Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Укажите группу, в которой перечислены социальные роли человека, к выполнению которых его должно гото­вить воспитание




VI. Укажите группу, в которой названы основные состав­ные части воспитания

1. Умственное воспитание Интеллектуальное развитие Политехническое образование Духовная зрелость Общая эрудиция   2. Нравственное воспитание Духовное совершенствование Энциклопедичность знаний Трудовая зрелость Политехнический кругозор  

 

3. Умственное воспитание Физическое воспитание Нравственное воспитание Эстетическое воспитание Трудовое воспитание   4. Физическое воспитание Трудовое воспитание Интеллектуальное богатство Нравственная чистота Политехническая подготовка  

 

1. Воспитанный человек Гуманист Природолюб   2. Знаток этикета Эколог Семьянин  
3. Гражданин Работник Семьянин   4. Гражданин Патриот Интернационалист  

 

Диагностика воспитанности

Воспитание, как мы знаем, процесс противоречивый и дли­тельный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный ха­рактер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. С опреде­ленного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием. Исправление отрицательных последствий так или иначе по­ставленного воспитания называется перевоспитанием.

Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в це­лом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно со­поставить запроектированные и реальные результаты воспита­ния. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса по­нимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированно­му, а может и отличаться от него. Выявить степень соответст­вия помогает диагностика. Нам уже известно, что это оценоч­ная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявле­ние истинного уровня воспитанности. Данные диагностическо­го изучения сопоставляются с исходными (начальными) харак-

теристиками воспитанности, разница между начальным и ко­нечным результатами определяет эффективность процесса вос­питания.

Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных «измерите­лей» результативности воспитания. Сегодня об уровнях воспи­танности можно составить лишь весьма приблизительные пред­ставления, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравнива­ются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. «критериум», что Значит «сравнение»).

Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств лич­ности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваивают­ся условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитан­ности числами, подобно тому как это делается при тестирова­нии успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое за­дание, а практическое поведение воспитанника в определен­ной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетель­ствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

В нынешних критериях воспитанности выделено немало различных характеристик, определяющих диапазон примене­ния тех или иных показателей. Критерии воспитанности услов­но можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». «Жесткие" критерии в педагогике используются сравнительно мало; в по­следние десятилетия не принято было говорить о тех пробле­мах (точнее, невоспитанности), которые обнаруживаются при использовании этих критериев. К ним относятся важные ста­тистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых право­нарушений и тенденции их изменения; число молодых людей, отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных моло­дыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции среди молодежи и многие другие показатели.

Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие» облегченные критерии которые помогают воспитате­лям получить общее представление о ходе и результатах воспи­тательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества. К недо­статкам применяемых критериев нужно отнести и то, что они разрабатываются обычно не для определения в комплексе всех качеств личности (коллектива), а лишь для отдельных — нрав­ственных, трудовых, эстетических и т. д. качеств, которые в от­рыве от других качеств, движущих мотивов и конкретных усло­вий не могут быть ни правильно истолкованы, ни правильно использованы. Личность, как это уже неоднократно подчерки­валось, — целостное образование, и изучать ее необходимо в комплексе всех ее качеств и черт. Разработать критерии, кото­рые охватывали бы все многообразие качеств личности (кол­лектива) в единстве, еще никому не удалось, это важная про­блема для будущих поколений исследователей. Сегодня школь­ным воспитателям приходится пользоваться «усеченными» ме­тодиками.

Среди множества критериев воспитанности можно выде­лить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Есть еще общие критерии для диагностики конечных ре­зультатов — достигнутого уровня воспитанности личности или, коллектива — и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые — конкретные задачи воспита­тельного процесса. По направленности, способу и месту при­менения критерии воспитанности условно делятся на две груп­пы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспи­тателя, — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.


Раскроем содержание некоторых практических методов диагностики, используемых для оценки проявлений воспи­танности. С их помощью изучаются представления вос­питанников о нормах и правилах поведения, мнения, суж­дения, оценки по всем другим интересующим воспитателя

вопросам. Чаще всего в практике используются прямые во­просы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям нрав­ственность?» и т. п. Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных ка­чествах, осмыслить их. Для определения того, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действи­ям, событиям, применяются специальные вопросы в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь са­мыми престижными?» и т. п. Они могут быть открытыми, требующими свободного аргументированного ответа, или закрытыми, предполагающими выбор одного из альтерна­тивных ответов.

Для диагностики оценочных суждений широко применя­ются и сочинения на заданную тему: «Мой идеал современ­ника», «Милосердие — как я это понимаю» и т. п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции вы­пускников, их сомнения, колебания и раздумья. Однако за последнее время усилился разрыв между внутренней пози­цией молодых людей и ее выражением, меньше стало от­кровенности в ученических сочинениях, а поэтому их цен­ность как диагностического средства уменьшилась. Зато откровеннее стала молодежь в своих устных высказывани­ях — открыто выражает свои взгляды и убеждения.

Диагностическое значение имеет и позиция «умолчания», характеризующая стремление части воспитанников доста­ваться в тени, уклоняться от прямых ответов на поставлен­ные вопросы, занимать нейтральную или примиренческую позицию. Наблюдения за поведением воспитанников и спо­собами их самовыражения проверяются в личных беседах и обязательно корректируются: применяются другие, в част­ности социометрические, методы выявления внутренней по­зиции. Только комплекс диагностических методов позволяет составить представление о степени сформированности не­обходимых качеств.

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика ис­пользует эффективный способ диагностики поведения — метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспиты­вающая ситуация, как уже отмечалось, это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспи­

танник вынужден действовать и в своих действиях обнару­жить уровень сформированности у него определенных ка­честв. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в Столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затраги­вают очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, по­ручений, подарков и наград, выбора между личным и об­щественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого пе­дагогического руководства.

В последнее десятилетие передовая педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а следовательно, правильно построить воспитательный процесс. Выделяются такие виды ситуаций: 1) проверочная; 2) воспитывающая;

3) контролирующая; 4) закрепляющая; 5) не предусмотрен­ная воспитателем, но помогающая; 6) не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная. Пример. Перед де­вятиклассниками была поставлена задача: чтобы интересно провести летние каникулы, нужно своими руками построить так называемую «водную дачу» (плот с домиком). Описание и рисунок были даны в журнале. Строительные материалы отпускались школой. Постановка именно такой задачи была обусловлена причинами: 1) возрастными особенностями — тягой к романтике; 2) девятый класс должен был изучать столярное и слесарное дело; 3) низкой успеваемостью клас­са. Ребятам поставили условие: даже при благополучном завершении строительства поездка невозможна без полной успеваемости класса. Такая задача создала проблемную ситуацию, у школьников ярко проявились их положительные и отрицательные качества, что помогло воспитателю полнее Представить себе состояние классного коллектива и каждо­го из его членов.

Проблемная ситуация в воспитании может создаваться как для целого коллектива, так и для отдельной личности. Но и в том и в другом случае она дает положительные результаты только тогда, когда в ее основе лежат задачи,

решение которых представляет большой интерес для вос­питанников. Этот интерес дает возможности для воздейст­вия на воспитанников, а следовательно, для воспитания по­ложительных нравственных качеств. В рассмотренном при­мере заинтересованность школьников помогла преодолеть неуспеваемость, связала учебный процесс с жизнью, а глав­ное — помогла ребятам понять, что без знаний, к которым они относились поверхностно, невозможно решить ни одной задачи, теоретической или практической. Проблемная ситуа­ция сразу же создала относительно устойчивую обратную

связь, необходимую для целеустремленного процесса вос­питания.

| Регистрация результатов диагностики осуществляется в раз­личных формах. Очень осторожно и корректно могут исполь­зоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обо­значения. Некоторыми педагогами используется шестибалльная шкала регистрации моральной воспитанности личности. В ней три положительные оценки (+ 1,+ 2,+ 3) выражают степени моральной воспитанности (готовности) и три отрицательные оценки (-1, -2, -3) — степени моральной невоспитанности (запущенности). Качественным оценкам приписываются коли­чественные эквиваленты по следующим критериям:

+ 1 (готовность к положительным проявлениям);

+ 2 (устремленность к положительным действиям);

+ 3 (устойчивость, активность при совершении положитель­ных действий);

-1 (готовность к отрицательным проявлениям);

-2 (устремленность к отрицательным действиям);

-3 (антиобщественное поведение).

Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность лич­ности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассмат­ривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах поведение могло бы измениться.

Разными могут быть мотивы отношения школьника к уче­нию. Даже хорошо успевающие ученики руководствуются дале­ко не лучшими мотивами. По результатам недавних исследова-

ний, большинство учится «для оценки» (33%); 22% учится хо­рошо благодаря интересу к предмету; 12% учеников руковод­ствуются интересом к процессу деятельности; 16% — мотивами самоусовершенствования; 17% — чувством ответственности. Учителям и классным руководителям надо сосредоточить вни­мание на воспитании положительных социальных мотивов — чувства долга, стремления принести пользу, пытливости. Реша­ющей роли не играют общественно-ориентированные мотивы и в отношении к школьному труду. Около 20% старшеклассни­ков здесь руководствуются такими мотивами, как желание быть отмеченным, получить награду, хорошую характеристику и т. д. Соответственно и здесь требуется серьезная педагогичес­кая корректировка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 5737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.