Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концептуальные основы. Практика профессионального становления лич­ности студентов во время получения образова­ния убедительно свидетельствует




Практика профессионального становления лич­ности студентов во время получения образова­ния убедительно свидетельствует, что результа­ты его сегодня отстают от требований времени, в то время как со­циальная роль образования в обществе требует, чтобы они были опережающими. Как правило, уровень знаний выпускников не вы­зывает особых критических оценок, многие обладают основными профессиональными умениями, но в массе их практическая подго­товленность, профессиональная воспитанность, развитость нужда­ются в повышении. Нередки и факты неблагоприятных личностных изменений (разочарование профессиональным выбором, зарождение профессиональной деформации, снижение мотивации к достижению высот профессионализма, профессиональная неустойчивость, зани­женный уровень профессиональной самооценки по сравнению со способностью оценивать других людей и пр.), особенно у обучающих­ся без интереса, усердия, без выраженной установки на качествен­ную подготовку себя к будущей профессии.

В психологии и педагогике сложилось сейчас понимание про­фессионализма как целостного личностного образования, в котором профессиональная обученность (подготовленность) слита с качест­вами личности. Профессионализм определяется степенью реального соответствия всей личности и ее подготовленности к успешному осуществлению профессиональной деятельности, постоянным лич­ным самосовершенствованием и ростом профессиональных дости­жений. Показатели деятельности юриста всегда были прочно связа­ны с особенностями его личности, но современное положение в обществе и требования к его изменению при активном участии со­трудников правоохранительных органов делают эту связь решающей. Поэтому и вопросы обеспечения должного профессионального лично­стного роста (как идентичные употребляются и понятия — «лично­стного развития», «профессионального становления», «профессиона­лизации личности», «формирования личности») обучающихся в юри­дических образовательных учреждениях приобрели приоритетное значение. Это соответствует и требованиям действующих планов и нормативных документов Правительства и Министерства образова­ния России по радикальному улучшению в ближайшие годы систе­мы воспитания и развития личности обучающихся.

В юридических образовательных учреждениях есть немалый по­тенциал для того, чтобы выпускники были не только профессиональ­но обучены, но и формировались как юристы-личности, беззаветно преданные интересам создания правового, демократического, циви­лизованного государства, общества и каждого гражданина. Об этом личностно-формирующем потенциале говорилось в § 8.3, однако существующее отставание объясняется не только неполным исполь­зованием потенциала вуза, но и его недостаточностью.

Известно, что личность формируется в деятельности. Овладение деятельностью сопряжено с развитием тех качеств, наличия которых она требует от работника и зачатки которых он вынужденно прояв-

ляет в ней, упражняя, совершенствуя их и доводя до нужного для успеха уровня. Учение студентов, как вид деятельности, по своим целевым, содержательным, операциональным характеристикам, ус­ловиям, играющим решающее значение для профессионально-лич- {■■ ностного становления, существенно отличается от практической пра-.. воохранительной деятельности. Многочасовое сидение в учебных ау­диториях, чтение книг, разговоры о том, как надо действовать, хотя '. и дают много будущим юристам, объективно не в состоянии сделать их профессиональными практиками. Можно утверждать, что учеб­ный характер, учебные условности и содержание деятельности сту­дентов внутри вуза объективно не содержит достаточных возможно­стей для общего и особенно профессионального становления их как профессионалов.

Построить деятельность вуза, всю его атмосферу по образцу пра­воохранительного органа нельзя, но непременно необходимо изыски­вать и использовать все возможности для приближения жизни и учебы студентов к профессиональным реалиям. При этом нет необходимости ломать существующий образовательный процесс — нужно дополнять, расширять его личностно-формирующее пространство. Начало такой работы в вузах есть в виде предусмотренной учебным планом произ­водственной практики. Однако при эпизодическом, с большими пере­рывами и кратковременном проведении она недостаточна для необхо­димых профессионально-личностных изменений у студентов. К тому же ее надо совершенствовать методически, ибо в правоохранительных органах студентов нередко используют как «подручный материал» для выполнения черновой работы — канцелярской и посыльной.

Ускоренное и более качественное профессионально-личностное становление студентов как профессиональных юристов возможно лишь при условии систематического участия их в практическом решении профессиональных задач. Наиболее доступным и эффективным спо­собом такого участия является расширение личностно-формирующего пространства вуза путем включения в него непрерывной производст­венной практики студентов с 1 по 5 курс при педагогически эффек­тивном руководстве ею. Она выступает одним из важнейших спосо­бов реализации известного в общей педагогике личностно-деятель-ностного подхода в условиях профессионального образования, а также одного из ведущих педагогических принципов — принципа единства обучения и воспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.