Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности ПП




ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ

Роль учителя одна из самых неблагодарных и тяжелых. Результаты работы священника и врача могут проявиться непосредственно и поэтому могут породить чувство благодарности и социальной нужности. Все, что делает учитель, дает плод не скоро. Мы уверены, что педагог должен непрестанно с нами возиться, и эта уверенность часто создает почву для добродушной насмешки над педагогами. Поэтому нет ничего неблагодарнее и вместе с тем внутренне-почетнее роли учителя. «Мне время тлеть – тебе цвести» - это может служить идеальным лозунгом в отношении к детям. Ребенок для того и подготавливается учителем, чтобы выйти из-под его руководства, он постепенно уходит от учителя, и их близость все время уменьшается. В детской душе для педагога нет постоянного места. педагог должен стремиться к тому, чтобы обходились без него; он все время думает не о себе, а о ребенке; он все время отдает, но никогда не получает. Педагог должен идти жертвенным путем, и его мало ценят не только дети, но и взрослые: учителя всегда и везде находятся «в загоне». Эти внешние грани очень мало смягчаются для учителя сладостным общением с детьми.

Психология учителя главным образом характеризуется чувством его заботы о детях. Учитель должен думать, чтобы ученик получил возможно больше пользы. Основная добродетель педагога – это озабоченность, обратная сторона этого чувства – это постоянное беспокойство «как бы чего не вышло». Чем тоньше понимание у педагога, тем больше у него этой боязни. Педагог по профессии должен «делать из мухи слона», то есть обращать внимание на каждую мелочь, ибо из мелочей создаются привычки. Педагог в сущности должен быть мелочно внимательным, он не может небрежно относиться ни к чему: в пустяке может проявиться существенная черта ученика. Эта постоянная настороженность во всем создает мелочный педантизм. Педагог часто становится требовательным, мелочным и неспокойным. Как бы его забота ни была мягка и нежна, но она детьми всегда воспринимается тяжело, ощущается невыносимой. Появляется также самоуверенность, не допускающая никакой критики и затрудняющая координацию педагогической работы школы в целом.

Необходимо отметить крайнее одиночество учителя. Родители и дети подходят к учителю неправильно – просят «пощадить ребенка». Если учитель поступит принципиально правильно, то он в этом случае остается одинок, если же потупится принципом, то, безусловно, должен осудить себя.

Школа есть социальная стихия, иногда очень близкая к стихии толпы. Всякая стихия подлежит изучению, чтобы человек мог ею управлять и от нее не погибнуть. Это в особенности касается школьной стихии, где имеется очень много скользких и опасных пунктов. В последнее время так называемое социальное направление педагогики начинает изучать природу класса, сознавая всю важность этого вопроса в регуляции ПП.

ПП нельзя понимать только как обучение. Основная нить ПП лежит на путях воспитания. При этом положении обучение не занимает в системе того огромного и основного места, как это было до сих пор. Дети во внешкольной работе, кружках, приближающих их к жизни и втягивающих в себя их жизненный интерес, легко и с энтузиазмом отдаются влиянию руководителей, чего не наблюдается совершенно в школьной обстановке. Если природа школы будет иная, то это неизбежно окажет на детей влияние. Социальные силы школы должны быть использованы в ПП. Еще Платон указывал на то, что развитие мышления возможно исключительно в социальной среде. Социальность мышления должна быть положена в основу школьного процесса.

Педагогика есть не техника, но - искусство, не только потому, что первая добродетель педагога есть находчивость (что, конечно, не дается техникой), но и потому, что педагогика есть творческая работа. Здесь творческое использование детского материала достигает высшей формы, ибо творить из детей живые существа – это задача более трудная, чем, например, живопись.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ [3]

Православная педагогика является практическим аспектом православной антропологии, т.е., учения о человеке с точки зрения православной веры. В переводе с греческого педагогика – детоводительство. Православная педагогика – «детоводительство ко Христу». Она есть частное раскрытие дела Церкви на земле – спасения людей для жизни вечной. Православная педагогика – это педагогика воцерковления и воцерковленная педагогика. Она строится на вере в то, что образ Божий не уничтожим в человеке. Как бы сильно он ни был затемнен грехом, и на понимании человека как соборного существа, призванного раскрыть свою любовь к Богу через любовь к ближнему.

Ее принципы:

1. Христоцентричность. Личность Господа Иисуса Христа находится в центре православной педагогики. В этом она следует за Самим Спасителем, Который принес людям не просто новое учение, а Самого Себя. Только педагог, живущий во Христе, способен передать детям цель и смысл человеческой жизни – очиститься от греха.

Очевидно, что педагогика, основанная на «общечеловеческих ценностях», способна развить ум и занять фантазию, но не даст реальных сил для изменения своей жизни. Статистика совершаемых подростками правонарушений, а в последние годы и самоубийств – красноречивый тому свидетель.

Другим «узким местом» нерелигиозной педагогики является нравственное воспитание. Вне христианства возможны две моральные системы: эвдемонизм и утилитаризм. Эвдемонизм строится на стремлении к наслаждениям, и если «сумма страданий» превысила «сумму удовольствий», не может предложить никакого выхода, кроме самоубийства. Утилитаризм, предписывая поступать в соответствии с «общим благом», не объясняет, что является благом для самого человека. Воспитание в духе утилитаристской морали чаще всего оказывается воспитанием «неконфликтного», «полезного», «удобного» для общества (прежде всего для власть предержащих) человека.

Любая частная педагогическая проблема, несущая серьезные затруднения нерелигиозным педагогам, для их православных коллег открывает возможности совместного с детьми духовного роста. Коснемся «популярной» в педагогике проблемы дисциплины. Слово «дисциплина» в переводе означает не только «стройность, порядок», но и «научение, поСЛУШание». Послушание и возможно, и естественно там, где установлены личностные отношения. «Либеральная педагогика», вслед за Ж.-Ж.Руссо и Л.Толстым считающая, что ребенок «от природы хорош», спорит о допустимости или недопустимости наказаний; православная педагогика, исходящая из того, что человек должен быть послушен Богу, обращает внимание на смысл послушания и наказаний (кстати, первоначальное значение этого слова тоже «научение», а не «кара за проступок»). В духовном смысле послушание жизненно необходимо: …дети, которые всегда поступают по-своему… не смогут научиться любить – ибо послушание есть выражение любви. Послушание растет со зрелостью. В начале оно значит: делай, что тебе сказали; но для взрослого оно означает: «предпочти волю другого по любви». Только человек, попытавшийся жить по этому закону, знает, что собственных сил недостаточно, что надо просить Бога о помощи. И только обратившийся за помощью к Богу педагог сможет научить ребенка послушанию.

2. Доступность для образованных и «простецов», для верующих и только ищущих. Вытекает из того, что христианство – не идеология, не доктрина, а жизнь во Христе. Православный педагог дает своим питомцам не сумму знаний, а возможность приобрести собственный опыт духовной жизни, хотя бы это был крохотный опыт знакомства с Евангелием или чтение Житий святых. Искусство православного педагога состоит в том, чтобы видеть возможности своих воспитанников и не «поднимать планку» выше возможного.

3. Опережение нравственным воспитанием информационного образования. Не сводится к вопросу, что следует за чем во времени. По святоотеческому пониманию, сердце – центр духовной жизни человека, и именно к сердцу ребенка должно адресоваться и воспитание, и образование.

Человеческая природа повреждена грехопадением, и православная педагогика призвана трудиться над ее восстановлением. В каждом акте воспитания или обучения должна присутствовать сверхзадача – восстановление единства человеческой личности, собирание воедино ума, сердца и воли.

4. Реальная жизнь по заповедям Христа. Об этом сказал Сам Спаситель: «…человекам это невозможно, богу же все возможно» (МФ 19,26). Православный педагог, который пытается вместе с питомцами исполнять Христовы заповеди и сталкивается с невозможностью не погрешить против них, получает замечательную возможность ввести детей в мир молитвы.

По многим вопросам светская педагогика занимает позиции, прямо противоположные христианским. «Одна из проблем современной системы образования, - пишет сестра Магдалина, - состоит в том, что детей учат соревноваться друг с другом в успеваемости… и это культивирует гордость. …современное общество поощряет людей умственно одаренных гордиться и превозноситься над прочими. Взрослым следует показать удовлетворение и похвалить ребенка, когда тот старается сделать, что мог, а не тогда, когда ему удалось превзойти остальных… В конце концов, умственные способности – только один из многих естественных даров, которые человек получает от Бога».

5. Полнота жизни во Христе. Установки светской и православной педагогики здесь прямо противоположны, хотя и могут показаться похожими. Светская педагогика стремится к воспитанию «гармонически развитой личности», то есть, к развитию КАЖДОЙ силы души – ума, воли, чувств. Это – наследие «возрожденческого идеала» - образа человека с блестящей эрудицией, сильными страстями и волей, которую скорей можно назвать упрямством. Противоположный этому православный идеал может быть выражен словом «целомудрие», мудрость целостности: христианин благодатию Божией восстанавливает целостность своей поврежденной природы. Ум, воля и чувства не развиваются параллельно сами по себе, а укореняются в Боге, и через это восстанавливается их единство: каждое действует через два других, «неслиянно и нераздельно». Целостность – это и характеристика христианина.

В жизни детей, которые идут или уже пришли к Богу, должно быть много радости. Нужно осознать, что для детей само желание быть православными уже является подвигом. Нельзя недооценивать постоянного напора идей, которые кажутся способными поставить под вопрос христианство (Православие – в особенности). Таким образом, становится жизненно необходимым не возлагать на ребенка еще дополнительного бремени быть тем, которого никогда не пускают на улицу или кому запрещено делать и то, и другое, и третье. Не преподносите Православие как нечто негативное, но – как ЖИЗНЬ ИСТИННУЮ. Святитель Иоанн Златоуст, говоря и христианском ребенке, дает такой совет отцу: «Воздай ему многими подарками, чтобы он мог понести укоризну, которая придет на него за его воздержание».

 

ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (светский взгляд)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.