Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Заполните пропуски




Технология — это......................................   система  
предложенных наукой...............................   алгоритмов  
решения поставленных задач   способов  
    средств  

 

Особенности технологии воспитания сле­   последовательно-  
дующие: 1) осуществление воспитатель­   параллельной  
ного воздействия по..................................   многопланового  
схеме, посредством..................................   комплексного  
и.................................. влияния; 2) необ­   начала  
ходимость воспитателей вести процесс от   до конца этапов  
........'............................; 3) наличие общих   рубежей  
для всех...................... а также «узловых   точек  
....................................» контролирования      
результатов      

 

 

Комплексный подход |

Идея целостности воспитательного процесса в практичес­кой технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодейст­вия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы школы процесс воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, вхо­дящих в его структуру. Считалось, что эти процессы можно ор­ганизовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных ее качеств. Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Современные технологии воспитания осуществляют комп­лексный подход, выполняя обязательные требования:

1. Воздействуют на воспитанников по трем направлени­ям — на сознание, чувства и поведение.

2. Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

3. Единство и координация усилий всех имеющих отноше­ние к воспитанию социальных институтов и объединений, пре­жде всего средств массовой информации, литературы, искус­ства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода.

4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь под-

черкнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственно­го, эстетического и трудового воспитания в органически сли­том процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нрав­ственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т.д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственно­го, нравственного и т. д. воспитания, что уже само по себе со­здавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход.

5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представле­ние об этих факторах и характере их влияния (рис. 10).

К числу главных факторов относятся: а) сложившийся об­раз жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противо­действовать ему; б) условия жизни, которые содействуют ста­новлению определенного образа жизни в рамках различных ре­гионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения шко­лы, национальные особенности, особенности природной среды);

в) средства массовой информации и пропаганды; г) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влия­ющие на личность школьника (воспитательные системы, сло­жившиеся в нем, общественное мнение, ценностные ориента­ции, нравственные нормы, психологический климат); д) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, по­ложение школьника в системе коллективных отношений; е) ин­дивидуальные и личностные особенности воспитанника.

При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в резуль­татах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые пре­пятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Рис.10

Немаловажное условие комплексного подхода, как уже под­черкивалось, — единство целей, содержания, форм и методов воспитания. Комплексность в таком контексте означает непро­тиворечие замысла и путей его осуществления, соответствие результатов поставленным целям и задачам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.