Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность инновационного процесса




Классификация инноваций

Сущность инноваций. Определения различных авторов

Сущность инновационного процесса

Классификация инноваций

Сущность инноваций. Определения различных авторов

Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов еще в ХХ веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.[2]

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В самом общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность – материальную или нематериальную – которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая.[3] Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений.

Обычно сейчас отождествляют понятия новшество, новация, нововведение, инновация. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению, и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств».

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретет новое качество – становится нововведением (инновацией).

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.

Период времени между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.[4]

Согласно Баррейру можно выделить три составляющих нововведения:

1. потребность, подлежащая удовлетворению, т.е. функция или набор функций, которые надо выполнить;

2. концепция объекта или совокупности объектов, способная удовлетворить потребности, т.е. новая идея;

3. компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния.

Уровень риска, взаимосвязанного с нововведениями, зависит от:

- степени оригинальности и сложности концепции, определяющей восприимчивость рынка и издержки перехода для пользователя (рыночный риск);

- уровня технологичности инноваций, необходимой для имплементации концепции, т.е. технической осуществимости нововведения (технологический риск).

- степени знакомства фирмы с рынком и технологией (стратегический риск).

Инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.[5]

Изобретением считается новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает безопасность.

Большинство изобретений и приравниваемых к ним полезных моделей появляется на стадии ОКР в ходе эскизно-технического проектирования.

В мировой экономической литературе можно встретить два подхода к инновациям: более широкий и более узкий. Классическим примером более широкого подхода считается позиция английского экономиста Й.Шумпетера, который в 1911 году в своей работе «Теория экономического развития» говорил о процессе внедрений новых комбинаций в пяти следующих случаях:

n введение нового товара, то есть либо товара, не знакомого потребителям, либо нового вида товара;

n внедрение нового метода производства продукции, то есть метода, который практически не использовался в данной отрасли промышленности;

n открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности конкретной страны ранее не была представлена;

n завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов, также без учета более раннего существования этого источника;

n внедрение новой организационной структуры в какой-либо промышленности, например, оседание монополистической ситуации или, наоборот, ее ликвидация.

В современной концепции инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов (включая сферу услуг).

Все они рассматриваются как направления инновационной деятельности, осуществляемой в целостной системе управления инновациями «Наука – технология – экономика – образование».

Одним из современных определений понятия «инновация» является следующее: это способ действия, в основе которого лежит использование новых знаний (или новое использование знаний), воплощенных в новые технологии, ноу-хау, новые комбинации производственных факторов, производственных приемов и цель которого (действия) – это снятие последствий или прекращение (предотвращение) деструктивных процессов, получение новых продуктов, услуг с высоким рыночным потенциалом.

Инновация возникает как результат решения и действий предпринимателя, ориентированных на формирование новой (усовершенствованной) продукции (новой функции продукции) для создания конкурентных преимуществ и получения высокого уровня предпринимательского дохода).

В зарубежной и отечественной литературе по инноватике выделяется большое количество видов инноваций. Различают различные основания классификации инновации, создающих целую систему в зависимости от решаемых задач. Некоторые специалисты предлагают до 25 оснований, структурирующих инновации[6].

В качестве основных признаков (критериев) классификации используются:

- уровень (степень) новизны;

- степень радикальности;

- сфера применения;

- предметное содержание;

- масштабность;

- степень воздействия на эффективность инновационных процессов;

- характер использования;

- роль в воспроизводственном процессе;

- назначение;

- уровень регуляции и управления;

- характер общественных целей;

- стимул (источник) появления;

- характер инновации и др.

Однако и в рамках одного критерия ученые видят разные типы нововведений. К примеру,по уровню новизны различают инновации:

* новые;

* усовершенствованные;

* требующие капитальных вложений[7];

* оазисные;

* улучшающие;

* радикальные;

* ординарные;

* усовершенствующие[8].

В зависимости от сферы применения выделяют:

n товарные,

n технологические,

n организационные,

n экономические,

n общественные инновации[9];

n технические,

n социальные[10];

n правовые (юридические),

n политические[11].

Исходя из того, в какой области осуществляются изменения, можно выделить инновации продуктовые, технико-технологические и организационно-управленческие.

Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления. Характер продуктовых инноваций различается от предприятия к предприятию. Для одних это полная смена ассортимента или существенное расширение номенклатуры, выходящее за пределы традиционного профиля, для других – повышение потребительских качеств традиционной продукции с учетом запросов потребителя. Иногда выпуск новой продукции осуществляется без изменения технологии и на старом оборудовании, иногда – внедрением новой для предприятия технологии и закупкой соответствующего оборудования.

Технологические инновации затрагивают изменения в технологии создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции с целью повышения конкурентоспособности за счет улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости, расширения номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий.

Технические инновации, т.е. введение в эксплуатацию нового оборудования, чаще всего обусловлены либо переходом к выпуску новой продукции, либо необходимостью радикального повышения качества уже выпускаемых изделий в соответствии с требованиями рынка.

Организационно-управленческие связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими, например, создание новых отделов, служб на всех уровнях руководства предприятием.

 

Итак, высказывая различные точки зрения по поводу термина «инновация», жизненный цикл продукции и технологии и их классификаций, ученые и экономисты почти единодушны в определении сущности инновационного процесса, рассматривая его как совокупность этапов, стадий, мероприятий, действий, процессов, связанных с «зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением»[12]; созданием и практической реализаций новшеств, приводящих к коммерческому продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности[13]; сознанием и их потребителям[14].

Инновационный процесс является не элементом научно-технического прогресса, а его стимулирующим фактором и одновременно потребителем.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений, точнее, - цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике либо удовлетворяет потребности человека.

Инновационный процесс можно трактовать с различных позиций.

1. С точки зрения закономерности цикличности инновационных колебаний - это реализация совокупности изменений в продукте, технике и технологии, основанных на радикальных инновациях, влекущих за собой появление качественно новых продуктов, изменение структуры издержек, условий производства, потребления.

2. Применительно к жизненному циклу конкретного новшества - это цепь событий по реализации изменения, формулирующего новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создающего новые. Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое.

3. как инвестиционный проект – это по стадии финансирования исследования и разработок, распространения новых продуктов и услуг, их коммерциализации.

Инновационный процесс в теории инноватики определяется совокупностью работ инновационной деятельности, которые регламентируются этапами их организации, ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг, техники, их коммерциализации в условиях конкуренции.

И нновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены на рис.4.

1-й этап: фундаментальные исследования (в академических институтах, ВУЗах и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

2-й этап: исследования прикладного характера во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, поэтому велика вероятность получения отрицательного результата, возникает возможность риска потери вложенных средств, а инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями - рискофирмами (венчурными).

3-й этап: опытно-конструкторские и экспериментальные разработки проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

4-й этап: процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Рассмотрим основные составляющие инновационного процесса (рис.5).

 

 

 


Рис.5. Основные составляющие инновационного процесса

1. Рынок новшеств. Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские разработки.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.

Участие в рынке новшеств осуществляется в следующих основных формах:

n развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР;

n проведение исследований на кооперационных началах с другими организациями;

n оформление заказов на проведение научно-исследовательских и (или) экспериментальных работ сторонней организации;

n приобретение лицензий на право производства товаров или услуг;

n покупки готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности;

n приобретение нематериальных активов путем выпуска акций, облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместного производства.

2. Рынок чистой конкуренции нововведений – этосовокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия «чистой» конкуренции позволяет уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, добросовестной и других видов состязания и борьбы с субъектами производственных отношений за наивыгодные сферы приложения капитала, рынки источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

От новшества как результата научно-технической деятельности до нововведений как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов.

Конкурентная борьба между ними вынуждает повышать технической уровень производства (услуг); улучшать их качест­во; снижать издержки производства; повышать эффективность. Одновременно рынок отвергает новшество, имеющее большую научно-практическую ценность, если оно не отвечает запросам потребителей. Конкуренция стимулирует рынок новшеств, обес­печивая его формирование. Главным действующим лицом конку­рентных отношений на рынке выступает инновационная фирма.

3. Рынок капитала (инвестиций) Любая организация желает обновления и развития. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня, но в качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал. В инновационной сфере определенную роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в 3 – 5 лет и более.

В законодательном порядке существуют несколько принципов и мер инвестиционной политики в промышленности:

- на безвозвратной основе из федерального бюджета;

- на возвратной и конкурсной основе.

Рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок капитала (инвестиций) как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем содержание понятия «инновационная сфера», определим область инновационной деятельности как формы общественного разделения труда.

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

Под инновационной инфраструктурой понимается система государственных и частных организаций, обеспечивающих развитие и поддержание инновационного процесса на всех его стадиях. Составляющими такой системы являются:

- производственно-технологические структуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и центры по трансферу технологий);

- информационные структуры (аналитические, статистические центры, информационные агентства);

- образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области технологического менеджмента;

- финансовые структуры (фонды бюджетные и внебюджетные, венчурные, страховые);

- системы экспертизы (центры, осуществляющие экспертизу и оценку объектов инновационного процесса для производителей, инвесторов, страховщиков и т.д.);

- субъекты патентования, лицензирования, консалтинга, стандартизации, сертификации и аккредитации.

Формирование инновационной инфраструктуры идет параллельно (с отставанием на полшага) с развитием инновационного процесса.

К элементам инфраструктуры также относятся: центры/агентства по трансферу технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, целевые фонды, субъекты финансовой и товаропроводящей сетей.

Инновационная инфраструктура, является частью общей среды, которая при определенных условиях и параметрах должна благоприятствовать развитию инновационных процессов и, как следствие, мотивировать технологический трансфер. Именно средой определяются уровень спроса на новые технологии, как и на знания в целом, необходимость и возможность использования знаний в качестве решающего фактора экономического развития.

Поэтому стратегия развития инновационной инфраструктуры, опирается на законодательную базу, поощряющую инновационную деятельность и гарантирующую защиту прав интеллектуальной собственности, требует оценки и постоянного мониторинга состояния инфраструктурной среды.

Субъекты инновационной инфраструктуры решают следующие задачи:

- придание технологии формы и статуса товара, что включает полный комплект нормативно-технических, методических и охранных документов, макеты и опытные образцы, результаты испытаний и экспертизы, сертификаты и различные удостоверения;

- проведение патентных исследований;

- подготовка лицензионных соглашений, контрактов, договоров о научно-техническом и производственном сотрудничестве;

- оценка интеллектуального вклада в создаваемые совместные предприятия;

- оказание правовой помощи в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции;

- поддержка менеджмента фирм в процессе коммерциализации научных исследований и разработок;

- поиск инвесторов для стартового и последующего финансирования инновационных проектов.

 


[1] Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. С.61-62

[2] Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: Внешторгиздат, 1993. - с. 194

[3] Хучек М. Инновации на предприятиях и внедрение. - М.: Луч, 1992. - с.21

[4] Менеджмент организации: Учеб. пособие./под ред. Румянцевой З.П. - М.: Инфра-М, 1995

[5]Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учеб.пособие для вузов. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997

[6]Ратанин П.И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку /Акад. Ест. Наук РФ, Ин-т экономики и орг. Предпринимательства. - М., 1993, с.42

[7] Инструкция по составлению статистической отчетности об инновационной деятельности промышленного объединения (предприятия): Утв. Пост. Госкомстата России от 12.08.94, № 130. - М.: 1994, с.1

[8] Иванов М.М., Колупаева С.Р., Кочетков Г.Б. США: управление наукой и нововведениями. - М.: Наука, 1990, с. 22

[9] Хучек М. Инновации на предприятиях и внедрение. - М.: Луч, 1992. С.23

[10] Ратанин П.И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку /Акад. Ест. Наук РФ, Ин-т экономики и орг. Предпринимательства. - М., 1993, с.42

[11] Экономические методы управления инновационными процессами/ А.В.Савченко. - К.: Выша шк., 1990, с. 8

[12]Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: Внешторгиздат, 1993, с.124

[13] Государственное регулирование промышленности: новые отрасли и передовые технологии (на материалах Франции): Научно-аналитический обзор. - М.: РАН, 1993, с. 30

[14] Кутейников А.А. Технологические нововведения в экономике СЩА. - М.: Наука, 1990, с.30




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.