Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Политико-правовая мысль Арабского Востока




Зарождение ислама, его истоки. Суннизм и шиизм - два ортодоксальных направления в мусульманстве. Категории «халифат», «имамат», «эмират» в мусульманской политической мысли. Соотношение светской и духовной властей.

Возникновение и развитие мусульманского права, его источники, структура, механизм действия.

Доктрина как основной источник мусульманского права. Возникновение школ-толков (мазхабов) мусульманского права. Суннизм: ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалисткая и др. Шиизм: джафаритская, исмаилитская, зейдитская и др.

Проблемы государства и политики. Два подхода к изучению государства и политики - нормативно-юридический и этико-философский.

Вклад в развитие мусульманской политико-правовой мысли Абу-Насра аль-Фараби (870-950 гг.). Главная цель политики достижение счастья и лучшей доли для человека. «Невежественные» и «добродетельные» города-государства.

Ибн Сина (980-1037 гг.) - Авиценна. Политическое знание в изучении способов осуществления власти, организации дел в «добродетельных» и «плохих» городах.

Ибн Рушд (1126 - 1198 гг.). Религия как политическое искусство, необходимое даже в идеальном государстве. Возможность организации общественной жизни на твердом фундаменте знания.

Политическое учение Ибн Халдуна (1332 -1406 гг.) - вершина мусульманской политико-правовой мысли. «Муккадима». Соединение философского и юридического подходов к государству. Указания на прямую связь политики с исламом и властью правителя, основанной на предписаниях мусульманского права. Классификация форм правления.

 

Тема 7. Политико-правовая мысль Возрождения

Мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства каждого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека.

Новая наука о политике. Н.Макиавелли (1469-1527гг.). «Государь», «История Флоренции» и др. Макиавелли об опыте истории, о природе человека, о целях и формах государства. Взгляды на соотношение политики и морали. Макиавеллизм. Государство - монополист публично-властных прерогатив. Государь, государственный аппарат - носитель верховной самодержавной власти. Непременное условие осуществления его политической власти - согласие подданных. Завоевать расположение народа - главная задача государя. Современная оценка макиавеллизма.

Жан Боден о закономерностях общественного развития и происхождении государства. Теория государственного суверенитета Жана Бодена.

Политико-правовые идеи раннего социализма. Вопросы государства и права в «Утопии» Т.Мора и в книге Т.Компанеллы «Город Солнца».

Тема 8. Политические и правовые учения Реформации

Переворот в идеологии западной Европы позднего средневековья (Реформация). Движение за переустройство церкви. Идеал Реформации. Средства достижения этого идеала.

Политико-правовое учение М.Лютера. Идеолог бюргерского направления Реформации. Тезис о спасении верой – первая раннебуржуазная версия принципа равноправия. Область веры за пределами действия законов государства. Насаждение культа государства.

Политико-правовое учение Т.Мюнцера. Идеолог крестьянско-плебейского лагеря. Социальные и политико-правовые идеи восставших. Призыв к объединению в «христианский союз и братство, любыми средствами. Установление справедливого общественного строя. Демократизм мюнцеровской программы.

Политико-правовое учение Ж.Кальвина. Догмат о божественном предопределении. Долг истинного кальвиниста целиком посвящать себя своей профессии, быть бережливым, экономным. Презирать расточительность и наслаждения. Пробуржуазный характер коренной реформы устройства церкви. Объявление власти божественной, право на сопротивление ей лишь в крайнем случае. Жестокая религиозная нетерпимость к инакомыслию, особенно к крестьянско-плебейским ересям. Значение кальвинистской идеологии.

Историческое значение Реформации. Свобода мысли и совести есть предпосылка и обязательный признак антидеспотического, демократически организованного человеческого общежития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.