Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Международно-правовые стандарты в области защиты прав ребенка. Роль принципов и норм международного права в формировании правового статуса несовершеннолетних в России




1. Международные правовые акты по правам человека и их роль в защите прав детей.

2. Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.; Эр-Риядские руководящие принципы 1990 г. и др.

3. Международный суд по правам человека как гарант прав и законных интересов несовершеннолетних. Международные общественные организации по поддержке несовершеннолетних.

Вопросы и задания для семинара:

1. Когда и почему у мирового сообщества возникает необходимость преследовать преступность несовершеннолетних на мировом уровне?

2. Причины необходимости изучения и соблюдения международно-правовых стандартов в области защиты прав ребенка.

3. Перечислите и классифицируйте международные правовые акты, относящиеся к изучаемой теме.

4. Основные положения о защите прав ребенка в международных правовых актах, декларирующих основные права и свободы человека и гражданина.

5. Значение и роль ООН в постановке проблемы и технологиях защиты прав ребенка.

6. Основные направления деятельности Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Международного Комитета по правам ребенка.

7. Структура и основные положения Конвенции о правах ребенка.

8. Проблема возрастных границ ребенка в международных правовых актах. Дебаты при принятии Конвенции о правах ребенка.

9.Основные принципы Конвенции о правах ребенка, определяющие политику в отношении детей, как универсального межгосударственного соглашения.

10. Определите степень реализации основных положений Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.

11. Роль международных неправительственных организаций в деле защиты прав несовершеннолетних. Назовите основные из них и их назначение.

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации//Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. – М., 1998.

3. Факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 г.

4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, - «Пекинские правила» (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г. N 40/33).

5. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних - Эр-Риядские руководящие принципы (приняты на 68-м пленарном заседании Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г.)

6. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (принята на 14-й сессии Гаагской конференции по международному частному праву) – Гаага, 25 октября 1980 г.

7. Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России: механизм и эффективность. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006.

8. Астахов П.А. Права ребенка. М.: Эксмо, 2010.

9. Борисова Н.Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации (монография) М.: Издательство МГСУ, 2007.

 

Дополнительная литература

1. Беляева Л.И. Международные правила о подготовке полицейских, работающих с несовершеннолетними правонарушителями // Криминологический журнал. 2003. № 1. С.50-51.

2. Буданов С.А. Правовая защита информационной безопасности несовершеннолетних в международном законодательстве // Общество и право. 2008. № 1 (19). С.260-263.

3. Дети-беженцы: Рекомендации по обеспечению защиты и помощи. – Женева, 1994.

4. Защита детей в Европе и России / Под ред.Вирге Миккола. – Хельсинки, 2007.

5. Коновалова И.А. Международные стандарты, принципы и нормы в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних и их внедрение в российское законодательство // Адвокат. 2008. № 2. С.94-103.

6. Корбут Л.В., Поленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. – Москва: ИЦ Гарант, 1997.

7. Кравчук Н.В. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право. 2006. № 4. С.48-53.

8. Ли Кэрролл, Джен Тоубер. Новые дети уже пришли. – София, 2001, 285.

9. Маколи М. Дети в тюрьме. Перевод с англ. Е.Мишкинюк. – Москва: ОГИ, 2008.

10. Понкин И.В. Зарубежные законы и документы о формировании и защите общественной нравственности и нравственности несовершеннолетних. Приложение к проекту Концепции государственной политики формирования и защиты нравственности детей в РФ. – Москва: Общественный совет Центрального Федерального округа, 2008.

11. Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних (российская адаптированная версия). / Под научной ред. В.Н. Ткачева. – Ростов н/Дону: ЗАО «Книга», 2011.

 

Вопросы и задания для семинара (продолжение темы 3 «Международно-правовые стандарты в области защиты прав ребенка. Роль принципов и норм международного права в формировании правового статуса несовершеннолетних в России»)

1.Факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000г. Актуальность, основные положения, значение для обеспечения защиты прав ребенка.

2. В чем Вы видите основные проблемы реализации принципов и норм Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации.

3. Перечислите основные проблемы в сфере защиты прав ребенка в России по мнению Комитета ООН по правам ребенка, сформулированные в Рекомендациях Комитета по Периодическим государственным докладам РФ.

4. Основополагающие нормы-принципы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, изложенные в Пекинских правилах.

5. Каковы особенности процедур уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в соответствии с Пекинскими правилами?

6. Определите степень соответствия принципов уголовного судопроизводства, норм УК РФ и УПК РФ в отношении несовершеннолетних основным положениям Пекинских правил.

7. В чем положения Основ Социальной Концепции РПЦ (Раздел 9.«Преступность, наказание, исправление») совпадают с идеями ювенальной юстиции, изложенными в Пекинских правилах?

8.Содержание и значение Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы).

9. Характеристика уровней осуществления мер по профилактике преступности среди несовершеннолетних.

10.Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. (Гаагская конвенция): ратификация Россией, основные положения, значение, проблемы реализации.

11.Основные положения Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.)

Вопросы и задания для семинара (продолжение темы 3 «Международно-правовые стандарты в области защиты прав ребенка. Роль принципов и норм международного права в формировании правового статуса несовершеннолетних в России»)

1.Европейский суд по правам человека как гарант прав и законных интересов несовершеннолетних. Приведите примеры конкретных дел российских граждан против России, касающихся несовершеннолетних.

2.Ребенок в конфликте с законом: определение понятия, классификация.

3.Назовите основные социальные причины, по которым дети вступают в конфликт с законом.

4.Цели разработки комплекса международных показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних.

5.Какие показатели считаются основными и почему?

6.Объясните, как проводить оценку количественных показателей (№№1-11) в области правосудия в отношении несовершеннолетних (источники информации, популяции детей, инструментарий).

7.Объясните, как проводить оценку показателей в области политики (№№12-15) (источники информации, популяции детей, инструментарий).

8.Уровни использования показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних (международный, национальный, местный).

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации//Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. – М., 1998.

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, - «Пекинские правила» (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г. N 40/33)

4. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы

5. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних - Эр-Риядские руководящие принципы (приняты на 68-м пленарном заседании Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г.)

6. Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних (российская адаптированная версия). / Под научной ред. В.Н. Ткачева. – Ростов н/Дону: ЗАО «Книга», 2011.

7. Уголовный кодекс РФ

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ

9. Уголовно-исполнительный кодекс РФ

10. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.06.1998 г. №124-ФЗ

11. Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

12. Постановление Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» №1 от 1.02.2011 г.

13. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 г.г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. N 1082-р

 

Тема 4. Ювенология. Детская и молодежная политика в Российской Федерации

4.1. «Молодежное» право.

4.2. Творческий потенциал молодежи и будущее Российского государства.

4.3. Антинаркотическая политика Российской федерации

 

Вопросы и задания для семинара:

1.Дайте определение «ювенологии». Понятие, структура и предмет исследования.

2. Молодежный потенциал как основа человеческого капитала.

3.Основные характеристики молодежи в современном мире. Качество молодежи России и будущее Российского государства.

4.Что Вы вкладываете в понятия «государственная молодежная политика», «политика государства в отношении несовершеннолетних и молодежи»?

5.Отечественный опыт формирования молодежной политики.

6. Молодежные общественные объединения: цели, виды, направления деятельности.

7.Этапы антинаркотической политики Российского государства.

8. Меры профилактики подростковой наркомании и токсикомании.

9. Уголовная ответственность за распространение наркотиков. (Сравнить: УК 1926г.с изменениями 1934г. – УК 1960г. – УК РФ 1996г.)

Основная литература

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ № 690 от 9 июня 2010г.

Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 01.03.2012) «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2010г.)

1.Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России: механизм и эффективность. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006, 360 с.

2.Борисова Н.Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации (монография) М.: Издательство МГСУ, 2007.

3.Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2005.

 

Дополнительная литература

 

1. Защита прав ребенка в современной России. Материалы научно-практической конференции / Отв.ред. Нечаева А.М. – Москва, 2004, 192 с

2.Молодежь и формирование гражданского общества. Материалы Общероссийской научно-практической конференции // Волгоград, 2005, 2006, 2007 гг. – Волгоград: Изд-во «ПринТерра».

3.Патриция Ханиган. Молодежь, испытывающая трудности. Понять, чтобы помочь. – М.: Интердиалект+, 2009.

4.Проблемы социальной работы с молодежью – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2006.

5.Русская молодежь. Демографическая ситуация. Миграции. М.: АКИРН, 2004.

6.Совершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации – М.:Центр социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации, 2007.

7.Ювенология в ХХI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.