Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правильные ответы




Вопросы   I   II   III   IV   V   VI  
Ответы       1, 2   2, 4, 5, 7, 8, 9, 13, 14, 17       2, 3, 4, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 19, 20   I— 1, 2, 3, 4, 6, 9, 10 II— 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 III— 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8  

 

Вопросы   VII   VIII   IX   X   XI   XII   XIII   XIV   XV   XVI   XVII  
Ответы   ——   2, 3, 4, 5   3, 5, 6, 11, 12, 14   ——   ——   ——   —          

 

Контрольный тест

1. Что такое метод воспитания?

2. Что называется приемами воспитания?

3. Что такое средства воспитания?

4. Какие условия и факторы определяют выбор методов воспи­тания?

5. Как классифицируются методы воспитания?

6. Какие методы относятся к группе методов формирования со­знания личности?

7. Какие методы относятся к группе методов организации дея­тельности и формирования опыта общественного поведения?

8. Какие методы входят в группу методов стимулирования?

9. В чем сущность этического рассказа?

10. Чем отличается рассказ от разъяснения?

11. В чем смысл этических бесед?

12. В чем сущность метода примера?

13. В чем сущность упражнений?

14. Что такое приучение?

15. В чем сущность поручения?

16. Что такое воспитывающие ситуации?

17. Что такое соревнование?

18. Что такое поощрения?

19. В чем сущность метода наказания?

20. В чем сущность субъективно-прагматического метода?

Литература для самообразования

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

Методика воспитательного процесса. — М., 1969.

Путь в учителя. — М., 1983.

Синица И.А. Педагогический такт и мастерство учите­ля—Киев, 1981.

1 Искусство и технология воспитания

На практике теория осуществляется с помощью техноло­гии. Легко установить, что означает слово «технология», обра­зованное от латинских слов «техне» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука. В производственном процессе тех­нология — это система предложенных наукой алгоритмов, спо­собов и средств, применение которых ведет к заранее намечен­ным результатам деятельности, гарантирует получение продук­ции заданного количества и качества. Все современные произ­водства основываются на технологиях. Технология — концен­трированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»1.

Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллектив­ному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология. Сравним деятельность, основанную на ин­дивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на тех­нологии:

    Индивидуальное мастерство       Общая технология  
1.   Процесс выполняется работником от начала до конца   1.   Процесс расчленяется на части, каждый работник выполняет свою часть работы  
2.   Необходимо знание всей системы, всех тонкостей процесса   2.   Необходимо знание той части процесса, которую выполняет работник  
3.   Нужно все делать самому   3.   Внедряются «готовые» разработ­ки, освобождающие от необхо­димости все делать самому  

 

' Беспалым В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — С. 5.

Окончание табл.

    Индивидуальное мастерство       Общая технология  
4.   Процесс длительный   4.   Процесс намного ускоряется  
5.   Продукт качественный   5.   Продукт не менее качественный  
6.   В основе интуиция, чувствова­ние, опыт     В основе научный расчет, зна­ние  
7.   Продукция лимитируется воз­можностями производителя     Продукция не лимитируется возможностями отдельных про­изводителей, возможно массо­вое производство  

 

Нынешнему виноделу, скажем, или сапожнику необяза­тельно знать все тонкости всего процесса: для получения ка­чественного продукта он лишь не должен нарушать установ­ленную на его участке технологию и добросовестно выполнять свою часть работы. Когда отдельный человек выполняет свою часть трудовых операций, это имеет и преимущества, и недо­статки. Последние проявляются в ограничении творчества: эта особенность технологических производств существенно снижа­ет возможности их применения в интеллектуальных видах тру­да. Впрочем, и здесь находятся пути для преодоления техноло­гических ограничений.

До последнего времени «интеллектуальные производства», в числе которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии, оставляя за ней область материального производ­ства. Современная педагогическая теория, «созревшая» для тех­нологического подхода в воспитании, признает его целесооб­разность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механичес­ким переносом производственной технологии в школу.

Воспитательный процесс мы уже рассматривали как произ­водственный. Действительно, логика школьного воспитания и логика производства не так уж далеки друг от друга. Школе, как и производству, общество диктует социальный заказ. В ней, как и на производстве, предполагается наличие опреде­ленной материальной базы, соответствующей специфике тех задач, которые стоят перед нею. На осуществление этих задач направлен воспитательный процесс — аналог производствен­ного процесса. Основа его — воспитательная деятельность пе­дагогов, связанная с планированием предполагаемого ими ре­зультата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей,

управлением деятельностью и поведением людей, реализующих эти планы. При этом управленческая деятельность педагогов, как и производственников, осуществляется на основе инфор­мационных потоков, характеризующих состояние системы и эффективность ее функционирования.

В школе, как и на производстве, есть целая система стиму­лов, используя которые педагоги направляют и корректируют воспитательный процесс. Школе, как и производству, присуща определенная коммуникативная сеть, используя которую педа­гоги получают информацию (о детях, об эффективности ока­зываемых на них влияний), необходимую для того, чтобы при­нимать решения по управлению воспитательным процессом и т. д. Эффективность этого процесса в школе (как и на про­изводстве) зависит от окружающей среды, от воздействия раз­личных ее компонентов: семьи, детского сада, внешкольных учреждений, дополняющих воспитательное влияние школы на детей, от тех общих воспитательных воздействий, которые ока­зывают государство и его институты на все подрастающее по­коление и отдельные его возрастные группы. Эффективность деятельности школы, как и деятельности производства, оце­нивается по качеству выпускаемой ею «продукции». В школе это уровень знаний, умений и навыков школьников, их готов­ность к самостоятельной жизни, труду, продолжению образова­ния, к семейной жизни, разумному проведению досуга. Таким образом, школьная воспитательная система, как и система про­изводства, включает поставленные обществом цели, материаль­ную базу, необходимую для их осуществления, совокупность процессов, направленных на решение учебно-воспитательных задач, коллектив работников, эти процессы организующих и уп­равляющих ими через различную по своему характеру деятель­ность, а также коммуникационную сеть, обеспечивающую ра­ботников необходимой информацией.

Проникнув в педагогический лексикон, понятие техноло­гии вызвало к жизни новые направления в педагогической тео­рии и практике. Особенным технологическим радикализмом отличаются некоторые западные воспитательные системы, рас­пространяющие концепции «точной педагогики». Однако до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каж­дый педагог мог бы формировать отвечающую всем требовани­ям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно го­ворить только об элементах технологизации воспитания, ис-

пользование которых делает воспитательный процесс более эф­фективным. Простая и ясная процедура на производстве, тех­нология в школе приобретают такие сложные и неожиданные признаки, что говорить об адекватной производственной тех­нологизации воспитания невозможно.

1. В отличие от производственных процессов процесс вос­питания имеет целостный характер, его трудно разорвать на операции, осуществлять педагогические воздействия в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных качеств. Воспитательные воздействия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно.

2. С учетом этого крайне осторожно и взвешенно должен решаться вопрос о привлечении к воспитанию лиц, владеющих отдельными «технологическими операциями» — методикой формирования отдельных качеств. Личность, повторим в оче­редной раз, не формируется «по частям». И только личность создает личность. А поэтому воспитатель поставлен перед не­обходимостью вести технологический процесс от начала и до конца. Здесь мы имеем и всегда будем иметь дело с индивиду­альным мастерством, опирающимся на общую технологию.

3. За технологией в области воспитания фактически оста­ются общие для всех воспитателей этапы (рубежи), которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Выделить их, указать пути достижения — задача науки. При технологическом решении проблем воспитания каждый воспитатель обязан пройти кано­нический путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных «узловых точках». Между этими «точками» каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Схемати­чески это выглядит так, как показано на рис. 9. Как видим, ос­новной элемент технологии — звено — сохраняется, приобре­тая специфический воспитательный характер.

Нынешняя практика воспитания находится в переходной стадии — воспитатели еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. Заметна тяга к внедрению апробированных, приносящих пользу технологических находок, стремление к унификации и стандартизации требований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.