КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П. L Кинематография на пути к рынку 2 страница
рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и реализации товаров и услуг. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало музеям в достижении стоящих перед ними целей. Попросту говоря, управление маркетингом — это управление спросом. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей конкретных рынков и удовлетворение их более эффективными, чем у конкурентов, способами. По сути своей концепция маркетинга — это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание высокой удовлетворенности потребителей как основы для достижения целей организации. По мере развития рыночных отношений, роста издержек и падения спроса все большее число учреждений культуры начинают проявлять интерес к маркетингу. Переориентация на нужды потребителя это не только структурные или технологические перемены, анализ поступающей информации под иным углом зрения. Это прежде всего серьезнейшая психологическая перестройка персонала музеев от руководства до рядовых сотрудников. Важнейшими задачами службы маркетинга являются исследование потребительского спроса на музейные услуги, причины его падения, выявление скрытого спроса и его активизация с помощью разработки программы маркетинга. Она включает анализ музейной аудитории и потенциальных посетителей, рекламу музейных услуг, активизацию работы по привлечению новых посетителей, в том числе организованных (путем открытия собственного экскурсионного бюро), например, разработку новых эффективных форм обслуживания, платных услуг и сопутствующих товаров, привлекающих посетителей в музей и дающих ему дополнительные доходы. Это могут быть аукционы, выставки-продажи картин современных художников, изделия народных промыслов, развивающихся в области, районе и других регионах России, работ учащихся художественных школ и
художественно-промышленных училищ, выставки из частных коллекций. Привлечь новых посетителей в музей возможно путем активизации выставочной работы вне его стен. Работа, которая в последнее время имела тенденцию к сокращению, что не способствует расширению рекламы деятельности музея, зондированию рынка и его потенциальных посетителей. Целесообразно развивать связи музея с крупнейшими предприятиями региона, организовывать выставки по истории предпринимательства в России и регионе, отражающие его сегодняшние достижения и проблемы. Необходимо наладить связи с крупными научными центрами РАН путем организации выездных экспозиций из фондов музея, выставок по истории и современности этих научных центров. Необходимо рассматривать деятельность музеев совместно с работой туристско-экскурсионных организаций, выявлять особенности их взаимодействия, анализировать результаты. Здесь становятся возможными различные типы объединений: а) взаимодействие учреждений туризма и музеев как самостоятельных субъектов рынка, при котором происходит реальный расчет за оказанные услуги; б) партнерство учреждений туризма и музеев на уровне ассоциации или единого объединения. Его создание происходит путем централизации части имущества и средств учредителей на договорной основе в целях совместного выполнения работ по оказанию услуг. Для формирования и развития спроса на музейные услуги целесообразно использовать зарубежный опыт организации обществ друзей музеев. Так, например, в Англии при каждом музее есть общество его друзей, входящее в Британскую ассоциацию друзей музеев, публикующую ежегодные отчеты. Деятельность этих общественных организаций имеет важное значение в установлении прямых связей музея с населением, в осуществлении контактов с университетской наукой, в реализации культурно-просветительных функций музеев и их социальной защите, поскольку друзья музея, среди которых есть студенты, учителя,
15 К-17 пенсионеры, домохозяйки, являясь также добровольными гидами и помощниками, участвуют в организации различных, в том числе детских, программ. Привлекая новых посетителей в музей, можно решать задачу получения дополнительных доходов от продажи буклетов, репродукций картин, наборов открыток, сувенирной продукции, изделий народных промыслов. Музеи могут получать доходы от сдачи в аренду пустующих помещений коммерческим предприятиям, в том числе путем создания малых предприятий по организации выставок-продаж и аукционов картин современных художников, художественных изделий и предметов народных промыслов. В соответствии с новыми условиями хозяйствования они могут выполнять работы и оказывать услуги на платной основе по прямым договорам с предприятиями и организациями различных форм собственности, в том числе выставки по истории и современности их деятельности, лекции по историко-художес-твенной тематике, выставки научно-технической продукции, помогать в организации собственных музеев и экспозиций предприятиям. Благоприятствует развитию платных услуг музеев государственная политика социальной поддержки путем льготного налогообложения их доходов. При этом органы государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в бюджеты. Музеям целесообразно добиваться полной отмены налога на прибыль от собственных доходов в том случае, когда они идут на цели их уставной деятельности (реставрацию, ремонт,творческо-производствен-ное развитие и социальную защиту работников).
Еще одно направление получения дополнительных доходов музеями связано с наличием экономии финансовых ресурсов и фондов творческо-производственного и социального развития, которое, согласно новых условий хозяйствования, не взымаются в бюджет и расходуются трудовыми коллективами самостоятель- но. Часть этих средств может быть использована музеями для покупки ценных бумаг (акций, облигаций и др.), путем вложения в коммерческие банки под высокие проценты, а также долевого участия в организации других коммерческих предприятий. Музеи таким образом смогут не только сохранить свои свободньиЬ денежные средства в условиях инфляции, но и получать дополнительные доходы в виде дивидендов по акциям, процентов по облигациям и депозитам, доходов от долевого участия в совместных предприятиях. Музеи имеют такие виды льгот по налогообложению, как освобождение от уплаты земельного налога. Наконец, важным направлением получения дополнительных средств музеями может являться внешнеэкономическая деятельность с формированием фонда валютных отчислений, согласно новым условиям хозяйствования. Однако это направление их деятельности требует серьезной проработки и формирования особой программы, участия других партнеров, имеющих зарубежные связи. Это могут быть городские власти, имеющие города-побратимы за рубежом, крупные промышленные предприятия региона, в том числе совместные предприятия или имеющие зарубежных партнеров, НИИ, другие музеи региона, общественные организации. В частности, музей может выступить инициатором создания ассоциации музеев и через нее вступать во внешнеэкономические связи. Он может также использовать зарубежные связи таких общественных организаций, как Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Российский фонд культуры, Российский творческий союз работников культуры, Союз художников РФ. Музей может также использовать, как источник дополнительных доходов разработку и предоставление коммерческим организациям за плату исторической символики города (гербы города), продажу сувенирных изделий и товаров в своем киоске с символикой города, района, области по месту его нахождения. Научно-исследовательские подразделения музея должны развивать маркетинговую деятельность по изучению рынка научно-
консультационных услуг, разработок по заказам предприятий, организаций, государственных органов управления и местного самоуправления, общественных организаций и церкви, развивать хоздоговорные научные исследования, формировать временные научные и творческие коллективы. Согласно новым условиям хозяйствования, музеи могут иметь и такой источник финансирования, материальных ресурсов, как добровольные взносы других предприятий, организаций и отдельных граждан. Естественно, в современной кризисной ситуации рассчитывать на значительную помощь им не приходится. Однако, если будет образовано общество друзей музеев, установлены их творческие связи с ведущими промышленными предприятиями своего и других городов края, области, с НИИ, сельскохозяйственными предприятиями, коммерческими структурами, банками, ассоциациями и товариществами художников, работников народных промыслов, музеи могут получать средства от потенциальных меценатов и спонсоров, пропагандируя их предпринимательскую и творческую деятельность. Развитию меценатской и спонсорской деятельности предприятий и других коммерческих организаций, населения способствует государственная политика льготного налогообложения их доходов, направляемых на указанные цели. Таким образом, музей должен разработать программу привлечения меценатов и спонсоров для его материальной и финансовой поддержки, которая в том числе может помочь ему в организации внешнеэкономической деятельности. Важным дополнительным источником развития музея в новых условиях является экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов, поскольку теперь неизрасходованные средства не изымаются в конце года в бюджет, а остаются в распоряжении музея и могут быть использованы на материальное поощрение его работников, на производственное и социальное развитие. Ресурсосберегающая политика должна быть направлена прежде всего на рациональное использование ресурсов, экономию материальных затрат, на долю которых в 1992 г. приходилось более 45% текущих расходов музеев. А с добавлени- ем материальных затрат, связанных с восстановлением износа основных непроизводственных и музейных фондов (капитальный ремонт и реставрация), их общая величина составляла в 1992 г. около 69% текущих расходов музеев. Экономия фонда оплаты, на долю которого в 1992 г. приходилось 14,2% текущих расходов музеев, является другим направлением ресурсосберегающей политики его руководства. Новые условия хозяйствования позволяют руководству музея по согласованию с профсоюзной организацией проводить самостоятельную политику в области организации и оплаты труда: проводить реорганизацию структуры, отделов и подразделений музеев, утверждать новое штатное расписание и устанавливать должностные оклады в соответствии с действующими схемами в пределах образовательного фонда заработной платы, устанавливать работникам надбавки и доплаты, использовать в организации работы бригадный, арендный подряд, коллективную, договорную и контрактную формы организации и оплаты труда, определять порядок и размеры премирования работников музея. В соответствии с рекомендуемыми изменениями структуры музеев целесообразно провести реорганизацию и утвердить иное штатное расписание с соответствующим сокращением избыточных штатов и служб. При этом все работники музея выводятся за штат и зачисляются на новые должности по конкурсу. Новых сотрудников целесообразно принимать на работу в музей на контрактной основе на определенный (испытательный) срок, после окончания которого контракт может быть продлен. Это позволит руководству музея проводить более гибкую и эффективную кадровую политику, при сохранении основного ядра ведущих руководителей и специалистов, иметь возможность в зависимости от меняющихся потребностей музея и финансовой ситуации регулировать общую численность работников через контрактную систему найма и увольнения дополнительных работников. Целесообразно также для повышения эффективности, инициативы и ответственности действующего персонала проводить ежегодную атгеста- цию работников с корректировкой их оплаты труда, должностного роста и определения соответствия занимаемой должности. Согласно новому хозяйственному механизму, отчисления в фонды музея проводятся ежеквартально (могут и ежемесячно), и накопленные средства этих фондов изъятию не подлежат и могут использоваться в последующие периоды. Распределение средств этих фондов на нужды коллектива музея осуществляется им самостоятельно в соответствии со сметами, одобренными трудовым коллективом и утвержденными совместным решением директора и профсоюзной организации. Как показал анализ, в музеях пока еще отсутствуют политика и механизм систематического формирования и использования фонда развития и фонда материального поощрения, адекватные задачам музеев условиях рынка. Необходимо прежде всего формирование и пополнение этих фондов в музеях на постоянной основе, определение основных направлений использования средств каждого фонда, составление и утверждение смет расходов по ним не реже, чем раз в квартал. Ранее фонд материального поощрения, по данным бухгалтерии музеев, формировался в конце года. Однако в условиях либерализации цен на потребительском рынке и высоких темпов инфляции фонд материального поощрения служит не только целям стимулирования и поощрения лучших работников, но и средством защиты их доходов в условиях запаздывания индексации и неполной компенсации роста цен из бюджета. Тем более, что в новых условиях руководство музеев по согласованию с профсоюзной организацией имеет право само определять систему, порядок и размеры премирования их работников. Что касается фонда творческо-производственного и социального развития музеев, то в настоящее время в отдельных из них объединены ресурсы двух фондов: фонда возмещения износа основных непроизводственных и музейных фондов (соответствует амортизационному фонду предприятий) и фонда творческо-производственного развития музеев. Фонд социального развития в некоторых музеях не формируется. Основная масса средств фонда развития по существу представляет собой фонд возмещения износа основных и музейных фондов. В связи с этим необходимо из общей суммы средств, во-первых, выделить собственно ресурсы на творческо-производственное развитие, т.е. на приобретение нового оборудования и инвентаря, новых предметов музейного фонда, музеефикацию новых объектов исторического и художественного наследия. Во-вторых, необходимо сформировать на постоянной основе в музее фонд социального развития (социальной защиты) трудового коллектива, который сегодня отсутствует. Для этого нужно руководству музея совместно с профсоюзной организацией разделить средства фонда развития на три части: а) фонд возмещения износа действующих и музейных фондов (реставрация и капитальный ремонт, замена использованного и непригодного оборудования и инвентаря); б) фонд творческо-производственного развития музея (му-зеефикация новых объектов, покупка предметов музейного фонда, нового оборудования и инвентаря); в) фонд социального развития музея и социальной защиты его работников. Необходимо определить основные направления использования средств каждого из фондов, разработать и утвердить по ним сметы расходов. Особое внимание необходимо уделять формированию и использованию фонда социального развития, играющего важную роль в социальной защите работников в условиях рынка. Средства этого фонда могут расходоваться на финансовую помощь сотрудникам музея в условиях инфляции: на компенсационные выплаты в связи с удорожанием питания, плату за содержание детей в ДДУ, стоимости строительства кооперативного жилья, транспортных расходов, оплаты медицинских услуг, земли в садовых товариществах, предметов длительного пользования, частичную оплату путевок в санатории, дома отдыха и др. Средства этого фонда могут расходоваться на покупку конкретных товаров народного потребления и распределение их на бесплатной или льготной основе сотрудникам музея, для долевого финансирования объектов, учреждений социальной инфраструктуры (детсадов, садовых товариществ, медицинских учреждений и др.), которыми пользуются сотрудники музея, или участия с строительстве указанных объектов (жилищно-строительные кооперативы, базы отдыха и др.). Конкретные направления и формы использования данного фонда должен определить сам трудовой коллектив музея. Руководство музея должно использовать средства этого фонда не просто для раздачи «всем сестрам по серьгам», а с учетом трудового вклада работника, для поощрения лучших сотрудников. Таким образом, администрация музея должна иметь четкое представление о размере имеющихся у него средств на творчес-ко-производственное развитие и социальную защиту работников. Валовый подход к формированию и распределению фонда развития музея фактически превращает дачный фонд в фонд реставрации и капитального ремонта, лишает его средств на дальнейшее развитие, а следовательно, и стимулов у работников к зарабатыванию средств, когда 40% внебюджетных доходов некоторых музеев были направлены под видом производственного и социального развития фактически на возмещение износа фондов. Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что дальнейшее развитие управления и хозяйствования музея в рыночной среде связано с формированием его статуса как некоммерческой организации с необходимыми атрибутами. Статус музея как некоммерческой организации обусловлен особой социальной значимостью его функций и культурно-просветительских услуг, представляющих собой общественные блага. Организация их на чисто рыночной коммерческой основе, во-первых, ведет к ограничению доступности этих услуг для многих категорий населения (особенно в условиях инфляции), во-вторых, к вытеснению их более прибыльными, рентабельными видами услуг — индустрией развлечений, не стимулирует положительные социальные эффекты культурно-просветительской деятельности музеев. Потому принципы организации финансирования организаций, производящих общественные бла- га, отличаются от коммерческих организаций прежде всего государственной и общественной поддержкой и защитой, социальной направленностью их деятельности. Статус некоммерческой организации не означает, что музей не имеет права зарабатывать собственные доходы от продажи культурно-просветительских услуг и получать прибыль от этой деятельности. Главное в том, что максимизация прибыли не является определяющим мотивом работы его трудового коллектива и администрации. Поэтому прибыль непосредственно не должна распределяться среди его работников, учредителей или собственников, а использоваться на цели уставной деятельности организации, главным образом на ее развитие, на социальную защиту работников, совершенствование материально-технической базы. Именно поэтому некоммерческие организации получают от государства налоговые льготы по доходам и прибыли от платных услуг, которые являются формой дополнительного финансирования государством развития производства социально-значимых культурно-просветительских услуг. Нарушение принципов распределения доходов и прибыли от платных услуг администрацией некоммерческих организаций, заложенных в их услугах, ведет к санкциям по отношению к ним со стороны государства (изъятие полученной прибыли, лишение льгот в области налогообложения, а может быть и ликвидация организации). Таким образом, перспективы совершенствования хозяйственного механизма музеев России, связаны с некоммерциализацией их деятельности, полными или смешанными товариществами, арендными предприятиями или другими организационными формами предпринимательской деятельности. Перспективы развития музеев в рыночной экономике связаны с утверждением их статуса как государственных некоммерческих организаций путем формирования соответствующих атрибутов и структур управления. Защита этого статуса будет связана с принятием парламентом РФ законодательства о некоммерческих организациях, которое действует во всех развитых странах. До его принятия музеи могут сформировать советы попечителей, переработать уставы, отразив в них свои важнейшие характеристики, утвердить и зарегистрировать их государственных органах с принятием соответствующих нормативных актов. Совет попечителей осуществляет управление музеем на основе устава: определяет общие направления его экономического и социального развития, использования собственных и привлеченных средств; утверждает структуру и штаты; принимает и изменяет правили трудового распорядка, определяет формы, системы и размеры оплаты труда, дополнительные социальные льготы членам трудового коллектива, решает вопросы вхождения музея в объединения, ассоциации и выхода из них. Совет попечителей музея должен включать представителей руководства ведущих промышленных предприятий района, вузов, техникумов, ремонтно-строительных организаций, сельскохозяйственных предприятий района и области и др. Совет попечителей — это не только контролеры и руководители музея, это прежде всего, его защитники, спонсоры и меценаты, которые могут помочь музею в решении его тяжелых проблем. Устав музея — это важнейший документ, определяющий основы его жизнедеятельности и управления, финансирования, права и обязанности различных сторон и органов управления. Устав содержит наименование организации, ее местонахождение, перечень филиалов, основные цели и задачи, направления деятельности и источники финансирования музея. В уставе определяются органы его управления и контроля, их права и обязанности. В нем отражается порядок образования имущества музея, расходования средств, принципы организации и оплаты труда, полномочия совета попечителей и директора музея, условия реорганизации и прекращения его деятельности, вступления в объединения, союзы и ассоциации, льготы в области налогообложения, другие вопросы на основе законодательства РФ, входящих в нее республик, нормативные акты местных органов власти. В уставе должны быть предусмотрены обязательства учредителей по отношению к музею, в том числе в области бюджетного финансирования его деятельности, индексации доходов и оплаты труда работников в условиях инфляции, в области социального развития музея и социальной защиты его сотрудников. ГЛАВА VII
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |