Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Оксисоединения




Качественные реакции на О-содержащие функциональные группы

1) на ОН-группу спиртов

 

2) на фенолы

а) кислая среда водного раствора;

б) растворение в щелочи;

в) фиолетовое окрашивание с раствором FeCl3.

Спирты (в том числе и ароматические) со щелочами не реагируют.

 

3) Обнаружение карбонильного кислорода (в альдегидах и в кетонах):

(а) осадки с Н2N-Х (оксимы с H2N – OH, гидразоны с Н2N-NН2 и фенилгидразоны с Н2N – NH – C6H5);

(б) осадки с NаНSO3 (бисульфитные производные).

 

4) на альдегидную группу (в отличие от кетогруппы):

кислота
альдегид
(а) реакция «серебряного зеркала»:

;

(б) реакция «медного зеркала»:

 

5) на многоатомные спирты:

Задание 1

Построить по четыре изомера соединений заданного состава (привести брутто-формулу и назвать по [М.н.] и по (Р.н.):

– для алканолов – III, II и (или) I спирты (с учетом заданного) и два простых эфира;

– для полиолов – два многоатомных спирта и два алкоксисоединения;

– для ароматических оксисоединений – два фенола, ароматический спирт и простой эфир.

1. [пропилкарбинол];

2. (о -вторбутилфенол);

3. [2-метилпентантриол-1,2,4];

4. (этилизопропилкарбинол);

5. (м -изопропилфенол);

6. [бутандиол-1,3];

7. (метилфенилкарбинол);

8. [3,4,5-триметилфенол];

9. [3,3-диметилбутанол-1];

10. (дипропилкарбинол);

11. [1,3-диокси-4-пропилбензол];

12. [3,4-диэтилфенол];

13. [пентанол-2];

14. [2-метилбутандиол-1,2];

15. [2-метил-4-этилфенол].


Задание 2

Осуществить следующие превращения. Указать типы реакций. Назвать (по [М.н.]) органические вещества:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Задание 3

- Различить вещества, указать внешние эффекты реакций (варианты 1, 4, 7, 10, 13).

- Используя заданный набор реагентов, осуществить превращения (варианты 2, 5, 8, 11, 14).

- Предложить вариант превращения (серию реакций), указать условия проведения каждой реакции (варианты 3, 6, 9, 12, 15).

 

1.

2.

[H2, Cl2, CH4, Na]

3.

4.

5.

[NaOH(тв.); NaOH(спирт.);

NaHCO3; акт.уголь; Cl2]

6.

7.

8. CH4 → (CH3)3C-OH [Cl2; Na; Mg (абс.эф.); NaOH(водн.)]

9.

10.

11.

[H22О/Hg2+; H2SO4; KMnO4|OH-]

12.

13.

14.

[HBr; CuO; CH3MgBr]

15.

 

Тема 7. ОКСОСОЕДИНЕНИЯ: Номенклатура,
изомерия, получение, химические
свойства; типы органических реакций

Задание 1

Привести по два изомера альдегидов и кетонов заданного состава, назвать все структуры по [М.н.] и (Р.н.).

1. [гексаналь];

2. С5Н10О;

3. [2,2-диметилпентаналь];

4. (метилизопропилкетон);

5. (пропилуксусный альдегид);

6. [4-метилпентанон-2];

7. (этилвторбутилкетон);

8.

;

9. [4-метил-3-этилпентанон-2];

10. С6Н12О;

11. (диэтилкетон);

12. (изобутилуксусный альдегид);

13. [3.3-диметилбутаналь];

14. [3-этилгептанон-4];

15. С7Н14О.

Задание 2

Осуществить превращение, указать типы реакций, назвать вещества.

1.

2.

3.

4.

5.

 

6.

7.

8.

9.

10.

 

11.

 

12.

13.

14.

15.

Задание 3

Предложить схему последовательных реакций превращения А → Б, указать условия проведения каждой реакции (варианты 1–8).

1.

2. [бутаналь] → [бутанон]

3.

4.

5.

6.

7. Методом Гриньяра осуществить превращение:

8.

Установить структуру вещества по Б.ф. и заявленному набору его химических свойств (варианты 9–11).

9. С4Н6О

(а) образует осадок с H2N-OH;

(б) обесцвечивает бромную воду;

(в) не дает реакции «серебряного зеркала».

 

10. С5Н8О

(а) обесцвечивает бромную воду;

(б) образует осадок с H2N-NH2;

(в) имеет неразветвленную структуру;

(г) один из продуктов озонолиза – ацетальдегид.

11. С4Н6О

(а) образует осадок бисульфитного производного;

(б) дает реакцию «серебряного зеркала»;

(в) обесцвечивает бромную воду;

(г) один из продуктов озонолиза – формальдегид.

12. Докажите наличие в структуре кротонового альдегида

:

(а) связи (С=С);

(б) альдогруппы.

Почему в этом случае нельзя использовать раствор KMnO4?

Различить вещества (варианты 13–15).

13. (а) [пропаналь]; (б) [пропанон]; (в) [пропанол-1].

14. (а) [бутанол-1]; (б) [бутанол-2]; (в) [бутанон]; (г) [бутаналь].

15. (а) [бутанон]; (б) [циклобутанол]; (в) (метилвинилкетон).

 

Тема 8. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ:
Номенклатура, изомерия, получение,
химические свойства;
типы органических реакций

Задание 1

Построить по два изомера карбоновых кислот и сложных эфиров заданного состава. Написать реакцию каждого из них с водным раствором Ca(OH)2. Назвать все органические вещества:

1. С6Н12О2;

2. [3-метилбутановая кислота];

3.

;

4. [α-этилмасляная кислота];

5. (этилизобутират);

6. С4Н8О2;

7.

;

8. [2,2-диметилпропановая кислота];

9. [изовалериановая кислота];

10.

;

11. С5Н10О2;

12. [2,3-диметилбутановая кислота];

13. [о-толлилбутират];

14. [β-метилвалериановая кислота];

15. [фенилкапронат].

Задание 2

Написать реакции следующих превращений. Указать типы реакций и дать названия всем органическим соединениям.

1.

2.

3.

4.

 

5.

6.

7.

 

 

8.

9.

 

 

10.

11.

 

12.

 

13.

14.

15.

Задание 3

Определенным способом или из набора конкретных реагентов получить заданный продукт (варианты 1–7); предложить серию реакций превращения А → Б, указать условия проведения каждой реакции и назвать все вещества (варианты 8–15).

1. Методом Гриньяра получите из СО2 следующие кислоты:

а) масляную; б) изомасляную; в) фенилуксусную.

2. Используя синтез Кневенагеля (конденсация малоновой кислоты с альдегидом или кетоном), получите [гексен-2-овую кислоту], которую затем превратите в [2-пропилбутандиовую кислоту].

3. Через синтез Кневенагеля из ацетона и малоновой кислоты получите [3-метилбутен-2-овую кислоту], из которой затем получите [2,2-диметилбутандиовую кислоту].

4. Имея NaOH (водн.), C2H5Cl и LiAlH4, осуществите превращение:

5. Исходя из уксусной и масляной кислот получите синтезом Вильямсона уксусно-масляный ангидрид с предварительным получением их галоген- и металлпроизводных, приведите оба варианта выхода на смешанный ангидрид.

6. Имея Са(ОН)2 и сильный окислитель, превратите пробковую (октандиовую) кислоту в адипиновую (гександиовую).

7. Имея Cl2, AlCl3, KCN, и любой окислитель, осуществите превращение:

 

8.

9.

10.

11.

12.

13.

 

14.

 

15. НООС–(СH2)4–COOH → HOOC–(CH2)2–COOH

 

 

Тема 9. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И РАДИКАЛЬНЫЕ
ПРОИЗВОДНЫЕ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ

Задание 1

Осуществить следующие превращения; назвать органические вещества и типы реакций.

1.

2.

3.

4.

5.

 

6.

7.

8.

9.

 

10.

11. Для трех оксигексановых кислот – [2-окси-], [3-окси-] и [5-окси-] – напишите реакции их дегидратации при нагреве с последующим щелочным гидролизом продуктов нагрева.

12.

 

13. Для [3-оксибутановой кислоты] напишите реакции:

(а) с C2H5OH [H2SO4; t oC];

(б) с ;

(в) с Cl2; (г) SOCl2; (д) [O]; (е) t oC.

 

14.

15.

Задание 2

Предложить серию реакций превращения А → Б, указать условия реализации каждой стадии и типы реакций. Назовите все органические вещества.

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

ОГЛАВЛЕНИЕ

предисловие........................................................................................ 3

тема 1. номенклатура и изомерия алканов,
циклоалканов и алкенов...................................................... 4

Методические указания по выполнению заданий темы 1................. 5

Химические свойства и способы получения органических
соединений различных классов (Темы 2–9).................................... 15

Методические указания по выполнению заданий в темах 2–5: углеводороды и их галогенопроизводные 18

тема 2. Алканы, цикланы и алкены: химические свойства
и способы получения; типы органических реакций........ 29

тема 3. Алкины, алкадиены и циклоалкены: номенклатура,
изомерия, получение, химические свойства;
типы органических реакций.............................................. 34

тема 4. арены: номенклатура, изомерия, получение, химические
свойства; типы органических реакций............................ 39

тема 5. галогенопроизводные углеводородов: получение,
химические свойства; типы органических реакций......... 45

Кислородсодержащие соединения: химические свойства и способы получения 50

Методические указания по выполнению заданий в темах 6–9....... 50

тема 6. оксисоединения................................................................. 61

тема 7. оксосоединения: номенклатура, изомерия, получение,
химические свойства; типы органических реакций........ 67

тема 8. карбоновые кислоты: номенклатура, изомерия,
получение, химические свойства; типы органических
реакций.............................................................................. 72

 
тема 9. функциональные и радикальные производные карбоновых
кислот............................................................................... 78




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.