Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Политические и правовые учения Средневековья




 

1. Характерные черты средневековой политико-правовой мысли.

2. Учения о государстве и праве в России.

3. Новая наука о политике. Н.Макиавелли (1469-1527гг.).

4. Переворот в идеологии западной Европы позднего средневековья (Реформация).

Методические указания

Важнейшей проблемой в средние века стало соотношение светской и духовной властей. Теоретически признавалась их самостоятельность и невмешательство в дела друг друга. Фактически вся эпоха средневековья, особенно на Западе, характеризовалась большим влиянием христианской религии. Основателем христианской доктрины государства стал Фома Аквинский.

Наряду с официальной идеологией развивались и иные течения, противоположные или оппозиционные официальному вероучению. Наиболее радикальные представители еретических движений предлагали вернуться к раннехристианской организации церкви. Катары в своих требованиях доходили до отрицания современного государства, его институтов и установлений. Еретические движения оказали большое влияние на идеологию Реформации и ранних буржуазных революций.

Смелую мысль о необходимости разделения светской и духовной властей высказал Марсилий Падуанский. Он отстаивал также тезис о том, что настоящий источник власти - народ. Важное место отводил М.Падуанский выборности как принципу формирования государственных учреждений.

При рассмотрении второго вопроса нужно:

- уяснить взаимосвязь основных этапов развития государства, важнейших явлений русской истории XV - XVII в. с развитием политико-правовых учений;

- отметить, что основными проблемами в политической мысли были вопросы происхождения русского государства, родословия князей, правомерность их династических притязаний, взаимоотношение светской и духовной властей. Активно обсуждались нравственные и юридические нормы, которыми должен руководствоваться правитель;

- основываясь на этих вышеизложенных аспектах, сформировались основные направления политической мысли – «нестяжатели», «иосифляне», выражение интересов дворянства у И.С.Пересветова, деспотическая доктрина И.Грозного, тираноборческие идеи А.Курбского.

При рассмотрении вопросов охарактеризовать взгляды Макиавелли по проблеме соотношения политики и морали. Макиавеллизм. Государство - монополист публично-властных прерогатив. Государь, государственный аппарат - носитель верховной самодержавной власти. Непременное условие осуществления его политической власти - согласие подданных. Завоевать расположение народа - главная задача государя.

Мартин Лютер – представитель бюргерского крыла Реформации. Тезис о необходимости полной автономии религиозной организации общества, исключительно сферой духовной деятельности - свобода совести, внутренний мир человека. Несмотря на противоречивость его взглядов, именно он первым убедительно обосновал принцип независимости государственной власти при решении задач социально-экономической и политической жизни общества.

Наряду с бюргерским течением и более радикальное - плебейское течение. Его идейным вдохновителем Томас Мюнцер (1490-1525). На первых порах последователь учения Лютера, но вскоре порывает с Лютером, все более склонявшимся к идее покорности и смирения властям. Наиболее близким учение радикальных последователей Я. Гуса - таборитов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.