Какими путями и средствами этого можно достичь?

8. Опишите особенности воспитания и обучения детей разного возраста, опираясь на теорию возрастного развития личности.

9. Как современная теория и практика образования учитывают специфику развития человека, обусловленную его половой принадлежностью? Приведите примеры.

10. Каковы особенности обучения и воспитания одаренных детей?

11. Определите понятие «трудновоспитуемость». Раскройте сущность и основные причины этого явления.

12. Охарактеризуйте стадии развития социально-педагогической запущенности? Каковы пути её предупреждения?

13. Какие пути решения проблемы неуспевающих детей предлагает коррекционная педагогика?

14. Сформулируйте общие правила преодоления «сопротивления воспитанию».

15. Назовите и дайте краткую характеристику основных категорий детей, имеющих особенности физического, интеллектуального, психического развития.

16. Охарактеризуйте возможные позиции ребенка в образовательном процессе.

17. Раскройте биологическое, психологическое и социальное основания изначальной субъектности ребенка в собственном развитии и воспитании.

18. Докажите, что самовоспитание есть высший уровень проявления субъектности личности в ее воспитании. Опишите этапы и методы самовоспитания.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. - Мн.: ООО “Асар”, 2003. – C. 40-53.

2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – С. 67-82; С. 123-128.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 29-39.

4. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общества России, 2002. – С. 135-154.

5. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Мн.: Аверсэв., 2003. – С. 121-124; 130-135; 146-157.

6. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 83-99.

7. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 72-95; 99-125.

8. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 103-122.

9. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. II.

10. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 112-128.

11. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. – С. 67-87; 97-112; 121-127.

12. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С. 329-355; 369-372.

13. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. – С. 66-87.

14. Хитрюк, В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций / В.В. Хитрюк. – Мн.: Жасскон, 2006. – С.26-38.

 

В ваш педагогический словарь

 

· Педагогическая антропология - система педагогических взглядов, основанных на данных наук о человеке.

· Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; это все качества и свойства человека, которые он приобретает в процессе взаимоотношений с другими людьми и которые характеризуют его как члена общества.

· Индивидуальность - своеобразие психических, личностных и иных качеств и свойств индивида, отличающее его от других людей.

· Наследственность - свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений.

· Среда окружающая – природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.

· Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

· Деятельность - регулируемая сознанием (цели, мотивы) внутренняя (психическая) и

внешняя (физическая) активность человека, порождаемая его потребностями.

· Умение – способность осознанно выполнять определенное действие, способ успешного его выполнения.

· Поведение – деятельность, связанная с межличностными взаимоотношениями, т.е. направленная на других людей.

· Отношения личности – система индивидуальных, сознательных, избирательных, оценочных связей личности с различными сторонами действительности.

· Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

· Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности.

· Одаренность - высокий уровень развития и проявления способностей.

· «Трудновоспитуемость» - сознательное или бессознательное сопротивление ребенка или подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное разными причинами.

· Дидактогения – возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащихся, вызванное непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т.п., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях.

· Девиантное поведение – поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм.

· Самовоспитание – сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, своей базовой культуры в целом.

· Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества.

 

Материал для «вставок на полях или по тексту»

 

«…человеческая личность есть продукт воспитания, так как без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собственной жизни» (В.М. Бехтерев).

Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир....Человек - микрокосм и заключает в себе все (Н.А. Бердяев).

«Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель – не из камней» (В. Франкл).

«...давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности» (К.Д. Ушинский).

В качестве движущих сил личностного развития ребенка выступают, с одной стороны, те внутренние противоречия, с которыми он сталкивается в процессе взросления, а с другой стороны – внешние стимулы, побуждающие его изменяться как личность… (Р.С. Немов).

Процесс развития тех или иных функций, как и всей системы задатков в целом, ограничен во времени – наступает время, когда та или иная функция, а затем последовательно все остальные функции исчерпывают отпущенный природой лимит времени и они, так сказать, выключаются, гаснут практически навсегда и безвозвратно (Ш.А. Амонашвили).

Отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания (Б.М Теплов).

Возраст – это тиран, который повелевает (Э. Делакруа).

…Соответственно корни всего должны закладываться в младенчестве, пока дети как бы несознательны и ничего не замечают, а когда начнут сознавать, то увидят, что у них уже есть (а) жизнь, (б) здоровье, (в) энергия, (г) умение действовать, (д) нравы, (е) благочестие (Я.А. Коменский).

Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости (Г. Ибсен).

Отрочество – это беспокойство: вдруг я не такой, как все?

И ужас: вдруг я такой, как все? (Е.М. Винокуров).

«…счастливая переработка характера дается не всем юношам; для некоторых первоначальная порча, вынесенная из периода первого детства, остается окончательной. Если так, то очевидно, что главнейшие основы характера человека кладутся в возрасте первого детства (И.А. Сикорский).

«…детство есть период интенсивного усвоения достижений культуры в непосредственной практической жизни ребенка через активное взаимодействие его с окружающей действительностью на уровне культуры (Н.Е. Щуркова).

«…порою из дурных качеств складываются великие таланты» (Ларошфуко).

…школа не считается, да и не может считаться с индивидуальной психологией каждого ребенка. …Такое положение будет до тех пор, пока школа не захочет облегчить сама себя, произведя дифференциацию в среде своих питомцев (В.П. Кащенко).

Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какой-либо дефективности…а наоборот – по причине сложности и богатства своей натуры…(В.Н. Сорока-Росинский).

…как раз-то наиболее яркие во всех отраслях жизни люди очень часто бывали горем для родителей и воспитателей и предметом их отчаяния – достаточно прочесть биографии наших выдающихся писателей и общественных деятелей, чтобы многих из них отнести к числу трудновоспитуемых (В.Н. Сорока-Росинский).

Не менее развитый, а иначе развитый (Л.С. Выготский).

Не существует универсально одаренных людей – более того, человек неповторим именно в силу своего отклонения от нормы и средних стандартов (В. Франкл).

Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания (Я. Корчак).

…достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).

Было бы, конечно, грубой ошибкой рассматривать каждого неуспевающего ученика как ребенка с отклонениями в развитии. … По сути дела, каждый неуспевающий ученик не успевает по-своему (Т.А. Власова).

«с объективной точки зрения, трудный ученик – такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик - такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы» (П.П. Блонский).

Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим (П.Ф. Каптерев).

«Воспитывай так, чтобы твой воспитанник становился собственным своим воспитателем» (П.Г. Редкин).

По мере взросления в жизни человека все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния (А.В. Брушлинский).

Противоречие «безответственность детства – ответственность юности» разрешается за счет последовательного развития способности ребенка быть субъектом (Н.Е. Щуркова).

I. Взаимосвязь понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» психологи (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский и др.) выразили следующей формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»

На основе этой формулы раскройте взгляды психологов и педагогов по проблеме соотношения биологического и социального в развитии человека.

II. Известный австрийский психолог В. Франкл утверждал, что судьба может быть «представлена человеку в трех принципиальных формах: 1) как его естественная предрасположенность или природный дар; 2) как ситуация, т.е. целостность его внешнего окружения; 3) как взаимодействие предрасположенности и ситуации, которое формирует человеческую позицию». Однако люди, по его мнению, могут сменить эту позицию, изменить свое отношение и к своей биологической, психической природе и к социальной предопределенности. Судьба не жестко предопределяет поведение человека, он «меньше всего продукт наследственности и окружения»; человек в конечном счете сам решает за себя!» (Франкл, В. Человек в поисках смысла / В Франкл; под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. – С. 109, С. 208.

Согласны ли вы с В. Франклом? Ответ обоснуйте.

Какие педагогические выводы можно сделать из этого утверждения?

III. В философской автобиографии Н.А. Бердяев так рассказывает о себе: «Во мне необычайно рано пробудился интерес к философским проблемам, и я осознал свое философское призвание еще мальчиком. Учился я всегда посредственно и всегда чувствовал себя малоспособным учеником. Одно время у меня был домашний репетитор. Однажды он пришел к отцу и сказал, что ему трудно заниматься с таким неспособным учеником. В это время я уже много читал и рано задумывался над смыслом жизни. Но я никогда не мог решить ни одной математической задачи, не мог выучить четырех строк стихотворения, не мог написать страницы диктовки, не сделав ряд ошибок» (Бердяев, Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев.- М.: «Книга», 1991. – С. 23). И далее: «Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание… Я не могу пассивно отвечать. Мне сейчас же хочется развить собственные мысли» (там же. – С. 24).

Почему известный всему миру философ так же, как и его домашний репетитор, считал себя неспособным учеником? Как сам философ объяснял это?

Одаренностью какого вида обладал Николай Бердяев в детстве? Ответ обоснуйте.

IV. Сформулируйте педагогическую проблему, обозначенную словами из детской песни: «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти мальчишки?

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти девчонки?»

Какими же психическими и личностными свойствами различаются мальчики и девочки?

V. Ребенок родился в неблагополучной семье (в семье алкоголиков и т.п.). Какова вероятность того, что он будет «трудновоспитуемым»? Ответ обоснуйте.

VI. Занимаясь самовоспитанием, человек принимает определенные самообязательства. Известно, например, что известный педагог К.Д. Ушинский также формулировал самообязательства: 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случиться. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет (По: Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. – С. 110).

Какими могут быть ваши самообязательства? Получается ли у вас их соблюдать? Каковы результаты?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.