Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы организации деятельности




VII. Заполните табличку.

Отметьте требования, характер­ные для: 1) этической беседы; 2) диспута.

Требования   Этическая беседа   Диспут  
1. Наличие плана......................................................          
2. Название темы......................................................          
3. Проблемность.......................................................          
4. Наличие сценария................................................          
5. Соответствие уровню развития школьников....... 6. Соответствие эмоциональному опыту.................          
7. Сопоставление всех точек зрения.......................          
8. Видение ситуации самим учеником.....................          
9. Борьба мнений......................................................          
10. Определенность выводов.....................................          
11. Тщательная подготовка........................................          
12. Знание аудитории..................................................          
13. Мастерство педагога.............................................          
14. Уверенное руководство.........................................          
15. Убедительность.....................................................          

 

VIII. Классный руководитель хотел, чтобы его ученики умели себя вести в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько бесед о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слуша­ли своего классного руководителя, задавали много во­просов. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении семиклассников не произошло. Почему?

1. Ребята не все поняли и запомнили.

2. Жизнь, поведение других людей не вызывали у школь­ников желания улучшить свое поведение.

3. Не было наглядного примера.

4. Жизнь, практика отношений не требуют искоренения плохих привычек.

5. В классе нет примеров для подражания, они не были выделены и указаны.


Воспитание должно формировать требуемый тип поведе­ния. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки ха­рактеризуют воспитанность личности. В этой связи организа­ция деятельности и формирование опыта общественного пове­дения рассматриваются как сердцевина воспитательного про­цесса.

Все методы этой группы основаны на практической дея­тельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педа­гоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части — конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции. Воспитательный процесс заключа­ется в том, что педагог совершает переход от управления опе­рациями к управлению действиями, а затем — к управлению деятельностью воспитанников (В.А. Сластенин).

Организация полезных дел воспитанника обязательно ведет к включению его в многоплановые отношения с другими людь­ми. Складывающиеся в процессе коллективных отношений различные ситуации приводят к определенным поступкам, ре­шениям, выбору той или иной линии поведения: более слож­ные акты поведения и черты личности человека успешно фор­мируются на основе более простых.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств лич­ности — упражнение. Он известен с древнейших времен и об­ладает исключительной эффективностью. В истории педагоги­ки едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном коли­честве разумно подобранных и надлежащим образом выпол­ненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения.

Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ре­бенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обу­чить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуоз­ное исполнение. Точно так же невозможно сформировать тре-

буемый тип поведения, не привлекая воспитанников к актив­ной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном вы­полнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности — на­выки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадле­жит важная роль. Если бы человек не имел способности к об­разованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Много­численные трудности, которые можно одолеть лишь привыч­кой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка ос­вобождает разум и волю для новой работы. Вот почему то вос­питание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.

Две точки зрения существуют в современной педагогике по вопросу осознанности (осмысленности) упражнений. Совре­менная поведенческая психология предлагает педагогам уни­версальную схему: стимул — реакция — подкрепление, исклю­чая из этой цепочки понимание. Главное — устойчивая полез­ная привычка, а как она будет выработана — с участием созна­ния или без него, не суть важно. Наша школа, как уже отмеча­лось, не приемлет механистический подход и стремится к осоз­нанной деятельности воспитанников, применяя методы убеж­дения. Причем эти методы подчас применяются в неопреде­ленно большой пропорции, даже там и тогда, когда в них нет нужды. Обе крайности нам кажутся неприемлемыми.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступ­ности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повто­рений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений;

9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений. Между такими факторами, как частота, объем упражнений, и достигнутыми результатами существует прямая зависимость:

чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уро­вень развития качеств, формируемых с их помощью. Эта зави­симость корректируется личностными особенностями. Число упражнений, которые должны выполнять разные ученики для

выработки качеств на одном и том же уровне, не совпадает

там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужны десятки и даже сотни попыток. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки, тем чаще их нужно повторять для того, чтобы не забыть. Для выработки даже такого простого навыка, как завязывание шнурков на ботинках, детям нужно их завя­зать в среднем около 200 раз. Что же говорить о числе упраж­нений для формирования сложных нравственных качеств.

Планируя систему упражнений, воспитателю надо преду­смотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений спроецированному поведению — еще одно важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходи­мые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспита­тельные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, за­даются реальными ситуациями. В первую очередь используют­ся упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств, дефицит которых в современном обществе становится все ощутимее. Использование упражнения признается успеш­ным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех противоречивых жизненных ситуациях.

Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо чем моложе ор­ганизм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д. Ушин-ский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять опреде­ленные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культу­ра общения — качества, которые основываются на сформиро­ванных воспитанием привычках.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.