КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Строение и разнообразие моллюсков
Цель: расширить и систематизировать знания о моллюсках. Материалы и оборудование: живые виноградные улитки, коллекции раковин моллюсков, влажные препараты беззубки и перловицы, таблицы по теме «Моллюски», диафильм «Разнообразие моллюсков», линейки.
Самостоятельная работа Задание 1. Строение и разнообразие брюхоногих моллюсков. Понаблюдайте за живой виноградной улиткой, зарисуйте ее внешний вид. Пользуясь литературой и иллюстрированными таблицами, найдите и подпишите: раковину (измерьте ее высоту, подсчитайте количество оборотов), устье и вершину раковины, туловище, голову, ногу, мантию, глазные и губные щупальца, глаза, ротовое, легочное и половое отверстия. Укажите среду обитания виноградной улитки. Приведите примеры наземных и водных (морских и пресноводных) брюхоногих моллюсков. Можно использовать диафильм.
Задание 2. Строение раковины двустворчатых моллюсков. Рассмотрите створки раковины беззубки и перловицы, научитесь их различать, запишите в альбоме их отличительные признаки (см. в списке литературы п. 3, с. 31). Зарисуйте створку раковины беззубки с наружной стороны, а створку раковины перловицы – с внутренней. Найдите и подпишите передний и задний концы, спинной и брюшной края, вершину, линии роста, лигамент (эластическая связка), мантийную линию, зубы замка, следы от мускулов-замыкателей створок раковины. Измерьте и запишите длину и ширину створок раковин беззубки и перловицы. Укажите среду обитания беззубки и перловицы, приведите примеры морских двустворчатых моллюсков, а также видов, занесенных в Красную книгу РБ, отметив в бассейнах каких рек нашей республики они встречаются, категорию охраны, причины исчезновения.
Задание 3. Строение и разнообразие головоногих моллюсков. Рассмотрите иллюстрированные таблицы с изображением головоногих моллюсков. Сравните этих животных с брюхоногими и двустворчатыми моллюсками, запишите основные черты сходства и отличия. Приведите примеры десятиногих и восьминогих головоногих моллюсков и укажите среду обитания. Ответьте на вопросы: Чем отличаются головоногие моллюски от двустворчатых? Почему этих животных относят к моллюскам?
Домашнее задание: Заполните таблицу: «Сравнительная характеристика некоторых представителей моллюсков»
Литература 1. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990. – С. 49-51. 2. Красная книга Республики Беларусь: Животные – Минск: БелЭН, 2006. 3. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных / Е.Н. Степанян, В.М. Душенков, В.В. Титова, Е.М. Алексахина. – М.: Просвещение, 1986. – С. 29-33. 4. Фролова Е.Н., Щербина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1985. – С. 205-222 (выборочно). Лабораторное занятие № 5 по «Естествознанию» (раздел Зоология) для студентов I курса дневной формы обучения
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |