Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Строение и разнообразие земноводных и пресмыкающихся




Цель: расширить и систематизировать знания о земноводных и пресмыкающихся.

Материалы и оборудование: влажные препараты лягушки, ящерицы, ужа и гадюки, живые лягушки, жабы, ящерицы, коллекции скелетов лягушки, черепахи и ящерицы, таблицы по темам «Земноводные» и «Пресмыкающиеся», диафильмы «Разнообразие и значение земноводных», «Биологические особенности пресмыкающихся».

 

Самостоятельная работа

Задание 1. Внешнее строение земноводных и пресмыкающихся.

Рассмотрите влажные препараты, иллюстрированные таблицы, живых представителей земноводных и пресмыкающихся. Зарисуйте бурую лягушку (остромордую или травяную), подпишите отделы тела (голова, туловище), передние и задние конечности (подсчитайте и укажите количество пальцев на них), рот, глаза, барабанную перепонку, ноздри, височное пятно, плавательные перепонки, а также ящерицу прыткую и ужа обыкновенного, подпишите отделы тела (голова, шея, туловище, хвост), передние и задние конечности, рот, глаза, ноздри.

Укажите среду обитания этих видов животных. Научитесь отличать ужа от гадюки.

Ответьте на вопрос (предварительно рассмотрев объекты): Чем отличаются между собой лягушки и жабы (земноводные), тритоны (земноводные) и ящерицы (пресмыкающиеся)? Можно использовать диафильм.

 

Задание 2. Внутреннее строение земноводных и пресмыкающихся.

Рассмотрите влажные препараты вскрытых лягушек и ящериц, топографию внутренних органов. Найдите и покажите внутренние органы на иллюстрированных таблицах. Запишите в альбоме, какие имеются отличия во внутреннем строении между земноводными и пресмыкающимися.

 

Задание 3. Строение скелета земноводных и пресмыкающихся.

Рассмотрите скелеты лягушки, ящерицы и черепахи. Сравните их.

Заполните таблицу: «Особенности строения скелета земноводных и пресмыкающихся»

Признаки Лягушка (земноводные) Ящерица (пресмыкающиеся)
Череп (указать наличие черепа, чем он представлен: хрящами, костями)    
Позвоночник (отделы) (указать количество позвонков в отделах):    
а) шейный    
б) туловищный    
в) грудной    
г) поясничный    
д) крестцовый    
е) хвостовой    
Грудная клетка    
Плечевой пояс    
Тазовый пояс    
Передняя конечность    
а) плечо    
б) предплечье    
в) кисть    
Задняя конечность    
а) бедро    
б) голень    
в) стопа    

Ответьте на вопрос: В чем состоит отличие в строении скелета лягушки и ящерицы?

 

Задание 4. Земноводные и пресмыкающиеся Красной книги РБ.

Пользуясь Красной книгой РБ, рассмотрите земноводных и пресмыкающихся, составьте их список, укажите видовое название, отряд, категорию охраны, известные находки в республике, причины исчезновения.

 

Домашнее задание:

Составьте схемы жизненных циклов лягушки травяной и ящерицы прыткой, используя ключевые слова: икра, яйцо, головастик (укажите, в чем состоит его сходство с рыбами), неполовозрелая и половозрелая особь.

Подумайте: У кого из этих животных будет оплодотворение наружное, а у кого внутреннее?

 

Литература

1. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990. – С.122-139.

2. Красная книга Республики Беларусь: Животные – Минск: БелЭН, 2006.

3. Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных / Т.А. Адольф, В.Т. Бутьев, А.В. Михеев, В.И. Орлов. – М.: Просвещение, 1977. – С.61-110 (выборочно).

Лабораторное занятие № 9

по «Естествознанию» (раздел Зоология) для студентов I курса дневной формы обучения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.