Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В зеркале социологии




Благодаря развитию социологии имеем достаточно обос­нованные данные о многих аспектах семейного и обще­ственного воспитания. Выберем почти наугад некоторые данные. Подумаем: почему так, что делать?

Очень беспокоят учащихся проблемы будущей семейной жизни. Проведенное в начале 80-х годов в ряде школ Рос­сии исследование показало, что более 90% опрошенных учащихся 8-10 классов считают очень нужными сведения по проблемам семейной жизни, особенно по методике и техни­ке планирования семьи. По данным исследования, о специ­фике отношений между мужчиной и женщиной узнали в 9— 10 лет и раньше 42% респондентов, в 10—12 лет — 24%, в 13—14 лет — 33%. Отсюда вывод: когда изучаются отноше­ния между мужчиной и женщиной в школе, уже практически все «образованные». Кем же? Отметим, что для 50% их «просветителями» стали сверстники, 24% — старшие ребя­та, 30% — специальная и популярная литература. Только 3% назвали своих родителей, которые тактично объяснили сложные вопросы физиологического рождения человека. Никто из опрошенных не назвал учителей.

Исследование выявило также, что около 40% (в основном девочки) интересуются вопросами организации семейной жизни, 33% — проблемами воспитания детей в семье. Види­мо, напряженная обстановка, недоверие к подросткам ведут в семье к тому, что 45% из них никогда не говорят дома о том, что они узнали в школе. Делятся с матерью мыслями, чувствами, возникшими на уроках, около 30% девочек, и меньше 6% указали, что беседуют с отцом.

В исследовании, проведенном в старших (9, 10, 11) клас­сах средних школ европейской части России и Урала в кон­це октября 1996 г. и охватившем 1750 учеников, изучался вопрос: насколько совпадают мнения родителей и школьни­ков при выборе профессий? Данные показывают, что около 45% юношей и около 50% девушек, вероятно, будут ориен­тироваться при выборе профессии на мнение матерей, так как их взгляды совпадают со взглядами молодежи на жизнь. Значительно ниже авторитет отцов, его отметили лишь 37, 5% юношей и 23, 8% девушек.

Более 10% отцов и матерей утрачивают свой авторитет у детей при переходе от 9 к 11 классу,

Кто влияет на выбор профессии   Класс  
IX   X   XI  
Мать   53, 5   41, 6   47, 0  
Отец   34, 9   31, 9   25, 1  
Другие родственники   14, 7   14, 5   14, 9  
Учителя   8, 5   9, 0   7, 0  
Друзья   38, 8   45, 2   57, 5  

 

В целом можно сказать, что совпадение интересов семьи и школьников к 11 классу имеет место приблизительно у 1/3 учащихся старших классов. Приоритетную роль в жиз­ненном самоопределении, в том числе профессиональном, играют друзья. Так, почти 60% девушек считают, что их мнение совпадает с мнением друзей, среди юношей такое «единомыслие» с друзьями существует лишь у 34, 8% опро­шенных.

Практически расходятся во мнениях о решении жизнен­ных проблем учителя и школьники. Лишь 4, 9% юношей и 10, 5% девушек отмечают, что их мнения совпадают с мне­ниями педагогов.

В среднем еще около 40% опрошенных считают, что по отдельным проблемам их мнения совпадают с мнениями родителей, друзей, родственников, а по вопросам оценок учебы — и педагогов.

Более 50% опрошенных отметили, что их мнения по жиз­ненно важным вопросам практически не совпадают с мнени­ями педагогов.

Снижение авторитета учителя за последнее десятилетие обусловлено не только неэффективной системой воспита­ния, но и качеством подготовки педагогов, которые часто не способны налаживать эффективные коммуникации со школь­никами, а основным типом общения считают «социальное давление» и даже оскорбления.

Таким образом, можно сказать, что современная школа не выполняет своих функций по профессиональной ориен­тации молодежи, а следовательно, их подготовке к труду и жизни1.

1 IV. Воспитательное влияние семьи:

1) снизилось;

2) осталось неизменным;

3) повысилось;

4) невозможно оценить достоверно;

5) не знаю.

V. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:

1) общественный регресс;

2) снижение уровня жизни;

3) упадок морали;

4) обострение конфликта поколений;

5) все ответы правильные.

j Мир изменяется, и педагогика должна успевать за этими изменениями. Вечными остаются конфликты между поколени­ями, но новыми должны быть пути их разрешения. Подсказать их родителям обязан педагог, глубоко понимающий внутрен­ние, скрытые пружины семейных драм.

Отношения родителей, педагогов и детей — сложная про­блема. Сложность ее — в скрытом, интимном характере чело­веческих отношений, трудности и щепетильности «внешнего» проникновения в них. Педагоги установили, что отношения родителей и детей с годами складываются в определенные ти­пичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отно-

' См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. М., 1997, - С. 15.

шений, и возникают они постепенно. Родители же обращаются к педагогу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неде­лю назад» конфликтной ситуации. Т. е. они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный слу­чай.

Конфликт в отношениях родителей и детей редко возника­ет случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаим­ной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт — жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой син­дром отношений.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душев­ное единение. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанно­сти детей к родителям.

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но не­смотря на все их многообразие, можно выделить типичные мо­дели отношений межу взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и по­следствиям негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Ува­жают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном обще­нии. Их отношения характеризуются общей нравственной ат­мосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое

место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, друже­любными, но недостаточно инициативными- Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими пробле­мами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубин­ные, сокровенные связи могут нарушаться. Поначалу намечает­ся едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родите­лями и детьми. Фактические данные дают основание обозна­чить наиболее частые причины этой «трещинки»:

а) некоторые расхождения между характером требований и личным поведением;

б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родите­лей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ре­бенка быть личностью.

Подчас родители психологически не поспевают за динамиз­мом развития детей. А они уже школьники, подростки, уже старшеклассники, уже имеют свое мнение, уже не соглашают­ся. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть увеличена.

3. Материально-ориентированные семьи, где главное внима­ние уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагма­тически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишен­ные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.

Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разби­ваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастли­вить их, обеспечить на будущее, родители фактически обрека­ют своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной за­нятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отно­шениями и размолвками. Нередко это выражается в недоста-

точном выполнении родительского долга, пассивности родите­лей в общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться ус­пехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь та­кой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее, правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особен­ностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родите­лей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения роди­телей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разо­браться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи непра­выми, искренне убеждены, что правы именно они, что родите­ли не хотят или не способны их понять. При всей правоте, ро­дителям полезно знать, что существуют психологические барь­еры общения: недостаточное знание общающимися друг друга;

неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; разли­чие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции.

5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянству­ют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. В 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не умеют или не считают нужным подавлять их в

себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявля­ется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родите­лей к сомнительным развлечениям, водке.

Острые конфликты могут возникнуть и из-за эмоциональ­ной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъ­ема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непо­нимание и непринятие их переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, отцов — в частности. Сегодня «кризис отцов­ства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Есть на то объективные, субъек­тивные причины, но детям от них не легче. Исследования Г.А. Филатовой показали, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% — к отцам: «отец пьет мно­го», «не заботится о семье», «не хочет помогать материально».

Педагоги выделили несколько наиболее часто встречаю­щихся причин этой трагедии.

На первом месте — педагогическая несовместимость роди­телей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сфе­рам человеческой деятельности. А значительное большинство родителей приступают к этому важнейшему делу, не имея о нем сколько-нибудь ясных, а тем более педагогических пред­ставлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии ос­ведомленности.

В типичном варианте такие родители «упускают» детей, между ними складываются отношения, поправить которые час­то уже невозможно. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения.

Другая причина — жестокие, варварские методы «воспита­ния», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут на смену нормальному общению приходит полное отчуждение, вражда.

Завершающееся столетие характеризуется многообразием подходов к воспитанию детей в семье. Призывы к родителям изменялись едва ли не каждое десятилетие. Энергич­ные американцы облекли их в форму императивных ука­заний: 1910 г. — «Лупите их!»; 1920 г. — «Ограничивайте их во всем!»; 1930 г. — «Не обращайте на них внима­ния!»; 1940 г. — «Убеждайте их!»; 1950 г. — «Любите их!»;

1960 г. — «Лупите их, но с любовью!»; 1970 г. — «Бог с ними!»: 1980 г. — «Попытайтесь их понять!».

Подумайте и попытайтесь ответить на вопросы:

1. Какой призыв к родителям характерен для западной пе­дагогики семейного воспитания 90-х годов?

2. Какие призывы к родителям вы бы признали наиболее характерными для отечественной педагогики 60, 70, 80, 90-х годов?

3. Сформулируйте свой призыв к родителям начала ново­го тысячелетия.

VI. Для какой семьи характерны принципы семейного воспитания, изложенные матерью пятерых детей (Учи­тельская газета. 1987. 19 ноября): 1) равноправность всех детей; 2) никаких соревнований между детьми; 3) никаких наказаний: 4) все праздники общие; 5) открытые требова­ния; 6) мой дом — моя крепость; 7) мои дети хорошие:

1) семьи, уважающей детей;

2) отзывчивой;

3) материально-ориентированной;

4) враждебной;

5) антисоциальной.


Содержание воспитания в семье обусловливается генераль­ной целью демократического общества. Семья обязана форми­ровать физически и психически здоровую, нравственную, ин­теллектуально развитую личность, готовую к предстоящей тру­довой, общественной и семейной жизни. Составными компо­нентами содержания семейного воспитания являются извест­ные направления — физическое, нравственное, интеллектуаль­ное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым обра­зованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересован­ное участие родителей в обогащении детей знаниями, форми­ровании потребности их приобретения и постоянного обновле­ния. Развитие познавательных интересов, способностей, на­клонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отно­шений, формирующих личность. Здесь на первый план высту­пает воспитание1 непреходящих моральных ценностей — люб­ви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедли­вости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисцип­линированность, ответственность, самостоятельность, бережли­вость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мо­раль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно те­перь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются со­мнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудо­вого воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень оп­рятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удиви­тельно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети от-

давали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растран­жириванию времени.

Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве вос­питания. Для родителей семейное воспитание — процесс со­знательного формирования физических и духовных качеств де­тей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется созна­тельный характер семейного воспитания и требование разум­ного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспита­тельный характер. Воспитательная работа родителей в семье — это прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспита­тельных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для преду­преждения отклонений в нравственном развитии школь­ников.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: ав­торитарное, демократическое и попустительское отно­шение родителей к своим детям.

1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелля­ционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апа­тию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он на­зывал авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страш­ным и диким видом авторитета. Жестокость и террор — вот

 

основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трус­ливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мсти­тельных и нередко самодурствующих.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сло­жившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое: воспита­ние они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его являет­ся чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисцип­линированными, безответственными.

Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называ­ет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем прояв­ления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стрем­лении завоевать ребенка родители не замечают, что воспи­тывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, уме­ющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, соци­ально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, про­являющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осу­ществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислу­шиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше по­нимают родителей, растут разумно послушными, инициатив­ными, с развитым чувством собственного достоинства.

Дети видят в родителях образец гражданственности, тру­долюбия, честности и желания сделать их такими, какими яв­ляются сами.

Всему миру известен опыт воспитания Л. и Б. Никитиных. Они создали в своей семье уникальные условия воспитания детей. Сейчас Никитины делятся своим опытом со страниц книг «Мы и наши дети», «Мы, наши дети и внуки», «Развива­ющие игры» и другие. Полистаем и мы.

Огромное место в этих книгах занимают рассказы, посвя­щенные здоровью детей. Не случайно одну из глав Никити­ны озаглавили: «Главная забота — здоровье». В этом раз­деле идет разговор о здоровье ребенка с первого его часа.

Супруги Никитины пережили много проблем и трудностей из-за диатеза, который беспокоил шестерых детей. Только на седьмой раз они решили в качестве профилактического средства приложить как можно раньше ребенка к груди. Ре­зультат этого — никаких следов диатеза до школьного воз­раста. Диатез болезнью не считается, но мучений от него ребенку и родителям много. И вот очень простой рецепт из­бавления от диатеза.

Вообще в кормлении Никитины не рекомендуют придер­живаться строгого режима. Лучше понаблюдать за ребенком и установить режим, который он сам себе выбирает. И если у вашего ребенка возникает потребность в кормлении ночью, не отказывать ему в этом. Как видим, эти положения противоречат традиционной медицине.

Проблема диатеза подтолкнула Никитиных к «закалива­нию». Лена Алексеевна обнаружила, что на холоде у ребен­ка исчезают красные пятна от диатеза, снижается зуд. За­метив это, она и начала проводить «закаливание» — выно­сить ребенка в холодный тамбур на короткое время. Ребенок сразу переставал плакать и даже веселился. В 1, 5 года малыш уже сам выбегал босиком на снег. Именно с этого периода начиналось закаливание в семье Никитиных. Пример ребен­ка стал примером для родителей, которые тоже стали при­бегать к «снежным процедурам».

В систему закаливания Никитины включают и воздушные ванны во время кормления. Подразумевается, что ребенок одет только в распашонку, а позже может быть и совсем раздетым. А вот для сна ребенка уже нужно укутывать в пе­ленки.

Не менее полезным, чем холод, Никитины считают солн­це. К солнцу тоже нужно постепенно приучать. С первых дней выносить ребенка на солнце раздетым на 5—6 мин,

 

прикрыв голову уголком пеленки. Через месяц можно заго­рать 10—20 мин и т.д. Критерием продолжительности сол­нечных ванн является только самочувствие ребенка.

Таким образом супруги Никитины предоставили своим малышам удовольствие ощущать самые разные естествен­ные воздействия окружающей среды: и перепад темпера­тур, и прямые солнечные лучи, и ветерок, и прохладный дождик или настоящий летний ливень...

Говоря о здоровье, нельзя упустить вопрос о питании де­тей. В этом вопросе Никитины не дают много советов. Их самые главные и настойчивые рекомендации — это свежие овощи и фрукты на столе ежедневно. А кондитерские изде­лия, шоколад можно позволять по большим праздникам, что совсем не похоже на современных родителей, которые час­то балуют своих детей сладостями.

Помимо перечисленных проблем есть и другие пробле­мы, которые откладывают «на потом». Это проблемы физи­ческого, умственного и нравственного воспитания, их нужно решать уже в первый год жизни ребенка.

Первые физические упражнения для ребенка — это на­пряжения мышц в различных ситуациях, например напряже­ние от прохлады, при более энергичном обращении родите­лей с малышом, подъем и опускание малыша, когда он дер­жится за пальцы родителей. Когда ребенок подрастает, круг его физических упражнений расширяется, ведь он начинает ползать. Никитины считают это очень полезным для разви­тия движений. Прежде всего это громадные (для ребенка!) расстояния, которые надо преодолевать. Какая большая ра­бота и рукам, и ногам, да и сердечку тоже, разве можно их сравнить с микроперемещениями в кроватке.

Считается, что ползание — необязательная фаза в раз­витии движений ребенка. Но ведь бывают случаи, когда в играх, в спортивных упражнениях нужно быстро и легко ползти. Непривычному это намного труднее: ведь тут ис­пользуются другие группы мышц. Кроме того, во время пол­зания развиваются и крепнут руки. В общем, это прекрасная подготовка к будущей ходьбе.

Первые шаги ребенка доставляют много радости и тревог взрослым, которые побаиваются, что малыш упадет. Борис Павлович Никитин считает, что ребенок обязан учиться па­дать. Ведь в любой беготне, подвижной игре, спорте сплошь

и рядом бывают ситуации, когда падения не избежать. Зна­чит, сильный ушиб, травма может быть там, где умеющий падать отделается только легким испугом, а то и вовсе та­кой мелочи не заметит.

Создавая малышам условия для разнообразных движе­ний и позволяя им двигаться сколько они захотят, Никитины не только развивали мышцы детей, но и укрепляли их внут­ренние органы, так как развитие скелетно-мышечной систе­мы ребенка влечет развитие всех других органов и систем организма. Кроме того, активная физическая деятельность способствует и умственному развитию детей. Может быть, в этом возрасте овладение движениями и есть один из глав­ных видов умственной работы малышей?!

В основу умственного развития своих детей Никитины положили «три кита»: богатая для разнообразной деятель­ности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх и искренняя заинтересованность родителей во всех их делах.

Важнейшим условием развития всех способностей Ники­тины считают своевременное начало. Каждый ребенок, ро­ждаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. С возрастом эти возможности постепенно угасают, слабеют. Поэтому очень важно, чтобы условия опережали развитие, которое будет просто своевременным, а вовсе не «ранним».

Ребенку необходимо широкое поле деятельности, нужно, чтобы в его руки попадали карандаши, мел, бумага, клей, ножницы, молоток, краски, картон, пластилин, кубики — все то, чем можно работать. А это обеспечивает богатство усло­вий для развития ребенка. У Никитиных для такой деятель­ности существует комната-мастерская, где можно клеить, резать, пилить, забивать гвозди и т. д., т. е. проявлять себя в каком бы то ни было творчестве. Никитины постарались воспользоваться чуткостью и восприимчивостью детского ума в обучении грамоте, счету, в знакомстве детей с мера­ми длины, веса, времени и т. д. Дети с раннего возраста пользуются наглядностью, которая представлена в доме Никитиных в широком ассортименте. Это касса письменных букв из проволоки, учебный термометр метрового роста, са­модельные часы, простые математические таблицы, изме­рительные приборы: весы, динамометры, секундомеры.

 

Особое место среди учебных пособий занимают развиваю­щие игры. В них можно играть уже на втором году жизни. О развивающих играх Никитиными написана целая книга. Развивающие игры могут дать пищу для ума с раннего воз­раста, они создают условия для опережающего развития способностей. Как и любые игры, они создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Никитины считают, что, предоставив своим ребятишкам максимум свободы, избежали сразу трех зол: и перегрузки, и возможного отвращения детей от нужных и полезных дел, и тяги к уличным соблазнам.

Наряду со свободой в поступках и времяпрепровождении уживаются в семье Никитиных обязательные дела, которые надо делать безо всяких «хочется, не хочется». И таких дел в доме много. Главное не упустить тот момент, когда ребе­нок хочет помочь, пытается делать все, что делает папа или мама. Эту помощь нужно принять, а не отвергать. Давая ка­кие-то поручения, нужно предлагать помощь другому, а не отдавать приказания.

В семье Никитиных все дети имеют поручения, начиная с маленького возраста, например с года. И все дети получают в конце месяца зарплату за работу на «швейной домашней фабрике», расписываются в ведомости, где указывается «квалификация» работника, количество рабочих часов и сумма: от 23 копеек у четырехлетней Юли до 3—4 рублей у мамы и десятилетнего Антона. Так возникло очень береж­ное отношение к трудовым деньгам, которые тратились не легкомысленно, а только на нужные вещи.

Лена Алексеевна Никитина уверена, что и физическое, и умственное, и трудовое воспитание важны. Но самое глав­ное в жизни с детьми — налаживание человеческих отноше­ний. Она убеждена, что, например, школьная жизнь ребенка зависит не только от его здоровья и умственного развития, но и от того, каков он будет в ребячьем коллективе. Отзыв­чив или эгоистичен, общителен или замкнут, сможет ли ос­таться самим собой в разных сложных ситуациях. Это все зависит от того, каков у него был опыт общения до школы:

было ли ему о ком заботиться, с кем поспорить, перед кем отстоять себя, научился ли он жалеть, сочувствовать, пони­мать других и почувствовал ли он ни с чем не сравнимую радость сделать что-то для людей, радость отдачи, радость ощущения нужности людям. На пути к этим азбучным исти-

нам Никитиным помогло то, что у них была большая семья, где дети выступали в разнообразной связи со взрослыми и между собой — помощь, забота, подражание, отстаивание, обида, жалость и т. д. и т. п. А родители регулировали эти отношения, налаживали их на основе взаимного уважения среди членов семьи и на основе заботы друг о друге. Так у детей вырабатывается правильная ориентация в нравствен­ных ценностях, твердое знание того, что такое хорошо, а что такое плохо.

VII. Верно или неверно:

1. Современная семья не может лучше выполнять свои воспитательные функции.

2. Советы педагогов не влияют на качество семейного воспитания.

3. Больше других на воспитание детей в семье влияют экономические причины.

4. Культура семейного воспитания полностью утрачена.

5. Жизнь семьи идет своим чередом независимо от жела­ния родителей.

6. Мастерство родительского воспитания основывается только на знаниях родителей.

7. Когда родители по-разному влияют на воспитание ре­бенка, он растет всесторонне развитым.

8. Общественное воспитание пытается сделать ребенка человеком, а семейное — индивидом.

9. К старым методам семейного воспитания возврата нет.

10. Люди меняются от поколения к поколению, поэтому воспитательные процессы в семье существенно отлича­ются в каждом поколении.

Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагоги­ческое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспи­тания, но имеют свою специфику:

• влияние на ребенка индивидуальное, основанное на кон­кретных поступках и приспособлено к личности,

• выбор методов зависит от педагогической культуры роди­телей: понимания цели воспитания, родительской роли, пред­ставлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теп­лые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родите­лями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать по­слушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребе­нок безотказно выполнял требования взрослых. Другие счита­ют более важным учить самостоятельному мышлению, прояв­лению инициативы и, естественно, находят для этого соответ­ствующие методы.

Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский ав­торитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и мораль­ный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, ли­тература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1. Знание родителями своих детей, их положительных и от­рицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие по­ручения выполняют, какие трудности испытывают, какие от­ношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, ма­ленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, каза­лось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети; 48% — какие фильмы смотрят; 67% — какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встре­чаются, кто их друзья. По данным социологических исследова-

ний (1997), 86% юных правонарушителей ответили, что роди­тели не контролировали их поздних возвращений домой.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отноше­ний в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует

приучение,

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятель­ности, то обычно превалируют практические методы. Интен­сивное общение во время совместного труда, просмотров теле­передач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети бо­лее откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для об­щения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее

влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замече­но издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, ов­ладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не рос­кошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать яв­ляются единственными воспитателями своего ребенка... В воз­расте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром пони­мании сложнейших душевных движений развивающегося чело­века», — писал В.А. Сухомлинский1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.