Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальные проблемы семейной педагогики




Как практика семейная педагогика существует очень давно и появилась одновременно с формированием в обществе такой ячейки, как семья. Первые требования к личности человека и его поведению, как результату семейного воспитания, встречаются уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтителен к старшим и др. Рекомендации по вопросам семейной педагогики содержались и в народных мудростях и в рукописях, появлявшихся на различных этапах развития человечества. Смысл их был связан с необходимостью и важностью системы воспитания, как обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие молодого поколения. Отмечалось, что только семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.

Как отрасль педагогической науки семейная педагогика имеет го­раздо меньшую историю и продолжает развиваться по сей день. Она изучает педагогические аспекты и закономерности влияния семьи на ребенка, особенности подготовки его к самостоятельной жизни, научные основы и направления развития в разные исторические периоды. Концепция семейной педагогики в истории ее развития[59] включала общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом, чест­ность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным и т.д.

В современных условиях основными проблемами, затруд­няющими семейное воспитание, считаются[60]:

• экономические и социальные трудности: невысокая заработ­ная плата и ее несвоевременная выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного ми­нимума. Все это не только снижает уровень внутрисемейного эмо­ционального настроя, не создает благоприятных условий для обще­ния в семье, но и отрывает ее взрослых членов (отца, мать) от про­ведения воспитательной работы в свободное время, так как они зачастую вынуждены искать дополнительную работу;

• резкое расслоение общества по материальному благосостоя­нию, появление очень богатых и крайне бедных семей. Это привело к тому, что многие добродетели, на основе которых строилось вос­питание в семье (честность, порядочность, доброта и т.п.), попросту не воспринимаются подрастающим поколением, так как ориентиры на безбедную жизнь повседневно пропагандируются средствами мас­совой информации, и при личном общении детей в детском саду и школе закономерно возникает вопрос, а почему в семье, где все с утра до вечера работают, не нарушают законов, но живут бедно, а в соседней семье — наоборот;

• забвение традиций народной педагогики, по неписаным зако­нам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Содержательные компоненты народной педагогики — традиции, обычаи, верования и т.п. — выражаются в стереотипных действиях и поведении, в де­талях быта, ритуалах, социальном поведении, отношении к различ­ным социальным группам и другим народам и т.п. Они наделены определенным социально-педагогическим потенциалом, который про­являет себя через функцию социальной памяти, осознание и иден­тификацию личностью себя со своим народом, предками, историче­ским прошлым; регулятивную функцию — ориентирование человека на совершенно конкретные правовые ценности, правила, предпоч­тительные способы и формы поведения; императивную функцию — ставящую человека в условия безоговорочного принятия культиви­руемой нормы, правила, способа мышления или действия;

• усилившаяся урбанизация общества. Раньше в небольшом городе, деревне, городском дворе все знали, чей это сын или чья это дочь. Родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно было вести себя недостойно. Иная ситуация сложилась ны­не в крупном городе, когда порой даже соседи, живущие на одной лестничной площадке, плохо знают друг друга;

• увеличивающиеся возможности раннего отделения взрослею­щих детей от своих родителей, от старшего поколения. Имея положи­тельные стороны, такая практика лишает молодые семьи возможно­сти воспользоваться знаниями и мудростью старших в жизни и в вопросах воспитания собственных детей. Возможности положительного влияния старшего поколения на детей и внуков снижаются, накоп­ленные за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт переда­ются им недостаточно или вообще остаются невостребованными;

• тенденция к увеличению числа семей, где только один, в луч­шем случае — два ребенка. В таких семьях дети не получают доста­точных практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, которые бывают нужны потом, при воспита­нии собственных детей;

• усилившееся влияние на детскую психику кино и видеофиль­мов, преимущественно зарубежных, демонстрирующих чуждые нам мораль и обычаи, воспевающие власть силы, богатства и денег. На задний план отходят поддержка слабого, чувство сострадания, дружбы, привязанности и любви, растет число совершаемых в стране право­нарушений;

• изменения в морально-психологическом климате семьи. Зачас­тую наблюдается стремление того или иного члена семьи проявить свой характер и повысить социально-психологический статус. Не­редко один из членов семьи позволяет себе кричать, проявлять злость и агрессию, причина которых кроется на работе, а также в город­ской и транспортной суете. При этом родственники вынуждены терпеть такое поведение, иначе конфликт усугубляется.

В современных условиях семейная педагогика должна стать бо­лее гибкой и практичной, учитывать происходящие в обществе из­менения, выступать просветителем молодых родителей по вопросам содержания и организации воспитания детей в семье, в вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, ус­тановлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что в комплексе пе­дагогических систем, функционирующих в обществе, значительную роль играет семья. Ее педагогические функции осуществляются благо­даря влиянию родителей, их дел и поступков, созданию в ней свое­образных воспитательных условий, обеспечивающих личную при­мерность членов семьи в выполнении моральных норм и законов, проведению воспитательной и праворазъяснительной работы, фор­мированию положительного отношения к общественным требова­ниям и правовым нормам. Существенную роль в повышении эффек­тивности выполнения педагогических функций и проблем семьи призвана сыграть специальная отрасль педагогики — семейная пе­дагогика, использование ее достижений в каждой семье.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.