Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VIII. Заполните пропуски




Порядок во всех областях общественной жизни, который твердо сохраняется и вы­полняет, выражает общественные............................... является............................... их сохранения, называется.......................   отношения средством дисциплиной  
Определенный порядок жизни и деятель­ности школьников принято называть.......   режимом  
Режим должен быть: 1)............................., 2)............................., 3)............................. и 4)..........................   целесообразным, точным, конкретным, выполнимым  

 

ВД должны соответствовать условиям.............................. и................................. данной школы, все время.........................   места, времени потребностям усложняться  
ВД не должны быть..................................., а составлять...............................   разрозненными систему  
IX. Заполните пропуски      
Активная жизненная позиция — это...........................ориентация на опреде­ленную линию поведения, отражающая.......................... к обществу   установка субъективные отношения  
Среди социальных фактов, в наибольшей степени влияющих на формирование жиз­ненной позиции, ведущее место принад­лежит..........................................   семье  
Социально-ориентированные ВД создают предпосылки для формирования актив­ной жизненной позиции путем включения школьников в.............................., выпол­нения реальных обязанностей   производственные отношения  

 

Этические воспитательные дела |

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систе­матическое воздействие на сознание, чувства и поведение вос­питанников с целью формирования у них нравственных ка­честв, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания: 1) формирование нравственного сознания: 2) воспитание и развитие нравствен­ных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами об­щества; ознакомление с нравственными идеалами, требования­ми общества, доказательство их правомерности и разумности;

превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культу-

ры поведения как одного из главных проявлений уважения че­ловека к людям; формирование нравственных привычек.

Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловечес­кие ценности.

Главная такая ценность — жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, ока­завшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении ве­ков учила — когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к лю­дям, искать у них помощи и защиты.

Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь детей, воспитать их—на это, к сожалению, нет установ­ки у многих молодых людей. В школе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринимали, в результате чего установка на брак, на материнство, на отцовство, на исполнение роди­тельских обязанностей у многих выпускников школ не сфор­мирована. Молодые люди, вступив в брак, или вообще не хо­тят иметь детей, решив «жить для себя», либо относятся к де­тям как к досадной помехе, уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Все чаще молодые мамы оставля­ют детей в роддоме или бросают их на произвол судьбы.

Еще одна общечеловеческая ценность — свобода. В услови­ях демократизации значительно возросли права и свободы лич­ности. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников, выпуск­ников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На са­мом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина не­расторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в млад­шем возрасте. Но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисцип­лине.

Не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще важ­нее такие нравственные качества, как патриотизм, интернацио­нализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыс­тие и другие. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи далеко не полный пере­чень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого человека: он деградирует духовно и физически. Идет процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше всех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.

Если в физическом, эстетическом воспитании для достиже­ния цели бывает достаточно организовать и осуществить систе­му хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравствен­ном воспитании все намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и техноло­гичными они ни казались, а от индивидуальности каждого вос­питанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соот­ветствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приемы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной.

В структуру воспитательных дел этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль — форма человеческого со­знания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нрав­ственным суждениям, с помощью которых они оценивают по­ступки — свои и других людей. На основе нравственных поня­тий, оценок и суждений формируются нравственные убежде­ния, которые в конечном счете и определяют поведение и по­ступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходи­мость их выполнять. Но знание и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждени­ями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспитанниками.

В систему этических воспитательных дел органично вплета­ются средства, стимулирующие нравственные чувства, под ко­торыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел — формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жиз­ненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие усло­вия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности — важная и необ­ходимая часть этических воспитательных дел.

Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индиви­дуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность сво­бодного выбора. Именно в выработке способности к свободно­му нравственному выбору состоит функция этических воспита­тельных дел.

Система поступков ведет к формированию нравственной привычки — устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как мы уже знаем, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и го­товность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.

Передовая педагогическая практика последних лет накопи­ла ценный опыт, который должен быть учтен при организации и осуществлении этических воспитательных дел.

1. Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспита­ния превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.

2. Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно органи­зовать ситуации конфликтного столкновения нравственных по­зиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе

последствия нарушений этических норм. Тогда древняя исти­на — поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, — приобретет по­нятный и конкретный смысл.

3. Как можно больше поступков, побуждаемых благородны­ми желаниями, стремлениями личности к моральному идеа­лу, — вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.

4. Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не будем забывать советы К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над со­бой; нужна повторность разумных действий, вначале — чаще, затем — реже, чтобы не доводить нервную систему до переутом­ления; число повторений разумных действий очень индивиду­ально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длите­лен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породив­ших, с другой — необходимо вытеснять дурную привычку вос­питанием положительной (привычку к грубости вытеснять при­вычкой к вежливости, привычку лгать — привычкой говорить только правду); нужно при этом добиваться, чтобы ребенок по­нимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.

5. Высокие нравственные качества основываются на про­стых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного пове­дения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности в словах.

6. Для воспитания коллективизма, гражданственности, со­знательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботить­ся о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистичес­кие порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т. п.

7. Через призму моральных качеств рассматриваются и от­рицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т. п. На конкретных примерах покажите молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.


X. Классный руководитель VI Б класса знал, что его уче­ники грубят учителям и друг другу. Чтобы искоренить эти привычки, он поставил вместе с ребятами яркий, за­поминающийся спектакль. Школьники с большим энту­зиазмом принимали в нем участие. Но вскоре педагог за­метил, что никаких изменений в поведении шестиклас­сников не произошло. Почему?

1. Классный руководитель провел всего одно воспитатель­ное дело, с помощью которого изменить глубоко укоренив­шиеся стереотипы поведения невозможно.

2. Ребята не были организованы, не контролировали пове­дение друг друга.

3. Классный руководитель организовал воспитательное дело «вообще», т. е. поднимал проблему безотносительно к конкретным ученикам класса.

4. Правильного ответа нет.

| Эстетические и физкультурные воспитательные дела

Эстетические (художественные) дела — общее название дел, доминирующая цель которых — формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, при­роде, искусству, поведению. Уже назывались главные задачи эстетического воспитания, в числе которых — формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребно­стей, вкусов, способностей. Критерием эстетической воспитан­ности считается овладение эстетической культурой. Эстетичес­кая культура как составная часть культуры духовной предпола­гает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявле­нии жизни: в труде, быту, поведении человека.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрас­ного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красо­ты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравствен­ным, умственным, трудовым и физическим. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного раз­вития. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности. Эстетическое наслаждение вы-

зывают не только произведения искусства, но и добрые дела, преданность коллективу, добросовестный труд. «Суть эстетичес­кого воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» (Б.М. Неменский). Высокая культура труда без раз­вития чувства прекрасного также недостижима. Много элемен­тов красоты включает физическое воспитание: гармония разви­того тела, хорошей осанки, походки, изящных и энергичных движений облагораживает жизнь и поведение человека, образ его мыслей.

В художественных воспитательных делах необходимо пред­усмотреть овладение теоретическими знаниями. Школьники узнают, что термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» — чувственный. Слово это в качестве названия опре­деленной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Эту способность называют эстетическим чувством. Как социальное явление оно развива­лось и обогащалось в процессе труда, по мере того как чело-век, изменяя природу, изменял и собственную природу, соци­альные отношения.

Одна из основных категорий эстетики — категория прекрас­ного. Прекрасное — это и сама жизнь в ее наиболее совершен­ных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда, и человеческие отношения.

Вырабатываются эстетические знания в процессе выполне­ния конкретных воспитательных дел — конкурсов, викторин, праздников, выставок и т. д. Важно, чтобы ученики не только получали конкретные сведения, но и составляли целостное представление об эстетике — науке, изучающей сущность и за­коны эстетического познания и преобразования действитель­ности, общие законы искусства, которое является высшей фор­мой эстетического освоения мира.

Организуя воспитательные дела, надо учитывать психологи­ческие закономерности эстетического восприятия. Последнее уже присуще детям раннего возраста и зависит от уровня раз­вития, эстетического опыта, степени сформированности пред­ставлений. Явления окружающей действительности сначала не выступают как эстетические: прежде чем стать таковыми, они

должны стать осмысленными, содержательными, понятными. Следовательно, первая забота воспитателей, учитывая возраст­ные особенности воспитанников, достичь понимания все более сложных явлений и форм прекрасного, эстетических проблем.

Важнейший компонент эстетического восприятия — эмо­циональность. Воспринимая высокохудожественные произведе­ния искусства, ярко отражающие действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.

Многообразие средств эстетического воспитания обусловли­вает широкий диапазон художественных дел. Воспитательные дела эстетической направленности приобретают различный ха­рактер в зависимости от того, что выступает средством эстети­ческого воспитания — природа, труд, человеческие отношения, искусство и т. д. Чрезвычайно большие возможности предостав­ляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа. К.Д. Ушинский называл ее пре­красным воспитателем молодого поколения, оказывающим глу­бокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, по­ходы, прогулки, изучение произведений искусства, посвящен­ных природе, — традиционные дела данного направления. Од­нако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на пришкольном участке обращайте внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармо­нию ее форм, воспитывайте потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Учебный труд — основной вид труда школьников. Важно развивать способность видеть прекрасное в созидательном тру­де, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную эс­тетическую обстановку трудовой деятельности.

Постоянный источник эстетических воспитательных дел — мир искусства. Произведения искусства всегда были «учебни­ком жизни» (Н.Г. Чернышевский). Художественный образ, принятый в искусстве, в конкретной форме отражает типичес­кие явления окружающей действительности. Он эмоционален и активен, так как в нем выражено отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство своей образностью ак­тивно воздействует на сознание, чувства, волю людей и играет огромную роль в жизни общества. Все его виды и жанры име­ют большое значение в эстетическом воспитании. Воспитание средствами искусства всегда привлекательно и действенно. Из-

вестно эстетическое воздействие художественной литературы. Воспитательные дела эстетической направленности углубляют восприятие художественных произведений, помогают понять, в чем сила их художественного воздействия. Тактичный совет, умелая рекомендация педагога помогают воспитаннику осмыс­лить книгу, изменяют отношение к выбору литературы. Напро­тив, прямое принуждение или запрещение приводит к нежела­тельным результатам.

Музыка сопровождает человека с ранних лет. На произведе­ниях композиторов-классиков воспитаны многие поколения эстетически развитых людей, и нельзя допустить, чтобы вечная музыка оказалась непосильной для нашей молодежи. Необхо­димо срочно возрождать забытые музыкальные традиции, воз­вращаться к народной музыке, хоровому пению.

Знание и понимание произведений великих отечественных и зарубежных художников и скульпторов воспитывают эстети­ческие вкусы, влияют на нравственные чувства и мировоззре­ние человека. Проектируя эстетические воспитательные дела, надо предусматривать возможность активного самовыражения школьников. Во многих зарубежных системах (Япония, США) способность самовыражения средствами изобразительного ис­кусства усиленно развивается. Педагоги не без основания ус­матривают в этом верный путь формирования эстетически раз­витой, неординарной личности. В последние годы многие наши школы, особенно те, которые начали работать по про­граммам художественного воспитания Б.М. Неменского, ус­пешно вводят своих воспитанников в сложный мир человечес­кой культуры, с огромной пользой для воспитания осваивают культурное наследие прошлого.

Современная педагогическая практика накопила большой опыт организации и проведения эстетических воспитательных дел различной направленности: художественных, литератур­ных, музыкальных и т. д. Разработаны сценарии эффективных воспитательных дел для всех уровней. Среди них традицион­ные общие формы: конкурсы, викторины, лектории, школьные праздники, кружки, творческие объединения, а также новые формы работы в первичном коллективе — кольцовка песен, концерт-«молния», кукольный театр, литературно-художест­венные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета «ромашка» и другие (И.П. Иванов).

Поддержание чистоты и порядка, высокой гигиенической культуры как в учебных помещениях, так и на прилегающей территории — это тоже дело эстетической направленности. На-

рядный внешний и внутренний вид школы создает такую об­становку, которая сама по себе заставляет школьников вести себя культурно, не допускать неряшливости. Педагоги учат школьников понимать: особых дел где-то на стороне искать не надо. Наш класс, наш коридор, наша клумба требуют повсе­дневной заботы, украсим свой быт своими руками.

Доминирующая цель воспитательных дел физкультурной на­правленности вытекает из уже известных нам задач физическо­го воспитания: 1) укрепление здоровья, содействие правильно­му физическому развитию школьников; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) выработка двигательных уме­ний и навыков; 4) развитие двигательных качеств (силы, лов­кости и т.д.); 5) воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма и т. д.);

6) формирование эстетических качеств (осанки, культуры дви­жений и т.п.); 7) выработка привычки к систематическим заня­тиям физкультурой и спортом; 8) формирование гигиеничес­ких умений и навыков. Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплек­се задачи нравственного, умственного, эстетического и трудо­вого воспитания.

Одно из широко распространенных воспитательных дел данного направления — гимнастика перед занятиями (утренняя физзарядка), которой начинается трудовой день в школе. Пе­дагоги знают, что утренние физические упражнения на откры­том воздухе повышают работоспособность, содействуют обще­му закаливанию организма. Полноценность утренних физкуль­турных упражнений зависит от их систематичности и организа­ции. Учитель физкультуры заранее составляет комплексы уп­ражнений для учеников различных классов с учетом их подго­товленности и организованности. При этом обязательно при­нимаются во внимание особенности школы и климатические условия. Основное содержание утренней гимнастики составля­ют общеразвивающие упражнения. Они дополняются ходьбой, легким бегом, прыжками на месте, танцевальными упражнени­ями, специально подобранными играми для всего класса.

К постоянным воспитательным делам физкультурной на­правленности относятся и физкультминутки, во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособность. При хорошо орга­низованном и методически правильном проведении физкульт-

паузы положительно сказываются на учебно-воспитательном процессе.

Воспитательные дела типа «подвижные перемены» обеспе­чивают ежедневное пребывание школьников на свежем воздухе в перерывах между занятиями. Для младших классов рекомен­дуется проводить подвижные игры с бегом и прыжками, мета­ниями. Упражнения и игры прекращаются за 5 мин до звонка на урок, чтобы ребята своевременно вернулись в класс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.