Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минеральное питание растений




Растения корневой системой поглощают из почвы ионы (катионы и анионы) солей. Так осуществляется минераль­ное питание растений. Поглощенные корнями ионы солей могут вступать в химические соединения с различными органическими в-вами, которые образуются в расте­ниях при фотосинтезе.

Каждый элемент минерального питания участвует в жизненных процессах, происходящих в растениях.

При недостатке в почве минеральных солей их вносят в виде минер. удобрений.

Ø Удобрение, в состав которо­го входят азот, фосфор и калий, называют полным.

Ø Удобре­ние, не содержащее один из этих элементов, называют неполным.

§ Азотные удобрения - селитра, мочевина, сульфат аммония - азот усиливает рост стеблей и листьев (капуста).

§ Фосфорные — суперфосфат, костная мука – фосфор ускоряет рост и созревание плодов (томат).

§ Калий­ные — КСl, KNO3, зола - калий усиливают рост корней, луковиц, клубней (картофель, лук, чеснок)

Вносят в почву и органические удобрения. Это вещества органического происхождения — навоз, птичий помет, перегной, торф и др.

Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой. Если в почву вносят золу и сухие минеральные удобрения, то подкормку называют сухой. При жидкой подкормке удобрения разбавляют или растворяют в воде. Вносят удобрения строго по норме, т.к. излишек их может привести вред растениям.

Выращивать растения можно и без почвы, на водных питательных смесях, если в их соста­ве будут все элементы, необходимые для питания растений. Такой способ выращивания растений получил название гидропоники.

Дыхание корней.

Для нормального роста и развития растения необходимо, чтобы к его корням поступал свежий воздух. На тяжелых глинистых и заболоченных почвах растения страдают от недостатка кислорода. Вода в таких почвах вытесняет воздух и нормальное дыхание корней нарушается. Рыхление почвы помогает сохранить влагу на сухих участках. При подсыхании почвы на ее поверхности образуется корка: она способствует быстрому испарению воды. Во время рыхления корка разрушается и влага сохраняется.

С6Н12О6 + 6 О2 = 6СО2 + 6 Н2О + Энергия (38 АТФ)

Экологические типы корней — типы корней в зависимости от их местообитания.

o почвенные — расположенные в почве (характерны для большинства растений);

o воздушные — обитающие в воз­духе и не стремящиеся к почве. У орхидей, живущих на ство­лах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образу­ются воздушные корни, свободно свисающие вниз. Такие корни поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях.

o водные — не укореняющиеся на дне (ряс­ка);

o гаустории — внедряющиеся в тело растения-хозяина (стеблевые паразиты повилика, омела, корневые паразиты зара­зиха, раффлезия);

o дыхательные корни — растущие вертикально вверх, в воздух, корни, предназначенные для дыхания. Свойственны растениям, произрастающим на тро­пических болотах (растения мангровых зарослей, например бо­лотный кипарис);

o втягивающие — заглубляющие в почву основания побегов для сохранения зимующих почек (лилия, амариллис, тюльпан и другие многолетние травы),

o запасаю­щие — выполняющие функцию запасания питательных ве­ществ. Обычно формируются за счет разрастания паренхимы древесины (корнеплоды редьки, редиса) или луба (корнеплод моркови);

§ Разросшийся главный корень образует корне­плод (морковь, свекла).

§ Разросшиеся придаточные корни образуют корневые шишки – корнеклубни (георгин).

o захватывающие площадь питания, свойственные корнеотпрысковым растениям (бодяк, осот, вишня, малина, одуванчик);

o ходульные — дающие дополнительную опору побегам (монстера, баньян);

o прицепки — прикрепляющие растение к камням, стенам, другим растениям, для того чтобы поднять побеги вверх (плющ, ваниль)

o симбиотические — образующие симбиоз с клубеньковыми азотфиксирующими бактериями (у бобовых растений)

§ Клубеньки на корнях растений семейства бобовых (го­рох, бобы и т.д.), представляют собой разрастание паренхимной ткани корня под воздействием почвенных или клу­беньковых бактерий, способных фиксировать молеку­лярный азот атмосферы. Этот симбиоз широко используют в сельском хозяйстве для обогащения почвы азотистыми веществами.

§ Образующие грибо­корень (микоризу) в симбиозе с грибами.

Как бы ни положили прорастающее семя или укореняющийся побег - их корни обязательно будут направлены вниз. Это явление называется геотропизмом – чувствительностью к земному притяжению.

В почве корень, продвигаясь вниз, всегда направляется в сторону, где содержится влага, минеральные в-ва и кислород. Такое движение органов растения, в том числе и корня, в сторону нужных им химических в-в называется хемотропизмом.

Ø С1. Каково значение рыхления почвы для жизнедеятельности корней растений? Ответ поясните. 1) рыхление разрушает почвенную корку, сохраняя влагу, способствуя минеральному питанию растений и улучшая его; 2) обогащает почву воздухом, способствуя дыханию корней.

Ø С2. Какие части корня обозначены на рис. цифрами 1, 3, 5? Какие ф-ции они выполняют?

1) 1-корневой чехлик защищает кончик корня от механических повреждений 2) 3- зона роста (растяжения), обеспечивает рост корня и длину 3) 5- зона проведения (ветвления), обеспечивает транспорт воды и минеральных солей вверх ко всем органам растения (восходящий ток) и отрастания боковых

Ø С2. Определите зоны корня, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 4, и укажите их ф-ции.

1) 1 — корневой чехлик, защищает кончик корня от механических повреждений; 2) 2 - зона деления, обеспечивает рост корня в длину за счет деления клеток; 3) 4 - зона всасывания, зона корневых волосков, обеспечивает всасывание воды и минеральных веществ.

Ø С2. Рассмотрите изображенные на рисунке объекты. Объясните причину группировки изображений (А, Б). Что представляют собой органы, обозначенные цифрой 3 на объекте д? Каковы их основные функции?

1) А - стержневая корневая система, Б — мочковатая корневая система; 2) видоизменённые придаточные корни (корневые шишки); 3) функции — запасают вещества и обеспечивают вегетативное размножение.

Побег

Ø Побег — это стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Формиро­вание побега относится к крупнейшим ароморфозам, обусло­вившим выход растений на сушу.

Побег состоит из осевой части – стебля и боковых частей – листьев и почек.

· Вегетативные побеги состоят из стебля, листьев и почек.

· Генеративные побеги помимо вегетативных частей имеют цветки.

Стеблевая часть побега состоит из узлов и междоузлий.

ü Участок стебля, от которого отходит боковой орган — лист, называют узлом.

ü Участки стебля между узлами называют междоузлиями.

ü Угол между листом и стеблем называют пазухой листа.

ü В пазухах листьев развиваются пазушные почки.

В зависимости от расположения на побеге различают почки верхушечные и боковые.

Верхушечная почка находится на самом верхнем конце побега. С помощью верхушечных почек побеги нарастают в длину.

Боковые почки располагаются в пазухах листьев. Из них вырастают боковые побеги.

Расположение почек и листьев на побеге бывает:

• супротивным;

• очередным;

• мутовчатым.

По характеру роста побеги делят на:

ü прямостоячие (пшеница, кукуруза, сосна),

ü ползучие (клевер, живучка ползучая),

ü стелющиеся (можжевельник)

ü цепляющиеся или лазающие (лианы, мышиный горо-шек),

ü вью­щиеся (вьюнок),

ü укороченные (подорожник, одуванчик).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.