Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лабораторных работ




ЗАНЯТИЕ 1-2. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛАНЦЕТНИКА

Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения Ланцетника.

1. Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ - АСRANIA

КЛАСС ГОЛОВОХОРДОВЫЕ – СЕРНАLОСНОRDАТА

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЛАНЦЕТНИК – BRANCHIOSTOMA LANCEOLATUM

2. Задания:

2.1. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение по влажным препаратам, микропрепаратам продольного и поперечного разрезов ланцетника, таблицам.

2.2. 3арисовать общее расположение внутренних органов, поперечный разрез в области глотки, схему кровеносной системы.

Ответьте на вопросы.

Назовите признаки типа хордовые у бесчерепных.

Перечислите признаки беспозвоночных у Ланцетника.

В чем заключается примитивность Ланцетника.

Что такое эндостиль, назовите функции эндостиля.

Расскажите об образе жизни Ланцетника.

Каковы особенности внешнего строения Ланцетника

Метамерность каких органов наблюдается у Ланцетника

Назовите особенности внутреннего строения Ланцетника

Каково значение Ланцетника

 

ЗАНЯТИЕ 3-4. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КРУГЛОРОТЫХ

Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения, выделив черты специализации круглоротых.

1. Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

КЛАСС КРУГЛОРОТЫЕ – СУСLОSТОМАТА

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИНОГА – LAMPETRA SP.

2. Задания:

2.1.Рассмотреть внешнее и внутреннее строение, скелет миноги.

2.2.Зарисовать общее расположение внутренних органов, схему кровеносной системы, головной мозг (вид сверху), череп (вид сбоку).

Ответьте на вопросы.

1. Назовите примитивные черты миноги

2. Перечислите адаптивные черты к полупаразитическому образу жизни

3. Каковы прогрессивные черты миноги по сравнению с ланцетником

4. Каково внешнее строение миноги

5. В чем заключаются особенности внутреннего строения миноги

6. Каковы особенности скелета миноги

ЗАНЯТИЕ 5-6. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ХРЯЩЕВЫХ РЫБ

Цель: изучить особенности строения хрящевых рыб, выделив прогрессивные черты.

1. Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

НАДКЛАСС РЫБЫ - РISСЕS

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ – СНОNDRICНТНУЕS

ПОДКЛАСС ПЛАСТИНЧАТОЖАБЕРНЫЕ –ELASMOBRANCHII

НАДОТРЯД АКУЛЫ – SELACHOMORPHA

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КАТРАН – SQUALAS ACANTHIAS L.

2. Задание:

2.1. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение катрана.

2.2. Зарисовать общее расположение внутренних органов, головной мозг, схему кровеносной системы.

Ответьте на вопросы.

1. Назовите примитивные черты хрящевых рыб

2. В чем заключаются прогрессивные черты хрящевых рыб

3. Назовите черты специализации хрящевых рыб

4. Особенности внешнего строения акулы

5. Особенности внутреннего строения акулы

6. В чем заключается связь половой и выделительной систем у самцов хрящевых рыб

ЗАНЯТИЕ 7-8. СКЕЛЕТ ХРЯЩЕВЫХ РЫБ

Цель: изучить особенности скелета акулы

1. Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

НАДКЛАСС РЫБЫ - РISСЕS

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ – СНОNDRICНТНУЕS

ПОДКЛАСС ПЛАСТИНЧАТОЖАБЕРНЫЕ –ELASMOBRANCHII

НАДОТРЯД АКУЛЫ – SELACHOMORPHA

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КАТРАН – SQUALAS ACANTHIAS L.

2. Задания:

2.1. Рассмотреть скелет акулы

2.2. Зарисовать черен (вид сбоку), скелет парных конечностей и их поясов.

Ответьте на вопросы.

1. Назовите отделы скелета акулы

2. Каковы прогрессивные черты скелета акул по сравнению с круглоротыми

3. Расскажите строение черепа акулы

4. Назовите отделы позвоночника

5. Каково строение амфицельного позвонка

6. Расскажите строение плечевого пояса акулы

7. Расскажите строение тазового пояса акулы

8. Из каких элементов состоит скелет парных конечностей акулы.

ЗАНЯТИЕ 9-10. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОСТИСТЫХ РЫБ

Цель: изучить строение костных рыб, отметив черты отличий от хрящевых рыб.

1. Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

НАДКЛАСС РЫБЫ - РISСЕS

КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ – OSТЕ1СНТНУЕS

ПОДКЛАСС ЛУЧЕПЕРЫЕ – ACTINOPTERIGII

НАДОТРЯД КОСТИСТЫЕ РЫБЫ – TELEOSTEI

ОТРЯД ОКУНЕОБРАЗНЫЕ – PERCIFORMES

СЕМЕЙСТВО ОКУНЕВЫЕ – PERSIDAE

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОКУНЬ РЕЧНОЙ – PERSA FLUVIATILIS

2. Задания:

2.1. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение окуня (провести вскрытие).

Для вскрытия рыбы возьмем ее в левую руку брюхом вверх. Вставим острый конец ножниц в анальное отверстие и сделаем разрез по брюшной стороне тела к голове, до самого рта. При этом надо нажимать ножницами снизу вверх, не запуская их концы вглубь, чтобы не повредить внутренние органы. После продольного разреза положим рыбу на правый бок, вставим тупой конец ножниц в сделанный разрез близ аналь­ного отверстия и разрежем стенку тела вверх, по направлению к боковой линии. Второй поперечный разрез сделаем в области жаберной крышки. Далее проведем продольный разрез вдоль боковой ли­нии, соединив оба поперечных разреза. Отвернем образовав­шийся лоскут ткани и снимем его. Срежем жаберную крышку и плечевой пояс. Рассмотрим общее расположе­ние внутренних органов.

Для того чтобы обнажить головной мозг, необходимо осторожно снять черепную крышку. Возьмем оку­ня в левую руку спиной кверху, головой от себя. Сделаем попе­речный разрез ножницами в задней части мозговой коробки в области затылка. Боковые разрезы проведем по краям череп­ной коробки вперед. Завершим работу поперечным разре­зом в передней части головы (перед самыми глазами). Захва­тим крышу черепа пинцетом и осторожно снимем ее.

Для рассмотрения головного мозга снизу нужно перерезать продолговатый мозг и запрокинуть мозг вперед. Его будут удерживать крупные зрительные нервы, идущие в основание черепа и образующие перекрест (хиазму).

2.2. Зарисовать общее расположение внутренних органов, головной мозг, схему кровеносной системы.

Ответьте на вопросы.

1. Назовите черты отличий костных рыб от хрящевых

2. Особенности внешнего строения окуня

3. Особенности внутреннего строения окуня (пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная система, половая система, нервная система)

ЗАНЯТИЕ 11-12. СКЕЛЕТ КОСТИСТЫХ РЫБ

Цель: изучить особенности скелета костных рыб, отметив черты отличий от скелета хрящевых рыб.

1. Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

НАДКЛАСС РЫБЫ - РISСЕS

КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ – OSТЕ1СНТНУЕS

ПОДКЛАСС ЛУЧЕПЕРЫЕ – ACTINOPTERIGII

НАДОТРЯД КОСТИСТЫЕ РЫБЫ – TELEOSTEI

ОТРЯД ОКУНЕОБРАЗНЫЕ – PERCIFORMES

СЕМЕЙСТВО ОКУНЕВЫЕ – PERSIDAE

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОКУНЬ РЕЧНОЙ – PERSA FLUVIATILIS

2. Задания:

2.1. Рассмотреть скелет карася.

2.2.Зарисовать череп (вид сбоку),строение туловищного позвонка, пояса конечностей.

Ответьте на вопросы.

1. Назовите отделы скелета окуня

2. В чем прослеживается упрощение скелета окуня по сравнению со скелетом акулы

3. Расскажите строение мозгового черепа окуня

4. Расскажите строение висцерального черепа окуня

5. Назовите отделы позвоночника

6. Расскажите строение плечевого пояса окуня.

7. Расскажите строение тазового пояса окуня.

8. Из каких элементов состоит скелеты парных конечностей окуня.

ЗАНЯТИЕ 13-14. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ

Цель: изучить особенности строения лягушки, выделив черты, связанные с водной и наземной средами.

1. Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

ГРУППА ЧЕЛЮСТНЫЕ - GNATHOSTOMATA

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ - TETRAPODA

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ - АМРН1В1А

ОТРЯД БЕСХВОСТЫЕ – ANURA

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЛЯГУШКА – RANA SP. L.

2. Задания:

2.1. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение лягушки (провести вскрытие).

Для вскрытия положим лягушку в ванночку брюхом кверху и, растянув ее конечности, прикрепим их булавками. Оттянув пинцетом кожу в задней части брюха, сделаем ножницами небольшой попереч­ный разрез перед основанием конечностей. Затем введем нож­ницы в образовавшееся отверстие и сделаем отсюда продольный разрез кожи по средней линии тела вплоть до подбородка (для того чтобы не повредить нижележащие органы, при разрезании необходимо оттягивать ножницы кверху). На уровне передних конечностей надрежем кожу перпендикулярно продольному разрезу до основания передних конечностей. Образовавшиеся лоскуты кожи отвернем в стороны и закрепим булавками. После этого рассмотрим открывшуюся мускулатуру и некоторые кро­веносные сосуды.

Продолжая вскрытие, разрежем стенку полости тела так же, как и кожу. Следует лишь проводить продольный разрез не по средней линии, а сбоку от брюшной вены, с тем чтобы избе­жать кровотечения. При перерезании костей пояса передних конечностей необходимо соблюдать осторожность, стараясь не повредить лежащее глубже сердце. После этого отвернем в сто­роны и закрепим булавками лоскуты мускулатуры, прикрепим заново передние конечности (их натяжение ослабло после раз­резания плечевого пояса) и осторожно промоем препарат во­дой. Не рекомендуем удалять ни один из внутренних органов. Можно лишь аккуратно расправить кишечник и разложить его рядом с животным.

Для изучения строения головного мозга снимаем кожу с го­ловы животного. Затем делаем небольшой поперечный разрез сразу же за головой. Перегнув тело лягушки по проведенному разрезу, вводим острие ножниц в открывшийся затылочный от­дел и осторожно надрезаем череп с боковой стороны к глазу. То же проделываем с другой стороны. Аккуратно приподнимаем пинцетом надрезанную крышу черепа вверх, перегибаем вперед и отрезаем.

2.2. Зарисовать общее расположение внутренних органов, головной мозг (вид сверху), схему кровеносной системы.

Ответьте на вопросы.

1. Назовите отличия кожи амфибий от кожи рыб.

2. Черты амфибий, связанные с водной средой.

3. Черты амфибий, связанные с выходом на сушу.

4. Расскажите о внешнем строении лягушки.

5. Особенности внутреннего строения лягушки (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, половая, нервная системы).

ЗАНЯТИЕ 15-16. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Цель: изучить строение рептилий на примере ящерицы, отметив черты наземного существования.

1. Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

ГРУППА ЧЕЛЮСТНЫЕ - GNATHOSTOMATA

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ - TETRAPODA КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ - RЕРТ1LIА

ПОДКЛАСС ЛЕПИДОЗАВРЫ - LEPIDOSAURIA

ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫЕ –SQUAMATA

СЕМЕЙСТВО НАСТОЯЩИЕ ЯЩЕРИЦЫ – LACERTIDAE

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЯЩЕРИЦА – LACERTA SP. L.

2. Задания:

2.1. Рассмотреть внешнее и внутреннее (провести вскрытие) строение.

2.2. Зарисовать общее расположение внутренних органов, головной мозг, схему кровеносной системы

Для вскрытия укрепляем ящерицу булавками в ванночке спиной вниз. Продольный разрез кожи делаем от анального щитка до края челюсти как раз по средней линии брюшной стороны и края разреза отводим в стороны. Отпрепарировав кожу, где нужно, от нижележащих мышц, обнажаем таким об­разом брюшную стенку тела. Мышцы очень плотно прилегают изнутри к коже, поэтому разрезать кожу надо очень осторожно. Надо перерезать вместе с грудными мышцами грудной хрящ и лежащий впереди него надгрудинник. Назад такой разрез делается до клоаки, причем разрезается место сращения лобковых костей таза. Отвернув в стороны обе половины брюшной стенки, нужно приколоть их булавками к ванночке.

Для вскрытия мозга отделяем голову от туло­вища ящерицы и затем, не снимая кожи, вскрываем череп сзади и с боков, а затем пинцетом снимаем крышу черепа. Обрезав все нервы у основания и осторожно приподняв ручкой скальпеля или пинцета мозг, можно изъять его из остатков моз­говой коробки.

Ответьте на вопросы.

1. Каковы прогрессивные черты рептилий.

2. Расскажите о внешнем строении ящерицы.

3. Что нового в строении рептилий появляется по сравнению с амфибиями.

4. Что такое неопаллиум.

5. Чем всасывающий тип дыхания отличается от нагнетательного.

6. В чем заключаются особенности пищеварительной, дыхательной, кровеносной, половой, нервной систем.

ЗАНЯТИЕ 17-18. СКЕЛЕТ ЗЕМНОВОДНЫХ

Цель: изучить особенности скелета, выделив черты наземного существования.

1. Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

ГРУППА ЧЕЛЮСТНЫЕ - GNATHOSTOMATA

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ - TETRAPODA

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ - АМРН1В1А

ОТРЯД БЕСХВОСТЫЕ – ANURA

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЛЯГУШКА – RANA SP. L.

2. Задания:

2.1. Рассмотреть скелет лягушки

2.2. 3арисовать череп, пояса конечностей, ске­лет парных конечностей.

Ответьте на вопросы.

1. Назовите прогрессивные черты скелета лягушки

2. В чем заключаются примитивные черты скелета амфибий.

3. В чем проявляются черты специализации скелета лягушки

4. Какие отделы позвоночника выделяют у лягушки

5. Расскажите строение плечевого пояса

6. Расскажите строение тазового пояса

7. Из каких элементов состоит скелет передней и задней конечностей.

ЗАНЯТИЕ 19-20. СКЕЛЕТ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Цель: изучить особенности скелета ящерицы, выделив черты отличий от скелета лягушки.

1.Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

ГРУППА ЧЕЛЮСТНЫЕ - GNATHOSTOMATA

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ - TETRAPODA КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ - RЕРТ1LIА

ПОДКЛАСС ЛЕПИДОЗАВРЫ - LEPIDOSAURIA

ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫЕ –SQUAMATA

СЕМЕЙСТВО НАСТОЯЩИЕ ЯЩЕРИЦЫ – LACERTIDAE

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЯЩЕРИЦА – LACERTA SP. L.

2.Задания:

2.1.Рассмотреть скелет ящерицы

2.2. Зарисовать череп (вид сбоку), плечевой и тазовый пояса.

Ответьте на вопросы

1. Дайте общую характеристику скелета рептилий.

2. Какой тип позвонков у рептилий.

3. На какие отделы дифференцирован позвоночник.

4. Что такое атлант и эпистрофей.

5. Каковы особенности черепа ящерицы.

6. В чем заключаются отличия поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

ЗАНЯТИЕ 21-22. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ

Цель: изучить внешнее строение птиц, выделив черты, связанные с полетом.

1.Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

ГРУППА ЧЕЛЮСТНЫЕ - GNATHOSTOMATA

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ - TETRAPODA

КЛАСС ПТИЦЫ – АVЕS

НАДОТРЯД ТИПИЧНЫЕ ПТИЦЫ – NEOGNATHAE

ОТРЯД ГОЛУБЕОБРАЗНЫЕ – COLUMBIFORMES

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СИЗЫЙ ГОЛУБЬ – COLUMBIA LIVIA.

2. Задания:

2.1. Рассмотреть внешнее строение птиц

2.2. Зарисовать типы перьев, строение пера, схему строения опахала

Ответьте на вопросы.

1. Какие черты внешнего строения птиц связанны с полетом.

2. Расскажите строение пера.

3. Какие типы перьев различают, их функции.

4. Что такое птерилии и аптерии.

5. Что такое линька, с чем она связана.

 

ЗАНЯТИЕ 23-24.СКЕЛЕТ ПТИЦ

Цель: изучить скелет птиц, выделив черты, связанные с полетом.

1.Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

ГРУППА ЧЕЛЮСТНЫЕ - GNATHOSTOMATA

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ - TETRAPODA КЛАСС КЛАСС ПТИЦЫ – АVЕS

НАДОТРЯД ТИПИЧНЫЕ ПТИЦЫ – NEOGNATHAE

ОТРЯД ГОЛУБЕОБРАЗНЫЕ – COLUMBIFORMES

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СИЗЫЙ ГОЛУБЬ – COLUMBIA LIVIA.

2. Задания:

2.1. Рассмотреть скелет птиц, выделив черты, связанные с полетом.

2.2. Зарисовать череп, плечевой и тазовый пояса конечностей.

Ответьте на вопросы

1. Назовите признаки скелета, связанные с полетом.

2. На какие отделы дифференцирован позвоночник.

3. Что такое киль, его назначение.

4. Какие отделы позвоночника входят в сложный крестец.

5. Что такое гетероцельный позвонок.

6. Охарактеризуйте плечевой пояс.

7. В чем особенности тазового пояса.

8. Расскажите строение скелетов свободных конечностей.

ЗАНЯТИЕ 25-26.ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ

Цель: изучить внутреннее строение птиц, выделив черты, связанные с полетом

1.Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

ГРУППА ЧЕЛЮСТНЫЕ - GNATHOSTOMATA

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ - TETRAPODA

КЛАСС ПТИЦЫ – АVЕS

НАДОТРЯД ТИПИЧНЫЕ ПТИЦЫ – NEOGNATHAE

ОТРЯД ГОЛУБЕОБРАЗНЫЕ – COLUMBIFORMES

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СИЗЫЙ ГОЛУБЬ – COLUMBIA LIVIA.

2. Задания:

2.1. Рассмотреть внутреннее строение птиц (провести вскрытие).

Прежде чем приступить к вскрытию, следует убедиться в наличии у птиц весьма объемистых воздушных мешков. Для этого нужно вставить в гортанную щель, лежащую позади корня языка, тонкую стеклянную трубочку, соединенную с ре­зиновой грушей, и, сжимая и отпуская последнюю, начать на­гнетать воздух в дыхательное горло. Скоро можно увидеть, как вздуется кожа по бокам шеи, в области подмышек, на брюхе, поднимется грудина и объем тела птицы сильно увеличится. Это результат наполнения воздухом воздушных мешков. Воздуш­ных мешков у птиц бывает несколько: два шейных, один межключичный, две-три пары грудных и одна пара очень крупных брюшных.

Положим птицу на спину и, оттягивая кожу вверх, сделаем ножницами разрез кожи вдоль ясно заметного киля грудины и затем продолжим его вперед по середине шеи до клюва (не повредить зоб) и назад — почти до отверстия клоаки. Затем, оттягивая кожу пинцетом и подрезая лежащие ниже слои ткани скальпелем, отделим кожу от мышц и отвернем ее в стороны.

Продолжая вскрытие, сделаем скальпелем глубокий продоль­ный надрез грудной мышцы в средней ее части, отступив от киля примерно на сантиметр. Надрезаем ее до тех пор, пока не увидим блестящую поверхность фасции подключичной мышцы, лежа­щей под грудиной.

Далее проведем продольный разрез по средней линии брюшной стенки от заднего края грудной кости до отверстия клоаки, а от переднего края этого разреза — поперечные разрезы, про­ходящие вдоль заднего края грудной кости. Далее перережем ножницами справа и. слева ребра и кости плечевого пояса и удалим грудину вместе с коракоидами и вилочкой. Теперь можно видеть внутренние органы в их естественном положении.

Чтобы вскрыть головной мозг, удаляем кожу со всей головы, а затем надрезаем ножницами кости вокруг черепа по кругу примерно от уровня ушного отверстия до верхнего края глаза. Далее, захватив края кости пинцетом, снимаем всю крышу и обламываем бока черепной коробки. Потом перерезаем ножни­цами и вынимаем верхние дуги первых 2—3 шейных позвонков. Перерезаем поперек открывающийся участок спинного мозга и, постепенно отворачивая его кпереди, отделяем его, а затем и головной мозг от остатков костного скелета. При этом припод­нимаем мозг кончиком пинцета сзади, аккуратно перерезая го­ловные нервы возможно дальше от мест отхождения их от го­ловного мозга.

2.2. Зарисовать общее расположение внутренних органов, органы размножения самки, головной мозг, схему кровеносной системы.

Ответьте на вопросы.

1. Назовите особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом.

2. Каковы особенности пищеварительной системы птиц.

3. В чем суть двойного дыхания.

4. Прогрессивные черты кровеносной системы.

5. В чем сложность нервной системы птиц.

6. Чем характеризуются органы чувств птиц.

7. Каковы особенности мочеполовой системы.

ЗАНЯТИЕ 27. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Цель: изучить внешнее строение млекопитающих.

1.Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

ГРУППА ЧЕЛЮСТНЫЕ - GNATHOSTOMATA

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ - TETRAPODA КЛАСС

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ – МАММALIА

ИНФРАКЛАСС ВЫСШИЕ ЗВЕРИ – EUTHERIA

ОТРЯД ГРЫЗУНЫ – RODENTIA

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КРЫСА –RATTUS NORVEGICUS.

2. Задания:

2.1. Рассмотреть внешнее строение кролика.

2.2. Зарисовать строение кожи млекопитающего, продольный разрез волоса.

Ответьте на вопросы.

1.Каковы особенности внешнего строения млекопитающих.

2.Расскажите строение кожи

3.Какие типы желез в коже выделяют, их функции.

4.Назовите производные кожи.

5.Каково строение волоса.

6.Назовите типы волос.

7.Приведите примеры видоизмененных волос.

8.Что такое линька, с чем она связана.

ЗАНЯТИЕ 28-29. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Цель: изучить внутреннее строение млекопитающих.

1.Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

ГРУППА ЧЕЛЮСТНЫЕ - GNATHOSTOMATA

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ - TETRAPODA КЛАСС

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ – МАММALIА

ИНФРАКЛАСС ВЫСШИЕ ЗВЕРИ – EUTHERIA

ОТРЯД ГРЫЗУНЫ – RODENTIA

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КРЫСА – RATTUS NORVEGICUS.

2. Задания:

2.1. Рассмотреть внутреннее строение кролика (провести вскрытие).

Животное, взятое для вскрытия, положим в ванночку на спину. В области брюха приподнимем кожу пинцетом и надрежем её, стараясь не повредить брюшную мускулатуру. Сделаем разрез кожи по средней линии тела вперед до под­бородка и назад до анального отверстия. После этого отпрепа­рируем от линии разреза кожу вправо и влево вплоть до боко­вых стенок тела. Обратим внимание на характерные для зверей подкожные жировые отложения. У половозрелых самок обычно заметны млечные железы. Когда мускулатура обнажится, приподнимем ее пинцетом и подрежем. Вставим тупой конец ножниц в полученное отверстие, сделаем продольный разрез вперед и назад параллельно пер­вому. Во время вскрытия обнаружим диафрагму, которая разделяет грудную и брюшную по­лости.

Внутренние органы грудной полости окружены грудной клет­кой. Чтобы их обнаружить, подрежем ребра по бокам тела, раз­режем плечевой пояс и снимем грудную клетку. Внутренние органы брюшной полости прикрыты сверху мы­шечной брюшной стенкой, которую легко разрезать и отвести в стороны.

2.2. Зарисовать общее расположение внутренних органов, органы раз­множения, головной мозг (вида сверху), схему кровеносной системы.

Ответьте на вопросы.

1. Расскажите строение пищеварительной системы. В чем заключается её усложнение.

2. Каковы особенности дыхательной системы.

3. В чем отличие выделительной системы млекопитающих от таковой птиц.

4. Каковы отличительные черты половой системы.

5. В чем заключается усложнение нервной системы.

ЗАНЯТИЕ 30. СКЕЛЕТ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Цель: изучить скелет млекопитающих

1.Систематическое положение

ТИП ХОРДОВЫЕ - СНОRDАТА

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ - VЕRТЕВRАТА, ИЛИ СRАNIОТА

ГРУППА ЧЕЛЮСТНЫЕ - GNATHOSTOMATA

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ - TETRAPODA КЛАСС

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ – МАММALIА

ИНФРАКЛАСС ВЫСШИЕ ЗВЕРИ – EUTHERIA

ОТРЯД ГРЫЗУНЫ – RODENTIA

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КРЫСА –RATTUS NORVEGICUS.

2. Задания:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.